Курсовая с практикой на тему Память как предмет изучения в психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы факторов психического отражения — памяти 6
1.1. Природа памяти в научном исследовании 6
1.2 Механизмы памяти 8
1.3 Общая характеристика процессов и видов памяти 13
Глава 2. Методы и методика исследования факторов, влияющих на сохранение материала в памяти 23
2.1. Методы сохранения материала в памяти 23
2.2. Экспериментальное исследование по методике «Диагностика памяти» 26
2.3. Результаты исследований по методике «Диагностика памяти» 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
Актуальность проблемы. Юлий Цезарь, Александр Македонский, царь Персии Юр Большой и знаменитый Фемистокл знали лично имена до тридцати тысяч солдат и жителей своих столиц. Сенека мог повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Много людей легко мысленно умножают и делят многозначные числа. Чемпион мира по шахматам А. Алехин мог играть «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.
О памяти написано много, и в этой работе мы еще раз докажем настолько актуальным и на сегодняшний день тема исследования памяти. А еще и в особенности обратим внимание на определенные факторы, влияющие на сохранение материала в памяти.
По последним исследованиям ученых, было выявлено, что, если часть мозга разрушена ударом, конкретная (любая) информация не стирается, а сохраняется. Другими словами, в человеческом мозге нет областей, где отдельные данные хранятся, как например, в жестком диске компьютера.
Любой обмен информацией передвигается через весь набор клеток памяти. Если нужна информация о каком-то предмете или ситуации, то памяти достаточно представить небольшую часть схожих данных и весь поток информации сразу же выстраивается в нужную комбинацию.
Однако если есть несколько групп ассоциаций, которые схожи между собой и имеют массу схожих критериев, это может привести к путанице в нашей памяти, и поэтому нам в таких ситуациях очень сложно вспомнить необходимый поток информации.
Принцип памяти таков: головной мозг для запоминания информации, не сохраняет данные, как на фотографии, но через ассоциации он может сформировать подобную голограмму, которая даст впоследствии возможность получить полное изображение, даже если ассоциации немного «размытые» или не все данные вытянуты.
Существуют два механизма для хранения информации: один для кратковременной памяти (КВП) и один для долговременной памяти (ДВП).
В оперативной памяти (в краткосрочной перспективе) происходит быстрое ухудшение информации, в то время как долгосрочная память хранит поток данных значительно дольше и стабильнее. Информация, полученная в КИП, если она не является объектом внимания, сразу же начинает стираться, даже если через повторение, может быть восстановлена.
Способности кратковременной памяти очень ограничены: если информация не повторяется довольно часто, то она исчезает. Комплекс данных, присутствующих в каждый момент кратковременной памяти, называют, буфер повторения. Эта информация сохраняется в буфере до тех пор, пока она не передается в долгосрочную память, или пока не будет заменена новой.
Долговременная память считается практически неограниченным, но не вечной, и реактивацию информацию можно предотвратить путем пополнения ассоциаций, которые необходимы для ее идентификации.
Немедленное возвращение информации (воспоминание) может быть неверным, поскольку она не была представлена в долгосрочной памяти. А той доли информации из долговременной памяти может не хватать потому, что недостаточно прочных связей, чтобы сосредоточиться на них.
Эта теория также объясняет, почему некоторые воспоминания кажутся удаленными из памяти: такие воспоминания недоступны, поскольку их присутствие было бы неприемлемо для человека из-за беспокойства или чувства вины, которые могут вызывать неприятные ощущения. Поэтому информация не исчезла, но подсознание не дает необходимых данных для создания и объединения ассоциаций.
Люди, страдающие амнезией, не забывают все, а только личные моменты из жизни. Это случается часто на основе эмоциональной травмы, в этом аспекте амнезия позволяет бежать от плохих воспоминаний. Однако также часто некоторые из этих неприятных воспоминаний могут процветать, когда мы постоянно видим, слышим или чувствуем ассоциации, связанные с неприятным прошлым.
Объект исследования: Объектом нашего исследования является развитие памяти.
Предмет исследования: Предметом нашего исследования является память как предмет изучения в психологии.
Цель исследования: изучить память как психологический феномен.
Задачи исследования:
1. Мы имеем теоретически исследовать с помощью научной литературы такого психологического развития личности, как память.
2. Дать теоретический материал общей характеристики процессов памяти.
3. Теоретически исследовать виды памяти
4. Провести методику « Диагностика памяти» с учащимися старшей школы.
Гипотеза исследования: Условия для факторов, влияющих на сохранение материала в памяти, зависят от возрастных и индивидуальных особенностей человека, а также от подачи учителем учебного материала, и от объема поданного материала, и возможно больше от интереса у учащихся к определенному предмету и учебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды: Аткинсон Р., Величковский Б. М., Голубева Е. А., Зинченко П., Репкина Г В, Ипполитов Ф. Ст., Киященко В. И., Московичюте Л. Я., Симерницкая Е. Г., Клацки Р., Лохов Н. И. Степанов В. И., Эдлина Т. А., Монтьев А.Н., В. Чуприковой, Рубинштейн С.Л.
Методы и методики исследования: теоретические: теоретический обзор литературы, анализ и синтез; эмпирические: « Диагностика памяти» с учащимися старшей школы.
Эмпирическая база исследования: СОШ № 1 среди желающих учеников 9 классов.
Практическая значимость работы заключается в применении материалов работы на практике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Все люди хотели бы улучшить свою память. Однако мало кто прилагает к этому усилия. Одна из причин — недостаток информации о способах достижения этой цели. Кое-кто считает, что память — это врожденная черта, которая не поддается совершенствованию. Это мнение, безусловно, ошибочно. Память имеет органическую основу, но решающую роль в деятельности играют опосредованные мыслям процессы смыслового мышления. В се это поддается тренировке.
Мы пришли к выводу, что память поддается коррекции и тренировке. Известны случаи, когда выдающиеся люди, работая над собой, считали обязательным изучение одного стихотворения в день. Для такой тренировки подойдет запоминание логически связанных и не связанных текстов, стихов, изображений, фотографий с именами и фамилиями, номеров телефонов, дат рождения и тому подобное.
Исследования также показали, что если мы долго не возвращаемся к какой-то проблеме, не думаем о ней, информационные дороги зарастают и прежняя легкость ориентации в вопросе теряется. Так теряют квалификацию ученые и спортсмены, преподаватели и политики. Чем выше уровень мастерства, тем он более чувствителен к длительным перерывам. Человек устроен так, что все ее функции нуждаются в постоянном тренинге.
На человеческую память оказывает влияние множество различных факторов.
О влиянии возраста мы уже упоминали, но это, кстати, вовсе необязательное условие для качества памяти.
Кроме этого, одни люди лучше запоминают то, что услышали, другие — то, что увидели. В таком случае говорят о слуховой или зрительной памяти.
Запахи препятствуют ослаблению памяти. Данное свойство человеческого мозга ученые объясняют соседством «запоминающей» зоны мозга с центром обоняния. Острая реакция человеческой памяти на запахи, вероятно, запрограммирована природой: в выживании древнего человека роль запахов была невероятно велика.
Общеизвестной является стойкость памяти чувств. Подчас в состоянии эмоционального подъёма наша память вызывает вещи, которые, казалось бы, давно забыты. После горячей ссоры, мы зачастую вообще не помним с чего все началось. Иногда, спустя много лет мы не можем вспомнить самого события, сказанных слов, но зато помним эмоции, которые переживали в этот момент.
Очень важна мотивация. Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он абсолютно неспособен к иностранным языкам, а попав в чужую страну, в экстремальную ситуацию, быстро и легко выучивает чужой язык.
Способность к запоминанию во многом зависит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы факторов психического отражения — памяти
1.1. Природа памяти в научном исследовании
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга во время восприятия, не исчезают бесследно. Они хранятся в памяти. Что же такое память? По словам известного психолога П.Блонского, «проблема памяти является ровесницей психологии как науки».
Память — когнитивный (познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может лишь человек, ибо только она умеет рассуждать. Итак, память — это образы в коре головного мозга.
Термин «память» происходит от имени греческой богини Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему мы иногда употребляем словосочетание «мнемические действия», «мнемическая деятельность», «мнемическая техника». При мнемической деятельности мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим информацию с целью совершенствования окружающей среды и самосовершенствование [3, c.452].
«Воротами памяти» является выборочная внимание. Наши потребности и интересы обеспечивают успешность запоминания, является его стимулом.
Значение памяти — неоценимо. Она — основа нашей жизни. Испанский кинорежиссер Л. Бонюэль отмечал: «Достаточно лишь хоть частично потерять память, чтобы понять, что память — это именно то, что и составляет понятие жизнь». Человек без памяти перестает быть личностью, не ориентируется во времени и пространстве, все воспринимает так, словно видит впервые.
И. Сеченов отмечал, что без памяти человек находился бы вечно в положении новорожденного. Вот пример, который ярко демонстрирует важность памяти для личности. К. Паер из США была прекрасной студенткой, пока в 25 лет по ошибке не выпила успокоительные таблетки своего отца. Она находилась в коме, в течение пяти минут ее мозг был без кислорода. Сегодня ее памяти хватает лишь на десять минут. Невероятное усилие воли и помощь медиков Калифорнийского университета вернули ее к более — менее нормальной жизни. До этого она знала три языка, готовилась стать переводчиком. Сейчас записывает все, что делает. Ее силе воли удивляются даже врачи.
Понятными становятся слова известного психолога С.Рубинштейна: «Не обладая памятью, мы были бы «калифами на час». Наше прошлое было бы мертвым для будущего». Память — это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Оно является основой любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без памяти. Чем богаче память, тем ярче личность.
Благодаря памяти каждое поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт следующему. А без знаний невозможна плодотворная деятельность. Каждый из нас накапливает память поколений.
По мнению Аристотеля, память является социальной наследницей, нашим бесценным духовным богатством и силой. Созвучной Аристотелевы есть мнение английского философа Джона Локка (1632-1704) о том, что память является сокровищницей идей, без которой общественный прогресс был бы невозможен [10].
Память тесно сопряжена с мышлением и речью. Эту связь отмечал П.Блонский: «…память, поднимаясь благодаря разуму, все более и более приближается к мышлению в конце концов настолько близко, что даже в повседневной жизни в определенных случаях без разницы употребляются слова «вспомнил» и «подумал»…
Одним из важнейших и загадочных аспектов изучения памяти является исследование процесса кодирования и сохранения информации в мозге. Большинство психологов пришли к выводу, что введение новой информации оставляет в мозгу «следы» (физические изменения). Во время исследования этих «следов» перед учеными стоят две большие проблемы: идентификация участка или участков мозга, которые, возможно, участвуют в возникновении процесса памяти; и вторая — определение, раскрытие природы изменений в мозге в процессе памяти. Ключом к решению этих проблем является изучение мозга людей с расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями управляют одни и те же участки головного мозга (амигдаловое тело и гипокампус). Мы скорее можем воссоздать эмоциональный материал, чем неэмоциональный, сухой. Эту зависимость объясняют в своих исследованиях Б.Милнер, С.Коркин, Г.Тойбер.
Практика свидетельствует, если поврежден левый промежуточный участок (промежуточный мозг), то нарушается словесная память (запоминание рассказов, имен, слов). Если же поражен правый промежуточный участок, то человек теряет способность вспоминать невербальную информацию (рисунки, лицо, мелодию и тому подобное).
Заслуживают внимания экспериментальные исследования французского философа А.Бергсона и австрийского психолога К.Бюлера, которые выделяли две формы памяти: низшую, или ассоциативную, которая является следствием деятельности мозга, и высшем, что является следствием генного кода. Запоминание и воспроизведение, в которых принимает участие высшее память, происходят в виде чисто духовных актов, независимо от образований и сохранений нервных связей в мозге (генная память).
Следовательно, вы имели возможность убедиться, что нет единого толкования физиологических основ памяти.