Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Педагогическая деятельность и публицистика Крупской

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие положения феминизма в России рубежа веков 5
1.1. Сущностные характеристики женского просвещения как глобального феномена 5
1.2. Предпосылки и условия создания женской школы в России 10
Глава 2. Н.К. Крупская как значимая деятельница отечественного женского просвещения 15
2.1. Система женской прессы в России и место просветительской деятельности Н. К. Крупской в ней 15
2.2. Итоги деятельности Н. К. Крупской в контексте эпохи 24
Заключение 29
Библиографический список 31

  

Введение:

 

Развитие образования способствует преодолению кризисных ситуаций в обществе, улучшению уровня жизни населения и обеспечению национальных интересов. Реформы в сфере российского образования, направленные на создание национальной системы школьного образования с учетом лучших образцов мирового и отечественного опыта, требуют более активного использования исторических достижений и традиций. В этой связи особенно важным является исследование аспектов становления и развития женской феминистической прессы. Сегодня, когда женщины формально получили права, изучение опыта формирования и развития сети образовательных женских заведений, борьбы женщин за право на свободу слова во второй половине XIX – начале ХХ века приобретает особую актуальность, поскольку так мы можем проследить динамику становления женщины в обществе.
Ведущими центрами феминизма, начиная с 60-х годов XIX века, были крупные российские города, среди которых главное место занимали Петербург и Москва. Именно на их примере можно составить представление о типичных чертах женской феминистической прессы, возникшей в определенный период и функционировавшей до утверждения советской власти в России. Однако изучению процесса создания и развития женской феминистической прессы в России не уделялось достаточного внимания. Соответственно результаты проведенного исследования имеют особую ценность в свете становления нового демократического общества в России, обновления всех сфер общественной жизни на основе социального согласия и толерантности.
Цель исследования – проанализировать сущностные характеристики деятельности Н. К. Крупской в развитии женского образования и феминистического движения, охарактеризовать особенности развития женского образования с имперских времен до современности.
Объектом исследования является феномен возникновения женского образования.
Предмет исследования – закономерности деятельности Н. К. Крупской в развитии женского образования и феминистического движения.
Методологической основой исследования стали принципы историзма, системности и научной объективности. Применение системного подхода позволило более полно воссоздать процесс создания и деятельности организаций женской прессы. Предмет и задачи исследования обусловили использование историко-типологического и проблемно-хронологического методов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Появление женских средних учебных заведений на конец XIX века позволило девушкам получить приличное по тем временам образование. Своей деятельностью эти заведения способствовали процессу распространения культуры и грамотности среди населения, подготовили значительный контингент воспитанных и образованных учителей, а также фактом своего существования усиливали осознание необходимости и важности основательного образования для женщин.
Таким образом, на конец XIX века на территории Российской империи расширилась сеть женских гимназий. Их количество насчитывало более 500 учебных заведений, в которых приобретало образование около 100 000 учениц. Сначала такие заведения основывались в больших городах, а уже со временем появлялись в небольших населенных пунктах. Женские гимназии сформировались как принципиально новый тип учебных заведений, которые успешно вошли в модернизированное общество конца XIX века.
История изданий, предназначенных для женщин, ставших прототипами современного нам глянца, в России началась еще в восемнадцатом веке, однако эпоху расцвета этот тип периодики пережил в первые годы девятнадцатого века. Развитие сентиментализма в литературе и искусстве обусловило популярность заданной темы и появление подобных изданий. В это время понятия, связанные с чем-либо рациональным, были отодвинуты на второй план, а внимание общества вновь было обращено к вопросам женственности, чувства и эмоций. С появлением специализированных изданий для женщин выражалась также своеобразная идеология издателей, направленная, помимо чисто развлекательных функций, на выполнение функций образовательных, просветительских, что способствовало повышению статуса женщины в российском обществе того времени.
Неоценимы заслуги Н.К. Крупской как теоретика советской педагогики. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой организаторской работой в области народного образования. Это является одной из причин, почему выдвигаемые Надеждой Константиновной теоретические положения были всегда тесно связаны с жизнью, с практикой. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни.
В своих брошюрах, статьях, устных выступлениях советского периода Н.К. Крупская разработала с марксистских позиции основные проблемы коммунистического воспитания. Ее творчество очень многогранно по своей тематике: оно охватывает общие вопросы педагогики, организацию народного образования, учебно-воспитательный процесс в школе, трудовое воспитание и политехническое образование, детское коммунистическое движение воспитание в семье, дошкольное дело «и ряд других вопросов.
Богатейшее педагогическое наследие Надежды Константиновны представляет собой цельную и стройную систему взглядов, единую по своему идейному содержанию. Какой бы частный педагогический вопрос Н К. Крупская ни затрагивала, она всегда связывала его с задачами строительства нового общества с политикой партии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения феминизма в России рубежа веков

1.1. Сущностные характеристики женского просвещения как глобального феномена
Женское образование выступает средством трансформации образовательной, экономической, социальной и семейной подсистем общества, поскольку является инструментом реализации естественных прав и потребностей женщин на получение образования; повышения конкурентоспособности национальной экономики; корреляции между социальным статусом и образовательными возможностями; сохранения семейных ценностей.
Для выяснения понятия «женское образование» обратимся к педагогическому словарю С. Гончаренко, в котором это понятие толкуется как самостоятельная отрасль, возникшая в связи с неравноправным положением женщины в обществе . Как мы видим, акцент делается на место женщины в обществе. В другом словаре понятие «женское образование» рассматривается как вид образовательной деятельности, которая сконцентрирована на женщинах, вступающих в сферу труда или возвращающихся к ней после длительного перерыва, а также на тех, кто стремится расширить спектр жизненного выбора или обогатить свой личный и жизненный опыт . Американский исследователь Б. Бэнк, рассмотревший специфику организации учебно-воспитательного процесса в колледжах в начале XXI века, убежден, что женское образование – это комплексный термин, который отражает гендерное равенство при получении образования путем формирования системы навыков и умений, характер которых определяется развитием промышленности, общественных отношений, науки, техники и культуры .
Женское образование благодаря своей многомерности рассматривается как процесс социализации женщины и адаптации ее к изменениям в обществе с учетом ее потребностей, трансформации ценностных основ; социальный институт, который выступает механизмом демократизации и социальной защиты, устранения институциональных гендерных диспропорций, создавая условия для равенства и социальной справедливости; социально-педагогическая система, которая является важной составляющей системы высшего образования и отличается своей гендерно-социализирующей функцией и социальной и человекоориентированностью .
Освободительная реформа 1861 года знаменовала наступление в капиталистической эпохе новых экономических отношений и предопределяла коренные изменения в сфере социальной. В конце XIX века в украинских губерниях Российской империи начали применяться новые способы обработки почвы, заметными стали изменения в развитии перерабатывающей промышленности, значительно активизировалась мелкая крестьянская снабженческо-сбытовая кооперация, появились новые формы управления хозяйствами.
И хотя экономика все еще имела много остатков феодального способа производства и приобретала несколько аграрно-сырьевой характер, новые изменения вызвали значительное расширение рынка женского труда. К 1861 году женщины были задействованы на неквалифицированных, малооплачиваемых и часто изнурительных видах работ, например, делали маневры вагонов вместо паровозов.
В журнале «В помощь матерям» высказывалась мысль о том, что «до такой изобретательности, чтобы использовать женский труд вместо паровозов, кажется, никто еще не додумался…» . Чрезмерные физические нагрузки привели к росту у женщин физиологических расстройств и заболеваний, бесплодия, рождения мертвых и нежизнеспособных детей.
В начале ХХ века женщинам было разрешено занимать должности начальников станций, их помощников и кассиров на всех железных дорогах России. Также женщины были допущены к выполнению обязанностей лаборантов, оформлению и ведению документации.
Но эти виды работ требовали свидетельства об окончании полного курса по меньшей мере общеобразовательного среднего учреждения и устанавливали возрастной ценз – не менее 25 лет . Это означало, что выпускница женской гимназии или училища в свои 17-18 лет не могла рассчитывать на подобную должность. Но, даже имея специальное образование, женщина все равно не могла получить одинаковую с мужчиной оплату труда (хотя эта проблема сохраняется и по сей день).
Первым законом, который регулировал проблемы профессионально-технического образования в стране, были «Основные положения о промышленных училищах» (1888), согласно которым система профессионально-технического образования состояла из трех основных типов промышленных училищ: средних и низших технических и ремесленных, для каждого из которых предлагались ориентировочные учебные планы.
Однако ни этот документ, ни последующие «Положения» 1893 и 1895 годов не фокусировались на специфике женского специального образования. «Если же и затевалось где что-нибудь по делу низшего профессионального образования, – писал исследователь женского образования М. Песковский, – то исключительно для мальчиков, а не для девочек» .
О существовании последних, по его мнению, постоянно забывали, не желая осознавать, что потребность в более низком профессиональном образовании является одинаково необходимой как для мужчин, так и для женщин.
Вопросы, связанные с решением проблем профессионального женского образования, рассматривались также в 1889 году на съезде российских деятелей технического и профессионального образования. Среди участников было много содержательниц частных женских профессиональных школ, начальниц учебных заведений, учительниц рукоделия.
В процессе работы съезда была создана первая типология женских учебных заведений профессионально-технического характера, которая включала: школы с определенным систематическим курсом рукоделия и ремесел, но с преобладанием общеобразовательного курса; школы с четко определенным кругом общеобразовательных предметов, но преобладанием профессионального курса; учебные мастерские с систематическим преподаванием рукоделия и ремесел и с небольшим, преимущественно повторительным, курсом общеобразовательных предметов; школы для изучения какого-то одного ремесла с целью совершенствования местного промысла; кратковременные курсы для взрослых (преимущественно кройки и шитья) .
Однако российская энциклопедическая литература конца XIX – начала ХХ века продолжала отмечать исключительную проблематичность классификации женских профессиональных учебных заведений данного периода. В «Справочной книге по женскому профессиональному образованию в России» (1898) помещается перечень из почти 200 школ, которые назывались профессиональными, рукодельными, кулинарными, хозяйственными, домоводства, кроя и шитья и тому подобное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы