Методика математического развития детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Палочки Кюизенера как средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования логического мышления дошкольников 5
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста 5
1.2 Особенности освоение детьми младшего дошкольного возраста элементарных математических знаний 11
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 15
2.1 Характеристика и методы исследования 15
2.2 Результаты проведенного исследования 17
2.3. Использование палочек Кюизенера для развития логики и математических представлений 25
Заключение 29
Литература 31

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день существует ряд серьезных требований, предъявляемых к концепции дошкольного образования по познавательному развитию дошкольников. Одной из сторон развития является логическое развитие и математические представления дошкольников. Математическое и логическое развитие представляет собой качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие посредством формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Поэтому математическое развитие является значимым компонентом в общем формировании ребенка.
Обучение дошкольников начальным математическим знаниям занимает важное место в дошкольном воспитании. Это обуславливается множеством причин, среди которых – обилие информации, которая получается ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным и т.п.
Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников является фундаментом для дальнейшего математического образования. При этом, само понятие развития математических способностей представляет особый сложный и многоаспектный комплекс. Оно заключается в представлениях о пространстве, форме, величине, времени и количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка основных понятий.
Стоит заметить, что ребенок дошкольного возраста не проявляет значительного интереса к математическим категориям. Однако знания элементарных категорий способствует увеличению возможностей ребенка ориентироваться в вещах и ситуациях, помогает упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий.
Все это говорит о том, что проблема поиска более эффективных средств и форм развития логического мышления детей дошкольного возраста является достаточно актуальной. При этом одним из важных методов обучения считаются палочки Кюизенера. Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях.
Степень изученности темы. Проблема обучения дошкольников логике и математике освещается рядом исследователей, среди которых В.Н. Аванесов, О.М. Дьяченко, А.А. Столяр и др. Указанные авторы говорят о том, что в процессе использования такого средства как палочки Кюизенера становится важно формировать новые знания и представления об окружающей действительности, которые будут способствовать умственному развитию ребенка.
Проблеме формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте уделяется внимание среди таких исследователей как В.В. Данилова, которая говорит, что в процессе сравнения ребенок младшего школьного возраста учиться различать и обозначать разные по величине предметы. Т.И. Ерофеева отмечает особую значимость палочек Кюизенера для развития элементарных математических представлений ребенка и т.д.
Целью курсовой работы является исследование уровня сформированности об элементарных математических представлениях, созданных посредством использования палочек Кюизенера среди младших дошкольников.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста элементарных математических знаний.
3. Организовать исследование уровня сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Охарактеризовать особенности использования палочек Кюизенера для развития логики и математических представлений.
Объектом исследования выступает процесс логического и математического развития детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются палочки Кюизенера как средство развития логики и математики у дошкольников.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников.
3. Проведение эмпирического исследования
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Поэтому ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений.
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес.
В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.
Младшие дошкольники способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изображения на карточке-образце и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает, можно сказать, непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, необходимо давать детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, важно показывать все приемы работы и детально разъяснять последовательность действия. Объяснения его должны быть предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию ребенка младшего дошкольного возраста. Наиболее сложные способы действия важно демонстрировать 2-3 раза, при этом всякий раз обращать внимание малышей на новые детали, что способствует развитию различных видов памяти. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий, развить познавательные психические процессы, в т.ч. память.
Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой. Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование палочек Кюизенера сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования логического мышления дошкольников
1.1 Развитие мышления детей дошкольного возраста
Каждый возрастной этап жизненного пути человека характеризуется своими особенностями процесса мыслительной деятельности. Рассматривая процесс мышления в дошкольном возрасте, большинство исследователей говорят о том, что, исходя из специфичности и значимости данного возрастного этапа в жизни каждого человека, мышление нужно рассматривать во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [14].
Логика – очень важный навык для человека, поэтому важно развивать в детях логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию мышления, анализу действий и учат детей решать проблемы.
Логическое мышление – это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно родителями, воспитателями и так далее [6].
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора – двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов [13].
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов.
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления – словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении [2].
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста [19].
Процесс формирования логических приемов мышления у дошкольников может осуществляться при помощи дидактических игр и упражнений. Он проходит поэтапно и для каждого этапа подбираются упражнения и игры, которые соответствуют возрастному развитию дошкольников [3].
Таким образом, формирование у детей качественно нового мышления связано с развитием мыслительных операций. В период дошкольного возраста они интенсивно развиваются и начинают выступать как способ умственной деятельности. Заметим, что основой всех мыслительных операций выступают анализ и синтез. Так же следует заметить, что дошкольники могут сравнивать объекты по многочисленным признакам, в конце младшего дошкольного возраста они замечают даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и могут выражать такие различия в слове.
Далее дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду [22].
По мнению таких авторов, как Н.Н. Поддъяков [23], Е.Л. Яковлева [29] и В.В. Давыдов [9], дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Они так же отмечают, что главная особенность данного периода заключается в том, что прогрессивные изменения можно увидеть во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая формированием сложных личностных новообразований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы