Курсовая с практикой на тему Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших
школьников на уроках музыки 5 1.1. Понятие и цели патриотического воспитания 5 1.2. Особенности
патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки 12 Глава 2. Прикладные аспекты
патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки 18 2.1. Анализ исходного
уровня патриотической воспитанности учащихся начальных классов 18 2.2. Рекомендации по процессу
патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки 23 Заключение 27 Список использованных источников и литературы 29 Приложения 32
Введение:
Вопросы патриотического
воспитания во все времена волновали культурное общество, т.к. патриотическая
основа сознания человека есть идентификация себя как части гражданского
общества. Культурное общество нуждалось и продолжает нуждаться в патриотически
осознанных и воспитанных личностях.
Идеологии
современности диктуют обществу иные ценности, отличные от прежних,
духовно-направленных. Современное общество становится максимально
информационным, источниками получения новых знания становятся СМИ и интернет,
которые публикуют и вещают деструктивную для культурной личности информацию. В
наше время взрослые, интеллектуально развитые люди подвержены этому влиянию и
деградации. Естественными качествами личности стали жестокость, нетерпимость,
эгоизм, равнодушие. В сложившийся ситуации социальной сферы жизни общества
вопрос духовности детей в целом и патриотического их воспитания как части
становится наиболее актуальным.
Культурное
общество всегда стремилось развивать патриотические качества личности,
воспитывать в себе и окружающих любовь и уважение к родине. Классическая музыка,
являющаяся неотъемлемой частью школьной программы – есть сильный формирователь
этих ценностей. В самых первых прослушанных произведениях мы сталкиваемся с
проблемами нравственного и гражданского выбора, с вариантами моделей поведения,
и эти примеры формируют в слушателях ценностные ориентиры.
Младший школьник, начиная новую ведущую деятельность – учебную,
сталкивается со сменой «воспитателя». Теперь учебная деятельность и учитель
влияют на важнейшие изменения, происходящие в развитии психики и воспитании
ребенка. Учитель становится ориентиром и проводником в огромном «мире выбора».
Ответственность за начальное становление личности, правильное и культурное
воспитание души ложится на педагога. В
Заключение:
В нашей работе ставились и были решены
следующие задачи:
1. Рассмотрены
понятия и выявлены цели патриотического воспитания – это есть процесс
формирования и развития чувств любви к Родине, желания защищать и служить
отчизне, гордиться национальными ценностями и богатствами. Целью же является
самоощущение «начинающих» граждан полноценными участниками государства.
2. Выявлены
и раскрыты особенности патриотического воспитания младших школьников на уроках
музыки.
формируя образ родины на уроках музыки
необходимо учитывать конкретность мышления младших школьников, осуществляя
подбор и интерпретацию музыкального содержания урока на основе эмоционального и
жизненного опыта ребенка. Младший школьник только учится мыслить масштабно,
абстрактно, осознавать обширность родной страны;
воспитывая патриотизм в младших школьниках,
необходимо формировать уважение к другим народам, странам, культурам. На уроках
музыки это достигается за счет ознакомления с творчеством великих композиторов
из других стран. Период обучения в начальной школе оказывается благоприятным
для реализации вышеназванного условия воспитания патриота, ведь у учеников закладывается
база этнографических знаний.
при воспитании патриотизма важен
эмоциональный фон урока. К тому же, эмоции занимают важное место в жизни
младшего школьника. Эффективным будет использование следующих методов
музыкального образования: метод эмоциональной драматургии, метод эмоционального
воздействия, метод сопереживания. Важно, чтобы учитель показывал свои
патриотические чувства ученикам, ведь для младших школьников он является
авторитетом;
уроки музыки имеют творческий характер. При
их проведении особенно важно сочетать различные виды деятельности, знакомить
детей с разными видами искусства. Кроме того, комбинирование различных видов
деятельности было обозначено нами как принцип патриотического воспитания
младших школьников. Но при этом, для эффективной организации внимания младших
школьников, урок должен оставаться целостным, подчиненным основной идее, цели,
в центре должен оставаться определенный объект;
в основе урока должна лежать грамотно
организованная деятельность ученика. Ведущая деятельность для младшего
школьника – учебная. Если иметь ввиду специфическую музыкальную деятельность,
то различают следующие ее виды: восприятие музыки, исполнительство, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Осуществление учеником конкретных
полезных действий способствует формированию его патриотической воспитанности.
3. Проанализирован
исходный уровень патриотической воспитанности младших школьников. Как показала
диагностика уровня сформированности патриотических качеств, преобладающее
большинство учащихся имеют именно высокий уровень. В связи с чем мы
сформулировали рекомендации педагогов по продуктивному процессу патриотического
воспитания на уроках музыки.
4. Сформировали
рекомендации по процессу патриотического воспитания младших школьников на уроках
музыки, при соблюдении которым, по нашему мнению, процесс патриотического
воспитания станет более органичен, интегративен и доступен для понимания и
чувствования младшими школьниками.
Задачи исследования были решены и цель работы
достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки
1.1. Понятие и цели патриотического воспитанияПонятие патриотического воспитания, как уже было отмечено выше, является частью духовно-нравственного воспитания, рассмотрим некоторые взгляды в психолого-педагогической литературе на трактовку определения патриотизма и патриотического воспитания.
Наиболее общее определение патриотизма дается справочной литературой. В толковом словаре русского языка данное понятие определено следующим образом: «Патриотизм греч. Patris – отечество; нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины» [9].
Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [14].
Концепция духово-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассматривает патриотизм как «чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался». Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [11].
И.Ф. Харламов трактует патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую «любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [29].
По словам В.Г. Белинского: «нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений – сделать их гражданами, членами государства» [7].
Макаренко А.С.  отмечал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [16].
С психологической точки зрения патриотизм нередко рассматривается как свойство личности. Например, А.В. Потемкин определяет интересующее нас понятие как «свойство личности, представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений» [25, С.40].
С интересующей нас, педагогической точки зрения, рассматриваемое