Курсовая с практикой на тему Педагогическая профилактика отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации 6
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических источниках 6
1.2. Понятие нормы и отклонения детей 11
Глава 2. Практические основы профилактики отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации 20
2.1. . Методика профилактики отклонений в развитии детей дошкольного возраста 20
2.2. Исследование отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации 27
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1. 40
Методика диагностики «Доски Сегена» 40
Введение:
Актуальность исследования. Содержание образования в современ-ном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие че-ловека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной сум-мы знаний, но и в развитии базовых способностей.
Вопросами организации жизни детей дошкольного возраста в дет-ском саду занимались Н.М. Аксарина, Л.Н. Павлова, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др. Психолого-педагогические особенности развития детей до-школьного возраста изучали Л.С. Выготский, М.П. Денисова, Л.Т. Журба, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, С.Ю.Мещерякова, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема ор-ганизации предметно-развивающей среды в детском саду разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (О.В. Артамонова, Т.Н. Дороно-ва, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).
Правильная организация повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации ведет к позитивной социализации и всесто-роннему развитию ребенка дошкольного возраста в адекватных его воз-расту детских видах деятельности, развитию физических, интеллектуаль-ных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитию предпосылок учебной дея-тельности. Поэтому проблема организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации актуальна.
На данный момент одной из наиболее актуальных проблем, возни-кающих в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связан-ные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного воз-раста. На современном этапе детский сад становится одним из определяю-щих социальных условий формирования личности ребёнка.
1. Объект исследования: дети дошкольного возраста
2. Предмет исследования: отклонения в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Цель исследования: изучение методов профилактики отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что теоретическое изу-чение особенностей развития детей дошкольного возраста в норме и от-клонении помогут исследовать отклонения в развитии детей и определить профилактику отклонений детей дошкольного возраста.
5. Задачи исследования:
Изучить особенности развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических источниках;
Рассмотреть понятие нормы и отклонения детей;
Определить методику профилактики отклонений в развитии де-тей дошкольного возраста;
Исследовать отклонений в развитии детей.
6. Методы исследования.
Теоретические: общенаучный, индуктивный методы, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Эмпирические: описание, сравнение, измерение, наблюдение, экспе-римент, анализ.
7. Методологическая основа исследования: работы, в которых пред-ставлены исследования П.П. Блонского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, О.Н. Усановой, А.В. Мудрика и др.
8. Теоретическое значение исследования: данные анализа литературы могут быть полезны при составлении методики профилактики отклонений в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации.
9. Практическая значимость исследования: данные работы могут быть полезны студентам педагогических направленностей и практикую-щим педагогам в организации работы по профилактике отклонений в раз-витии детей в условиях дошкольной образовательной организации.
10. База исследования: Детский сад № 59 Весна г. Волжский.
11. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий.
Повседневность играет важную роль в формировании субъекта по-знания. Повседневная реальность определяется в философии как место пребывания эмпирического субъекта, а повседневное мнение – это его опора. Повседневность – это мир опыта, в котором действует эмпириче-ский субъект на уровне рассудка. В современных информационных усло-виях стоит вопрос не просто о существовании эмпирического субъекта как субъекта практической деятельности, вопрос поставлен о самих структу-рах повседневности.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педаго-гические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сло-житься окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объек-тами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете, все это может привести к самым разнообразным формам девиантно-го поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Закономерности развития психики детей носят всеобщий характер. Отклонения в развитии происходят в неблагоприятных условиях органи-ческого повреждения структур и функций ЦНС, нарушений в анализатор-ных системах, неадекватного воспитания и т.д. В процессе компенсации и специального обучения формируются обходные пути развития психики. Но эти пути более энергозатратны, т.е. требуют дополнительных усилий, как от самого ребенка, так и от взрослых, которые его окружают.
Внимание к проблемам отклонения в развитии детей вызвано тем, что количество людей с разными видами аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Однако при всей важности проблем реабилитационной и коррекционной помощи их реше-ние тормозится отсутствием исследований, показывающих эффективность того или иного коррекционного подхода. Это тем более актуально, что в настоящее время многие службы оказались перед необходимостью скон-центрировать усилия как на лечении, так и на социально-психологическом сопровождении их социализации и трудовой адаптации.
Проведенное исследование отклонений в развитии детей проводилась на базе Детский сад № 59 Весна г. Волжский. Результаты исследования, представленные в тексте курсовой работы, описывают выполнение в норме у здоровых детей. Эффективность психологической диагностики в значи-тельной степени зависит не от информативности используемой методики, а от умения психолога правильно, качественно интерпретировать получен-ный экспериментальный материал.
Правильная организация повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации приводит к положительной социализации и всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста в адекватной его возрасту детской деятельности, развитию физического, интеллектуального, духовного, нравственного, эстетического и личностные качества ребенка, творческие спортивно-свойства, а также развитие предпосылок к учебной деятельности. В стихотворении актуальна проблема организации повсе-дневной жизни детей в дошкольной образовательной организации.
Фрагмент текста работы:
Особенности развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогических источниках
Каждый ребенок – это неповторимая личность, нуждающаяся в осо-бом подходе. Воспитание начинается с первых дней жизни.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенно-стей детей в процессе воспитания. В частности, эти вопросы ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. [27] Более того, некоторые из них раз-рабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хо-тя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходи-лись в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особен-ности и опираться на них в процессе воспитания.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на обязательном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдви-нул и обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны отвечать возрастным этапам развития. «Все подлежа-щее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприя-тию в каждом возрасте», – считал Я.А. Коменский [29].
Много полезных идей на этот счет имеются в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и дру-гих ученых. Н.К.Крупская подчеркивала, что: «если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, то мы не сумеем их хорошо воспитать» [27].
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в со-циуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определен-ных качеств и умений [11]. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это совсем не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму, особенно тогда, когда он не понимает, за что наказан. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения называющегося «шантаж» — ребенок соглашается выполнять свои обязан-ности только взамен предоставления ему каких-либо благ и удовольствий.
Дошкольный возраст – уникальный этап в развитии ребенка, т. к. яв-ляется возрастом первоначального становления личности ребенка. Он ка-чественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что про-является в особенностях биогенеза и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социаль-ным миром, в самосознании. Воспитание обеспечивает гармонию взаимо-действия ребенка с окружающим миром, закладывая на этом этапе куль-турный фундамент личностного развития, а так же создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками [2].