Курсовая с практикой на тему Патронат как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1. История развития института патронатного воспитания в России 6
1.2 Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России 11
1.3 Патронатное воспитание в Российской Федерации 17
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 21
2.1. Констатирующий эксперимент 21
2.2.Формирующий эксперимент 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30
Введение:
В конце ХХ – начале XXI в. социологи, экономисты и психологи России отмечают колоссальный рост числа безнадзорных и беспризорных детей. Достаточно сказать, что только по данным официальной статистики в России около 700 тысяч детей-сирот и около трёх миллионов беспризорников. Колоссальный рост числа таких детей и подростков ставит проблему их социализации в разряд наиболее приоритетных государственных проблем. По сути, утверждают ученые, современное российское общество переживает состояние определенной растерянности в плане решения проблем, связанных с сиротством и беспризорностью. А значит, те социальные вопросы, которые ставятся сегодня перед социально ориентированными системными науками, такими как социология, педагогика, психология и медицина, оказываются наиболее острыми.
Важнейшая роль в направлении решения проблемы социального сиротства принадлежит профилактической работе с кризисными семьями, детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечительства. Основной массив работы по данному направлению проводится органами социальной опеки, образования, правоохранительными органами. Для государства проблема профилактики социального сиротства представляет крайнюю значимость.
Цель исследования: рассмотреть патронат как форму семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: система патронатного воспитания как форма профессиональной замещающей заботы о детях-сиротах.
Предмет исследования: особенности формирования института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
– рассмотреть историю развития института патронатного воспитания в России;
– охарактеризовать современную государственную политику в вопросах социального сиротства в России;
– проанализировать патронатное воспитание в Российской Федерации.
Гипотезой исследования является предположение о том, что на данный момент мало людей среди населения знают о такой форме заботы о детях-сиротах, как патронат.
Методы исследования. историко-правовой, статистический и логико-юридический, принципы диалектического и структурно-функционального анализа, а также системный и институциональный подходы к исследованию социальных явлений, отношений, процессов и взаимодействий. В ходе исследования применялись как общетеоретические, так и эмпирические методы научного познания.
Методологической основой исследования послужили работы таких исследователей, как Л. В. Афанасьева, Т. И. Куприянов, И. Н. Курбацкий, Е. П. Лапина, Т. Н. Матюшева, А. М. Нечаева, В. Н. Ослон, Е. М. Рыбинский Е. Н. Семенова, Т. М. Смирнова, Е. Чепурных.
Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические положения работы могут быть использованы в качестве методологической основы проведения дальнейших научных исследований по проблемам детства, сиротства, жизнеустройства детей-сирот, ресурсного потенциала замещающих семей и особенностей их функционирования.
Практическая значимость исследования. Предложенные рекомендации могут применяться при разработке федеральных и региональных программ защиты семьи, материнства и детства, профилактики социального сиротства и жизнеустройства детей-сирот, совершенствования системы дополнительного образования, а также при составлении программ и курсов «Социология семьи», «Социология личности», «Социальная работа с замещающими семьями», «Социальные проблемы детства», «Социальная работа с детьми из неблагополучных семей».
Новизна исследования: раскрыта специфика патронатной семьи в системе форм замещающей заботы как института социализации детей-сирот. Функционирование института патронатной семьи как элемента системы патронатного воспитания основано на профессиональной коррекционно-развивающей деятельности патронатного воспитателя по отношению к воспитанникам государственных учреждений, нуждающимся в особых условиях воспитания и ухода с целью коррекции их физического, психического, личностного развития в условиях семьи и адаптации воспитанника в обществе.
Структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
Защита детей, лишившихся родительского попечения, актуальна на протяжении столетий во всех странах. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что под опекой (попечительством) следует понимать форму устройства детей, при которой назначенные органом опеки и попечительства опекуны являются законными представителями подопечных до 14 лет и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; а попечители, назначенные органом опеки и попечительства несовершеннолетним, достигшим 14 лет, обязаны оказывать им содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Патронатное воспитание, правовой основой которого служило региональное законодательство и договор о патронатном воспитании, также не являлось по своей правовой природе опекой (попечительством). Патронатные воспитатели не наделялись полномочиями законных представителей в отношении детей, передаваемых на патронатное воспитание.
Институт опеки и попечительства, сохраняя свою актуальность в современной России, в последние годы претерпел значительные изменения. Договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании имеют смешанную правовую природу, обладая чертами как гражданско-правового договора, так и семейно-правового. Договорное регулирование опеки и попечительства предоставляет возможность более гибкого правового регулирования отношений по передаче ребенка на воспитание в семью, позволяет учитывать интересы как подопечных детей, так и опекунов (попечителей), в итоге стимулируя деятельность по устройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Цели и задачи, поставленные в начале работы, решены. Гипотеза о том, что мало людей среди населения знают о такой форме заботы о детях-сиротах, как патронат.
Проблема социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством среди первоочередных задач общефедерального уровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.
Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных югорчан беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.
Несмотря на большую работу, которую осуществляют отделы опеки и попечительства, граждане слабо информированы о деятельности этих служб, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на благоприятные условия, создаваемые для молодых приемных родителей, приемных семей очень мало. Возможными причинами, почему так происходит, является то, что люди просто не готовы к данному шагу. Поэтому очень важно больше освещать эту проблему, рассказывать об удачных опытах усыновления детей, а также совершенствовать законодательную базу данного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования института патроната как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. История развития института патронатного воспитания в России
Институт патронатного воспитания детей представляет собой определенный вид временного устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с договором о патронатном воспитании. Данный институт имеет давнюю историю в нашей стране.
Институт усыновления действовал с давних времен, когда имела место классическая патриархальная семья с четким распределением прав и обязанностей. Главой семьи был отец, а членами ее – как свои дети, так и примаки, то есть чужие дети, которых взяли в семью и воспитывали наряду со своими. Также, с течением времени, бездетные люди все чаще проявляли намерения на усыновление детей-сирот, чтобы иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.
Среди крестьянской социальной страты, как правило, дети, оставшиеся без попечения, не оставались без присмотра. Родственники, а при их отсутствии даже посторонние жители деревни брали таких детей в свою семью для воспитания и призрения. При наличии имущества у них, последнее переходило в новую семью. «К ребенку-сироте относились как к будущему работнику, поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такое закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних, оставшихся без семьи» [5, с. 73].
Отметим, что, по мнению ученого-юриста Е. П. Лапиной, история института патронатного воспитания в России прослеживается с XVI в. Управление осуществлением процедуры опеки осуществлялось со стороны православной церкви, которая регламентировала вопросы, связанные с семейными отношениями, опекой и наследством. Во время правления Екатерины II происходили изменения в процедуре защиты детей-сирот. Для них устраивались специализированные приюты. Однако применялась и иная форма помощи и поддержки детей, оставшихся без попечения [6, с. 14].
Манифест «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года утверждал, что «если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию призрения большему числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдает за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу». В данном документе была четко прописана основная функция воспитателей в отношении воспитанников «дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» [11, с. 208].
Известные реформы Александра II, проводимые в 1860-1870-е гг., затронули и регулирование процедуры опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей. Решение вышеуказанных вопросов было отдано в сферу ответственности земской власти. Регламентируется также процесс, который получил название патронат и патронаж. Основная его цель состояла в помощи и поддержке лицам, нуждающимся в уходе, – инвалидам и детям-сиротам.
Поддержка состояла в определении указанных лиц в частные семьи, где осуществлялся уход и забота. К данным семьям предъявлялись определенные требования. Основным требованием было содержание ребенка, а также попечение о его безопасности и здоровье. Необходимо было дать начальное образование ребенку, обучить его определенным трудовым навыкам для приобретения профессии. Образование ребенка и приобретение профессиональных умений позволяли в будущем зарабатывать на жизнь, что могло рассматриваться определенной гарантией от вовлечения в криминал или иную девиантную деятельность, например, бродяжничество.
Были организованы контроль и надзор за исполнением со стороны воспитателя вышеуказанных требований, что способствовало защите интересов детей-сирот, переданных на воспитание. Следует отметить, что государство гарантировало опеку и воспитание только детей-сирот, принадлежащих к дворянскому сословию. Призрением детей-сирот из менее привилегированных сословий, как правило, занимались благотворители и православная церковь.
Патронат в дореволюционной России использовался не только как институт поддержки детей-сирот, но и как средство профилактики преступлений среди несовершеннолетних и взрослых преступников. «В XVIII–XIX вв. между словами патронат и преступник существовала прямая связь. Считалось, что первое нужно для того, чтобы помочь вторым удержаться от совершения новых противоправных деяний» [3, с. 30].
В дореволюционной юридической науке проводились исследования института патроната как средства борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. События начала XX в., такие как Первая мировая война, Октябрьская революция и последовавшая гражданская война, повлекли появление большого количества детей, оставшихся без попечения. Советская власть признавала главной формой призрения детей, оставшихся без попечения, деятельность государственных детских домов-интернатов в форме различных коммун, детских трудовых учреждений, колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Считалось, что все дети принадлежат советскому государству, которое обеспечивает заботу о них и защиту их прав и интересов. Советское государство самостоятельно определило собственную ответственность за воспитание, образование и социализацию всех без исключения детей, по крайней мере декларативно.
В период 1921–1922 гг. было принято решение ВЦИК о временном размещении детей-сирот, проживающих на территории губерний Поволжья, затронутых голодом, на попечение частных лиц. Как правило, детей эвакуировали в более благополучные губернии. Несмотря на очевидное благо указанной политики, ее реализация столкнулась с рядом проблем. Организация размещения детей-сирот, их медицинского обслуживания и последующего контроля их проживания в приемных семьях оставляла желать лучшего. Отметим, что сами приемные семьи были крестьянскими, уровень жизни был невысоким. Соответственно, обеспечить должным образом приемного ребенка многие патронатные семьи не могли. Имели место многочисленные случаи жестокого обращения с приемными детьми и их эксплуатации приемными семьями [14, с. 28].