Курсовая с практикой на тему Парцелляция в текстах СМИ: выразительные возможности и жанрово-стилистические ограничения (на примере Российской и Новой газет)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования парцелляции в текстах СМИ с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений 5
1.1. Выразительные средства журналисткого творчества 5
1.2. Синтаксические особенности публицистического стиля 9
1.3. Понятие и сущность парцелляции 11
Глава 2. Анализ парцелляции в текстах СМИ с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений 14
2.1. Парцелляция в текстах «Российской газеты» 14
2.2. Парцелляция в текстах «Новой газеты» 17
Заключение 19
Список источников и литературы 20
Введение:
Креативный характер профессии журналиста обуславливает некоторую двойственность: творческий успех в профессиональном кругу одного и того же медиатекста может соседствовать с отсутствием воздействия на целевую аудиторию.
Встречается также обратный эффект, когда непризнанные коллегами по перу журналисты имеют большой эффект в социуме, создавая обычные с семантической и синтаксической стороны произведения, оказывающие влияние и вызывающие активный отклик.
В данном случае речь идет о функциональных результатах, которые представляют собой проблему эффективности и действенности журналистики, связанные с использованием выразительных возможностей, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью настоящей работы является анализ парцелляции в текстах СМИ с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений на примере «Российской газеты» и «Новой газеты».
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать специфику выразительных возможностей журналистского творчества.
2. Исследовать синтаксические особенности публицистического стиля.
3. Проанализировать сущность парцелляции.
3. Изучить парцелляцию в «Российской газете» с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений.
4. Изучить парцелляцию в «Новой газете» с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений.
Объектом данной работы является выразительные возможности журналистики. В качестве предмета исследования выступает парцелляция в текстах СМИ с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений.
Теоретическая основа работы представлена научными исследованиями в области теории журналистики, психологии, социологии, массовых коммуникаций. Среди социальных явлений одно из ведущих мест занимает коммуникация, в ходе которой осуществляется взаимообмен информацией, чувствами, оценками, значениями, смыслами и ценностями. Теоретические аспекты коммуникативных отношений исследованы в работах Т.М. Дридзе, В.Н. Костюка и других ученых. Отдельным направлением в исследованиях современной информационной сферы является создание общей теории коммуникации (A.B. Соколов, Г.Г. Почепцов, Ф.И. Шарков). В этих работах, кроме изложения взглядов авторов на понятие «коммуникация», исследования роли коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности личности, представлен обзор существующих моделей коммуникации.
С середины 50-х годов XX века появилось значительное количество работ, посвящённых влиянию информации, средств массовой информации на сознание человека, использованию информации и новых информационных технологий различными субъектами в своих узкогрупповых интересах Г. Шиллер Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, В.П. Шейнов и др.).
При написании данной работы использованы методы синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Эмпирическим материалом для исследования послужили медиатексты «Российской газеты» и «Новой газеты»
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, каждый из которых направлен на достижение поставленных и перечисленных выше задач, заключение и список источников и литературы.
Заключение:
Совокупность производимой журналистами информации составляет содержание — контент средств массовой информации, качество которого определяется степенью удовлетворения социально-психологических потребностей в развлечении, получении знаний, самоутверждения, социальной ориентировки, выражении общественного мнения и пр. Медиатекст как основа контента СМИ представляет собой опубликованный в средствах массовой информации текст, обладающий рядом характеристик, среди которых выделяется необязательная завершенность, перекличка с другими текстами, особый тип и характер информации, вторичность текста, производство на поток, смысловая незавершенность, поликодовость, медийность, многофункциональность, коллективное авторство, массовая аудитория, особый характер обратной связи. Типология медиатекстов многообразна. В ее основе лежат такие критерии, как адресант, адресат, канал распространения, институциональный тип медиатекста, типологические характеристики издания, функционально-жанровая специфика, код (язык). Медиатексты могут быть новостными, аналитическими, критическими, политико-публицистическими и пр., коммуникативно успешными и безуспешными. Новшеством является мультимодальность текстов печатных изданий, поскольку важным элементом современного газетного текста выступает визуальная составляющая, его графическое, шрифтовое, цветовое оформление.
В публикациях в «Российской газете» найдено 17 парцелляций. Они используются для передачи разговорного характера интервью, придачи тексту интонации доверительного разговора с читателем, облегечения восприятия информации, выделения отдельных мыслей текста, а также придания выразительности.
В материалах «Новой газеты» найдено 5 парцелляций, которые были использованы для усиления эмоциональной нагрузки текста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования парцелляции в текстах СМИ с точки зрения выразительных возможностей и жанрово-стилистических ограничений
1.1. Выразительные средства журналисткого творчества
В настоящее время журналистка стала сферой производства, продуктом которой является информация, упакованная в форме различных СМИ, качественные характеристики которой являются массовый интерес, оперативность, простота восприятия и энергия воздействия. Совокупность производимой журналистами информации составляет содержание — контент средств массовой информации. При этом исследователи отмечают, что при всей многочисленности исследований содержания журналистской информации как производимого продукта с точки зрения различных наук (от филологии до коммуникативистики) малоизученными продолжают оставаться ценностные качества контента в процессе разных видов коммуникаций: социальной, массовой, маркетинговой .
По мнению Б. Н. Головина о контенте можно говорить только в системе коммуникации «Автор-текст-аудитория». В качестве традиционных социально-психологических потребностей получения журналистской информации выступают потребности в отвлечении и развлечении, в получении утилитарных, практически полезных знаний, потребности в самоутверждении, самопознании и самореализации, потребность в самовыражении, связанная с межличностными и групповыми контактами, потребность в принадлежности, приобщенности к той или иной социальной группе и, наконец, потребности в социальной ориентировке и участии в выражении общественного мнения .
Контент с одной стороны представляет собой продукт, удовлетворяющий информационные потребности аудитории, а с другой стороны – инструмент, формирующий прибыль для производителей журналистского текста .
Можно говорить о тесной взаимосвязи форматов средства массовой информации и контента. Более того, они обуславливают друг друга: основные характеристики контента определяют особенности СМИ, а формат СМИ определяет формат контента. При этом очевидны преимущества влияния контента, который объединяет в себе характеристики стандартизованности (форматности) и уникальности, неповторимости, оригинальности (публицистичности, авторской журналистики) .
Понятие медиатекста многогранно и не подлежит однозначной трактовке. По мнению ряда исследователей, медиатекст представляет собой универсальный текст , другие подчеркивают его уникальность по сравнению с текстами других сфер коммуникации , третьи определяют в качестве совокупного продукта массовой коммуникации .
Выделение данных признаков неоднозначно, что обусловлено отмеченной выше сложностью рассматриваемого понятия . У некоторых исследователей жаркие споры вызывает отнесение формы существования и вербального характера текста, наряду с законченностью, авторством, наличием заголовков к категории «критериев» .
Такой сложный процесс информационной связи, каким является массовая коммуникация, не может не учитывать взаимодействия различных структурных элементов в виде автора, адресата, канала, кода, контекста, шумов, обратной связи и эффективности осуществляемой при помощи медиатекста коммуникации. Именно эти элементы, по мнению Ю. Д. Артамоновой и В. Г. Кузнецовой, могут выступать критериями типологии медиатекстов .
Под адресантом понимают автора и производителя текста, под адресатом – непосредственного потребителя. По каналу распространения в рамках данной работы наибольший интерес представляют печатные средства массовой информации. По институциональности медиатекст может быть журналистским, рекламным, PR-текстом. В печатных периодических изданиях встречаются все три указанные типа .
Г. С. Мельник классифицирует медиатексты на четыре типа с точки зрения их воздействия на аудиторию:
1. Медиатексты, оказывающие воздействие на массовую аудиторию.
2. Медиатексты, воздействующие на конкретный социальный институт или конкретного адресата.
3. Медиатексты, требующие непосредственной реакции или вмешательства в реальную действительность.
4. Медиатексты нейтрального информирующего характера, вообще не предназначенные для воздействия на аудиторию .
И. В. Рогозина в качестве факторов для классификации медиатекстов выделяет внешние (называемые экстралингвистическими) и внутренние (лингвоментальные) факторы. На основании анализа данных факторов И. В. Рогозина выделяет такие виды отражающих типовую организацию содержания медиатекстов, как новостные, аналитические, критические, политико-публицистические и др .
Н. Б. Кириллова отмечает ориентацию типологии медиатекстов на жанровые признаки, включающее в себя совокупность тематических, стилистических и композиционных типов высказываний .
А. П. Короченский отмечает происходящее в настоящее время интегрирование жанров медиатекстов в широком диапазоне, включающем в себя не только журналистику, но и рекламу и PR. Более, того, исследователь озвучивает непредсказуемые социальные последствия сращения медиатекстов журналистики и PR, которые оказывают свое влияние не только на структуру медиатекста и коммуникативные процессы, связанные с ним, но и на совокупность поведения и мировоззрения массовой аудитории, для которой предназначен данный медиатекст, в целом .
Говоря о современных тенденциях эволюции медиатекстов А. А. Леонтьев говорит об апелляции кода и семиотической организации медиатексты к его форме, что обусловлено мультимодальностью, креолизованностью и поликодовостью современных медиатекстов как по форме создания, так и по форме воспроизведения . Так, в исследовании Е. С. Щелкуновой учитывается степень присутствия автора в текстовой ткани, в соответствии с чем выделяются три типа коммуникатора: персонифицированный, обобщенный и деперсонифицированный автор .
Таким образом, совокупность производимой журналистами информации составляет содержание — контент средств массовой информации, качество которого определяется степенью удовлетворения социально-психологических потребностей в развлечении, получении знаний, самоутверждения, социальной ориентировки, выражении общественного мнения и пр.
1.2. Синтаксические особенности публицистического стиля
Сущность публицистического стиля и его грамматических особенностей изучается в разрезе стилистики, которая разделяется на лексическую и функциональную. Публицистический стиль рассматривается в рамках функциональной стилистики. Задача стиля — воздействие на аудиторию посредством средств массовой информации с целью создания определённого общественного мнения. Тексты предназначены для массового читателя и направлены не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие.
Основные жанры: статья, репортаж, очерк. Для стиля характерны общественно-политическая лексика, образность, эмоциональность наряду с логичностью. Само значение «публицистический» характеризует общество, государство. По этимологии эти слова близки слову «публика», означающему «слушатели», «народ». Публицистический стиль речи, в определенном смысле, стоит назвать языком газет и журналов, теле- и радиопередач, общественно-политических высказываний, выступлений на торжествах, собрании и митинге.
Благодаря его овладению, оратор добивается обратной связи от слушателей, появляется интерес к теле- и радиопередачам, газеты и журналы приобретают своих читателей, а в жанре эссе автор может выразить свое мнение по заданной проблеме.
Публицистический стиль речи используется в проблемах, касающихся политики, философии, социума, нравственности и даже воспитания.
Стилю характерна четкая и логическая структура построения текста. Эмоционально выраженные слова помогают достичь максимальной силы призыва. Стилистические приемы характеризуются своей традиционностью. Основная особенность публицистического стиля – лаконичность выражений в нем. В данном направлении выделяются отдельные подстили: газетно-публицистический; радио-тележурналистский; подстиль оратора. Важной особенностью стиля является сочетание сообщения и воздействия. Оратор использует его при необходимости не только донести информацию, но и воздействовать на слушателей, побудить их к действию. Помимо этого автор, донося до аудитории какие-либо факты, показывает свое непосредственное отношение к ним. Публицистическому стилю характерна противоречивость и неоднозначность. Он может использоваться для изложения фактов в том русле, который нужен для управления людьми. Словарный состав публицистического стиля имеет экспрессивный характер, основанный на эмоциях с социально значимой оценкой. Это означает, что в данном направлении присутствуют слова как с положительной, так и с отрицательной оценкой. Кроме того, оратором используются всевозможные аналоги и метафоры, легко воспринимаемые на слух. Еще одной особенностью стиля является документальная точность изложенного, логичность построенных цепочек и их связность, а также общедоступность. Автор при составлении текста должен рассчитывать на разновидность аудитории. Часто в публицистическом тексте используется грамотное сочетание разговорной лексики с книжной. Своевременность и оперативность – еще одни характерные черты стиля. Для журналистских статей они гарантируют успех и общественный отклик. Публицистическое направление расположено между научным и художественным стилями. Можно сказать, что оно обладает межстилевой принадлежностью. Научному стилю публицистика близка своей логически связанной последовательностью изложения определенных фактов, развернутыми высказываниями, разделением на логические абзацы. С художественным стилем она связана своеобразностью речи, яркими эмоциональными элементами, метафорами, сравнениями, перифразами. Основным отличием от художественного направления выступают слова эмоционального воздействия, которые не обладают такой четкой свежестью и эмоциональной окрашенностью .
Важной чертой, присущей публицистическому стилю, является краткое изложение. Если стиль разбить на жанры, можно выделить следующие категории: интервью, обзор, очерки, речь судьи, обозрение, письмо, отчет, репортаж, призыв, заметка, памфлет, теле- и радио выступления, собрания, доклады, корреспонденция, воззвание, фельетон (газетные статьи на тему сегодняшнего дня, в которых хорошо используются сатирические или юмористические приемы). В зависимости от жанра текста, на переднем план может выходить то стандарт, то текстовая экспрессия .
Публицистика в жизни современного человека занимает значимое место. Она помогает почувствовать дух времени, быть в центре событий, ощущать сопричастность к происходящему в стране и мире, формироваться как личность. Кроме того, изучение статей и очерков, просмотр репортажей способствует на подсознательном уровне усвоению языковых средств выразительности стиля, что положительно отражается на уровне культуры речи .
Таким образом, публицистические тексты оказывают воздействие на аудиторию посредством средств массовой информации с целью создания определённого общественного мнения. Тексты предназначены для массового читателя и направлены не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие.