Курсовая с практикой на тему Педагогическая поддержка дошкольников в математических играх
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глоссарий 3
Введение 4
§1. Особенности формирования математических способностей у дошкольников 7
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста 7
Место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности дошкольника 13
§ 2.Анализ результативности использования педагогической поддержки дошкольников в математических играх УБРАТЬ!! 18
Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников 18
Методика обучения старших дошкольников математике с использованием педагогической поддержки 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Курсовая работа посвящена характеристике приёмов педагогической поддержки дошкольников в математических играх.
Значимость выбранной темы исследования заключается в том, что игра в дошкольном возрасте занимает главенствующее положение в жизни и деятельности ребенка. Потребность в игре у детей сохраняет важную роль в первые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства и времени. В этом привлекательность игры.
В игре все стороны личности дошкольника формируются в единстве и взаимодействии. В то же время, как показывает практика, дошкольников увлекают только подвижные игры и дидактические игры, так как они требуют напряжения воли и мысли, преодоления трудностей. В связи с этим большое поучительное значение имеет математическая игра. Он тесно связан с обучением на уроках, с наблюдениями в быту. Математические игры являются важным и достаточно сложным процессом овладения знаниями, который способствует мобилизации умственных способностей дошкольника, развитию его воображения, внимания и памяти. Часто математическая игра служит возможностью сообщить дошкольникам новые знания, расширить их кругозор.
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными исследователями. В частности, мы проанализировали работы таких авторов, как Антонова Д.Ю., Газман О.С. Егошина С.Н., Крутова М.В., Михайлова З.А., Щербакова Ю.В. и так далее.
А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Колмогоров, В.В. Давыдов, Ю.В. М. Колягин, С.Л. Рубинштейн и др. Они наблюдали такие особенности мыслительного процесса у детей среднего и старшего дошкольного возраста, как гибкость мышления, критическое мышление, способность находить исключительные пути решения познавательной задачи.
Среди научных педагогов, исследовавших и разработавших методику обучения математическим навыкам дошкольников, — Т. И. Ерофеева, А. Белошистая, Н. В. Ломова, З. А. Грачева, М. А. Габова, Махин Н. С. и другие.
Важность выбранной темы состоит в том, что уровень развития логических и математических понятий во многом зависит от педагогической поддержки ребенка в той или иной деятельности. Правильно организованная педагогическая поддержка детей влияет на развитие логических и математических представлений у дошкольников, дети интересуются новой информацией, имеют потребность в мыслительной деятельности, требующей от ребенка умения анализировать (распознавать признаки), сравнивать (видеть отличия) , обобщать.
Цель исследования: изучение проблемы использования приёмов педагогической поддержки в математических играх.
Предмет исследования – использование приёмов педагогической поддержки дошкольников в математических играх.
Объект исследования − процесс логико-математического развития дошкольников в математических играх.
Задачи исследования:
1. Изучить современные подходы к содержанию и задачам математичес кого развития дошкольников.
2. Охарактеризовать сущность математических игр и их роль в формировании математических представлений дошкольников.
3. Раскрыть понятие «педагогическая поддержка» и приёмы её реализации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В рамках первой главы исследования указаны особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста; изучили современные требования к содержанию логико- математического развития дошкольников.
В рамках второй главы исследования раскрыта сущность и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности дошкольника.
Также мы охарактеризовали понятие педагогической поддержки и раскрыли методику обучения дошкольников математике с использованием приёмов педагогической поддержки.
Методология исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Развитие математических представлений у дошкольников на вводном этапе очень важно для их интенсивного интеллектуального развития. Источником знаний дошкольника является чувственный опыт, объем которого зависит от того, насколько хорошо ребенок овладевает суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических понятий является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание учебной деятельности должно обеспечивать формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира, создавая тем самым картину мира. При этом центральное место занимает обогащение сенсорного опыта детей путем изучения цветовой гаммы, размера, формы, пространства, а обучение основано на принципе постепенного перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного знания к логическому, от практического к теоретическому.
Уровень развития логических и математических понятий во многом зависит от педагогической поддержки ребенка в той или иной деятельности. Правильно организованная педагогическая поддержка детей влияет на развитие логических и математических представлений у дошкольников, дети интересуются новой информацией, имеют потребность в мыслительной деятельности, требующей от ребенка умения анализировать (распознавать признаки), сравнивать (видеть отличия) , обобщать (выявлять закономерности).
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психически.
Основными педагогическими приемами при этом являются: эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха, методика пассивного и активного слушания, моделирование заданий для формирования у ребенка чувства общности с другими людьми, вербализация проблемы, «раскодирование» посланий ребенка, рефлексия. Тактики «содействие» и «взаимодействие» Тактика «содействие»: ребенок выступает в качестве субъекта выбора.
Фрагмент текста работы:
§1. Особенности формирования математических способностей у дошкольников
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Научные исследования, наблюдения за детьми в детских садах, детсадах и семьях, изучение их в процессе воспитания и обучения и опыт лучших воспитателей детских садов показывают не только возможность, но и настоятельную необходимость самого внимательного отношения к развитию математических понятия у детей.
По мнению З.А. Михайловой под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [17].
Оформление элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов мыслительной деятельности, что предусмотрено программными требованиями. Его основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности [1].
Каково конкретное содержание математического развития ребенка? Сюда входит достаточно широкий спектр знаний, умений и навыков, которые можно развивать следующим образом:
1. Распознавание детьми размеров предметов и сравнение этих величин (большой — маленький, больше — меньше; длинный — короткий, длиннее — короче; толстый — тонкий, толще — тоньше; высокий — низкий, выше — ниже; широкий — узкий, шире — уже, глубокий — мелкий, глубокий — тоньше; тяжелее — легкий, тяжелее — светлее).
2. Управление счетом: возможность использовать счет для определения суммы.
Овладение образованием и составом чисел в 1-м десятке, для детей 7 лет и в пределах 2-го, а также умение выполнять простые действия: сравнивать, складывать, вычитать.
3. Развитие представлений о пространственных отношениях (вниз — вверх; вперед — назад; вправо — влево; высоко — низко; далеко — близко).
4. Знакомство с геометрическими фигурами (куб, сфера, четырехугольник, треугольник, квадрат); умение правильно называть эти формы, узнавать их в окружающих предметах.
Развитие представлений о времени (сегодня, вчера, завтра, утро, вечер, день, ночь); Распознавание времени на часах с точностью до часа; последовательность сезонов; использование календаря.
В своих работах К. Д. Ушинский отмечает, что важно соблюдать дидактические принципы в формировании математических понятий у дошкольников:
1. Одним из основных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но развиваются все познавательные мыслительные процессы, связанные с чувством, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы. развитие личности ребенка в целом.
Развивающий эффект обучения достигается только в том случае, если [4] оно направлено в «область ближайшего развития». Как правило, в этом случае ребенок усваивает знания с небольшой помощью взрослого. Педагог должен помнить, что «область ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.
Большое внимание при организации обучения следует уделять развитию мышления детей, начиная от практических действий с конкретными предметами или их изображениями и заканчивая оперированием понятиями, т.е. к логическим действиям. Например, при ознакомлении детей с серией воспитатель организует их практическую деятельность — дети работают с наборами (группами) однородных предметов: перемещают, переставляют, заставляют, нанизывают, обозначают предметы и действия со словами. В результате формируются представления о большей и меньшей толпе, равной и неравной толпе (красных кругов больше, чем синих; красные и синие круги распределены равномерно и т. д.). В дальнейшем практические действия, обеспечивающие сравнение, заменяются произношением, обозначением действий словами, и тогда мысленно возможен процесс сравнения двух групп предметов на основе количественного сравнения с числами (красный и синий кружочки одинаковые — их три).
Приобретение знаний, но прежде всего повышение их качества, развитие мышления и обеспечение развития ребенка.
2. Принцип воспитательного воспитания отражает необходимость обеспечения в воспитательном процессе благоприятных условий для воспитания ребенка, его отношения к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение – две стороны единого процесса формирования личности. Они неразделимы, хотя и не одно и то же.
Большое воспитательное значение образования подчеркивали классики педагогики [13]
Воспитательный эффект обучения достигается, во-первых, за счет объективности самого познавательного материала. Дети сравнивают, сравнивают неабстрактные числа, агрегаты и в то же время воспринимают результат человеческого труда, дружеской взаимопомощи: мальчик поделился с другом и т.д. Во-вторых, под влиянием воспитания в детях воспитываются нравственно-волевые человеческие качества [12]: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.
Воспитание характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, вырабатывающих у них самостоятельность и привычку к систематической работе, интерес к знаниям и стремление к их активному использованию.
3. Современная педагогика делает акцент на принципе гуманизации педагогического процесса как на одном из руководящих принципов. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должна быть не передача знаний и умений, а развитие умения приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической безопасности, учет своих способностей и потребностей. Иными словами, личностно-ориентированная модель обучения – это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для развития ребенка как личности.
4. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе углубленного знания индивидуальных способностей ребенка, создает условия для активной познавательной деятельности всех детей в группе и каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход к ребенку реализуется как в процессе организации коллективных (уроки математики), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на следующие показатели [4]: