Курсовая с практикой на тему Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО 6
1.1. Анализ понятия «патриотическое воспитание» 6
1.2. Методы и способы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2. Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере МАДОУ «Детский сад №393» г. Пермь 18
2.1. Анализ деятельности ДОО по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Первичная диагностика уровней проявления патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 23
2.3. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 27
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1 41
Приложение 2 47
Приложение 3 48
Введение:
Актуальность работы. Современное дошкольное учебное заведение направлено на всестороннее развитие личности ребенка путем обучения и воспитания, основанное на общечеловеческих ценностях и принципах научности, интегрированности, единства обучения и воспитания на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения в интересах человека, семьи, общества, государства .
Воспитание личности в дошкольном учебном заведении должно быть направлено, прежде всего, на развитие патриотизма – любви и уважения к своей семье, ДОУ, учебному заведению, городу, государству. И проблема заключается в том, что ребенок дошкольного возраста понятие «патриотизма» понимает поверхностно. Поэтому задача современного дошкольного учреждения – формирование гражданина патриота, способного построить суверенную Россию, творческой личности с высоким уровнем интеллектуального и духовного развития. При таких условиях ДОУ становится важным звеном воспитания сознательных, активных, высоконравственных граждан РФ, местом эмоционально-психологической защищенности и душевного комфорта личности.
Проведенный теоретический анализ научной литературы показал, что проблема патриотического воспитания исследовали выдающиеся классики отечественной педагогики, а именно: С.Н. Николаева, а также современные ученые, в частности С.В.Черемных, В.И. Лесняк, И.Д. Бех, А.Г. Вороненко, Р.Н. Кедярова, И.С. Козакова. Учеными раскрыты теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы, определены общечеловеческие и национальные ценности, отмечается значимость принципа народности в национально-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Психологические аспекты освещены в работах И.Д. Беха, М.А. Боришевского, П.А. Гнатенко и других. Как отмечает психолог И.Д. Бех, в старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, которые свидетельствуют о возможности и необходимости специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним, прежде всего, относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, рост осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
Противоречие. Как видим, патриотизм – это одно из самых глубоких чувств, которое необходимо формировать именно в дошкольном возрасте. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, но не предоставляют целостную систему работы в данном направлении.
Таким образом, все выше сказанное и обусловило проблему исследования: изучить методику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО, так как именно старший возраст считается возрастом становления личности.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования – формы, методы, условия воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать и обосновать методику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:
основой его содержания является нравственный компонент;
оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье.
Цель работы реализуется путем выполнения таких задач:
выполнить анализ понятия «патриотическое воспитание»;
рассмотреть методы и способы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
осуществить анализ деятельности ДОО по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
провести первичную диагностику уровней проявления патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования – изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №393» г. Пермь. В эксперименте приняли участие 32 ребенка старшего дошкольного возраста 30 группы.
Заключение:
Выполнив теоретико-практическое научное исследование, считаем, что цель работы – проанализировать содержание, формы и методы проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО – достигнута и задачи выполнены. В результате чего можно сделать следующие выводы, что в ходе выполнения исследования:
1. Был осуществлен историко-педагогический анализ становления и развитие патриотического воспитания. Выявлено, что в педагогической концепции ФГОС ДОО отмечается, что одним из призваний российской национальной системы образования и воспитания детей дошкольного возраста является задача пробуждать и воспитывать в каждом ребенке патриотические качества, ценности: любовь к отцу и матери, родственникам, своим предкам, родной природе, земле; любовь к родному языку, культуре, народу, уважение к его историческому прошлому, национальным традициям, обычаям; глубокое осознание своей национальной принадлежности, ощущение единства с представителями своей нации; забота о добром имени – свое и своих друзей и земляков, сохранение своего человеческого и национального достоинства, чести; активная деятельность с целью развития родной культуры, искусства, науки, демократии, государственных процессов; борьбу за повышение духовности и благосостояния всех россиян, представителей национальных меньшинств РФ; любовь к России – Родине.
2. Проанализирован опыт деятельности педагогов МАДОУ «Детский сад №393» г. Пермь по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что педагоги в своей деятельности по патриотическому воспитанию применяют различные виды игр, чтение художественной литературы, наблюдения в природе и социальной среде, экскурсии по улицам родного города, к историческим памятникам, достопримечательностям. Так же в группе воспитатели используют слушания народной, классической, современной музыки, рассматривание произведений изобразительного и декоративно искусства, а также беседы на различные темы.
Однако, было выявлено, что педагоги недостаточно просвещают детей в решении проблемных ситуаций нравственно-патриотического направления и часто дают готовую информацию.
3. Проведена диагностика сформированности уровней патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (32 человека), при этом результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента убедительно свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности патриотических качеств детей, а именно: только у 6% дошкольников констатирован высокий уровень сформированности патриотических качеств, у 53% достаточный и 41% низкий. Полученные в ходе исследования данные позволили утверждать, что необходимо разработать комплекс мероприятий направленных на повешение уровня развития патриотических качеств детей.
4. На завершающем этапе был предложен комплекс мероприятий по повышению уровня патриотического воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Было установлено, что наиболее эффективными методами и средствами могут стать: беседы о семье, народные и сюжетно-ролевые игры; участие в народных обрядах, религиозных и семейных праздниках; различные виды экскурсий (краеведческие, на предприятия, по историческим местам, в природу и т.п.); беседы о государственных и народные символах, их происхождение; знакомство с музыкальным искусством; проектная деятельность; создание предметно-развивающей этнической среды; обобщающие беседы; рассмотрение иллюстративных материалов; чтения и инсценировки произведений художественной литературы; приглашение членов семей в детский сад; общие с семьями и воспитательные мероприятия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО
1.1. Анализ понятия «патриотическое воспитание»
Понятие «патриотизм» в разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Советская педагогическая наука так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сути патриотического воспитания. Среди многих современных ученых, исследовавших понятие патриотизма, нет общего понимания его содержания.
В педагогическом словаре под редакцией М.Д. Ярмаченка понятие «патриотизм» определено как «общественный и моральный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенных действиях и сложном комплексе общественных чувств, обычно называется любовью к отечеству» [40, с. 356]. Подчеркивая, что воспитание патриотизма является важнейшей задачей всей системы образования и воспитания, проявления патриотизма трактуются как принципы морали: «забота об интересах и исторической судьбы страны и готовность ради нее на самопожертвования; верность отчизне, что борется с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданию народа, уважение к историческому прошлому отечества и наследование от него традиций; привязанность к месту жительства – города, села, области, страны в целом.
В энциклопедии В.В. Давыдова патриотизм трактуется как «общественный моральный принцип деятельного отношения к своему народу, что отражает национальную гордость и любовь к отчизне, гражданской ответственности за ее судьбу, а также эмоциональное подчинение личностью своей жизни общим национальным интересам и оказывается в готовности служить Родине и защищать ее от врагов» [11, с. 633].
Для современного человека патриотизм стал одним из первых обязанностей и одним из самых почетных чувств – это то, чем патриот благодарит государству всего, что она делает для него, а государство является совокупностью гражданских институтов, защищают жизнь человека.
Сегодня многие авторы прямо и косвенно рассматривают сущность патриотического воспитания. Данной проблематике посвящены фундаментальные труды ученых А.М. Бесовой [3], К.Ю. Белой [2], Н.В. Алешиной [2], А.Д. Жарикова [14] тому подобное. Психологическую составляющую патриотизма исследуют в своих научных трудах современные психологи И.Д. Бех [5], А.Г. Вороненко [9], Р.Н. Кедярова [19], И.С. Козакова [21]. Почти во всех научных работах, публицистических статьях авторы придерживаются мнения, что патриотическое воспитание – это процесс, что формирует осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживания за судьбу своего народа, его будущее. Результатом эффективного патриотического воспитания является формирование патриотизма патриотических услышать, функция которых заключается в положительном отношении к своему народу, Родине. Понятие «патриотизм» в разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Так, советская педагогическая наука, скованная догмами марксистско-ленинской идеологии, так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сути патриотического воспитания. По мнению ученого Н.Ю. Ясева [41], патриотизм – это чувство, И.Ф. Харламов [37] считал его моральным качеством личности, В.А. Крехалёва [27] – частью коммунистического мировоззрения и идейности, Э.К. Суслова [34] – моральной ценностью.
Следовательно, субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом – народ и Родина [22, c. 3].
Итак, среди ученых нет единого понимания педагогического статуса категории «патриотизм», хотя в определении целей патриотического воспитания мысли ученых в значительной мере совпадают, поэтому определение патриотизма требует дальнейшего уточнения, ведь многозначность в толковании термина размывает понимание его значения.
Н.С. Калугина строит теорию воспитания на таких ценностях: нравственность (абсолютная вечная ценность), патриотизм (национальная ценность), демократизм гражданская ценность), родство (семейная ценность), характерность (ценность личной жизни [15, c. 66].
В общем, как свидетельствуют научные источники, российские исследователи выделяют три основных вида патриотизма:
этнический, основанной на чувстве собственной причастности к определенному этносу, его языка, культуры, истории;
территориальный, что идентифицируется с определенной территорией, ее ландшафтом, климатом и тому подобное;
государственный, предусматривающий воспитанность гражданского мировоззрения [37, c. 39].