Педагогика, воспитатель Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Ознакомления с явлениями неживой природы по средством наблюдения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы.. 6

1.1 Проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с
неживой природой  6

1.2 Наблюдения основной метод ознакомления старших
дошкольников с природными явлениями. 10

1.3 Методика проведения наблюдений за объектами неживой
природы в старшей группе. 12

Глава 2. Организационно — педагогические условия
ознакомления старших дошкольников с явлениями неживой природы.. 17

2.1 Диагностика представлений детей старшего дошкольного
возраста о неживой природе. 17

2.2 Комплекс наблюдений, направленных на ознакомление
дошкольников с явлениями неживой природы.. 22

2.3 Методические рекомендации по проведению наблюдений. 25

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

 



 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Окружающий нас мир
велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной
жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и
явлениями окружающего мира — одна из задач умственного воспитания.

В общих чертах процесс познавательного развития,
приобретен6ия знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что
знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются
в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная
сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе
закладываются правильные представления об отношениях природы и социума.

В настоящее время, перед педагогической наукой и
практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм
организации деятельности, а также требованиям к ним.

Данные требования регламентируются действующим в нашей
стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования  (ФГОС  ДО), 
определяющего  значительный  потенциал 
для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребенка. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной
дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема
умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление
дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития. В п. 2.6. ФГОС
ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных
учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

Достижение перечисленных задач развития и образования
детей представляется достижимым через применение различных способов и методов
обучения и воспитания дошкольников. И в первую очередь через наблюдение за
природными явлениями.

При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые
воспитательно-образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных
особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности
психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с
окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного,
животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним
взаимодействовать, оперируя полученным опытом.

Цель исследования – представить комплекс
педагогических условий, направленных на процесс ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы посредством наблюдения.

Объект исследования – процесс формирования у детей
дошкольного возраста представлений о явлениях неживой природы.

Предмет исследования – наблюдение как средство
формирования представлений о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного
возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблемы ознакомления детей дошкольного
возраста с неживой природой.

2. Изучить наблюдение как основной метод ознакомления
старших дошкольников с природными явлениями.

3. Рассмотреть методику проведения наблюдений за
объектами неживой природы в старшей группе.

4. Провести диагностику представлений детей старшего
дошкольного возраста о неживой природе.

5. Представить комплекс наблюдений, направленных на
ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.

6. Предложить методические рекомендации по проведению
наблюдений.

Методы исследования: общетеоретический анализ
педагогической и психологической литературы; педагогический эксперимент.
Педагогическая диагностика, количественная обработка результатов.

Структура исследования: курсовая работа включает в
себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования, мы пришли к
следующим выводам:

Дети-дошкольники проявляют большой интерес к природе с
самого раннего возраста. Дети не могут оставаться равнодушными и не оставить
без внимания ни один объект или явление неживой и живой природы. Идеи
ознакомления детей-дошкольников с природой получили широкое распространение в
теории и практике дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте наиболее
продуктивными являются такие способы поисковой деятельности как наблюдение,
моделирование, экспериментирование, коллекционирование, исследовательская работа.

Наблюдение – это активная форма познания окружающего
мира, которая имеет целью накопления фактов, начальных представлений об
объектах и ​​явлениях, в результате чего оно может рассматриваться как
психический процесс, как познавательная деятельность и как метод обучения.

Правильно организованное наблюдение развивает
познавательные умения, воспитывает культуру познания. В ходе наблюдения
используются такие методы и приемы, которые, в первую очередь, нацелены на
формирование у детей умений замечать что-то новое, неизвестное, умению задавать
вопросы и находить ответы на них. У детей формируются способности
анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения,
исследовать, систематизировать свои знания, приводить обоснования собственной
точки зрения. Во время наблюдения вначале происходит процесс
накопления знаний, затем получаемые сведения систематизируется и развивается
стремление к осмыслению окружающего мира. В ходе наблюдения развиваются не
только внимание, но и память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать,
обобщать, выделять главное, комбинировать.

Анализ результатов диагностического исследования
процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о
неживой природе показал, что у большей части детей находится на среднем уровне.
Уровень сформированности представлений о неживой природе не достаточен и
требуется развивающая работа. Вся диагностика проводилась с каждым ребенком
индивидуально. После проведения диагностического исследования, мы пришли к выводу,
что необходима развивающая работа для повышения уровня сформированности у детей
старшего школьного возраста представлений о неживой природе.

В рамках развивающей работы был создан комплекс
наблюдений, направленных на ознакомление дошкольников с явлениями неживой
природы и представлены методические рекомендации по проведению наблюдений.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы

1.1 Проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с
неживой природой

Собственная ценность дошкольного возраста заключается
в том, что этот промежуток наиболее благоприятен для развития в ребенке
личности и стабильного улучшения его физических и психологических способностей.
В этот период происходит бурный подъем и активное формирование самосознания
дошкольника: ребенок начинает осознавать собственное место в своем окружении,
отделяет себя из мира предметов, учится сознательно разбираться в находящемся
вокруг вещественном и природном мирах и вычленять их значения [17, с. 77]. В
означенный период формируются также основные принципы взаимодействия с
окружающим миром, природой и осуществляется обучение ребенка при помощи старших
пониманию его как единой значимости для абсолютно всех людей.

Ряд иных педагогических исследований в последующем
создал базу для теоретико-опытного обоснования самых разных методик
экологического познавательного воспитания дошкольников, провозглашая и
аргументируя нужду в:

— конструировании концепции знаний таким образом,
чтобы овладение ими обеспечило бы эффективное интеллектуальное формирование
детей;

— повышении сложности содержания проводимого обучения;

— при внесении в него отображающих закономерности
окружающей действительности абстрактных знаний [11].

Иными словами, если концепция будет доступна доминирующему
в рассматриваемом возрасте наглядно-образному мышлению, то дети-дошкольники без
проблем усвоят систему взаимозависимых знаний, которая отражает закономерности
той либо другой сферы реальности.

Наконец, проводились также исследования, посвященные отбору
и систематизации, отображающих основные закономерности живой и неживой природы
естествоведческих знаний. В посвященных живой природе исследованиях
рассматривается постоянство порядка, каковому покоряется жизнедеятельность
каждого организма, а именно — взаимозависимость существования флоры и фауны от
внешней среды. Благодаря этим исследованиям стало возможным допустить в
ознакомлении ребенка с природой природоохранный подход [5,
c. 35].

Содержание познавательного развития детей, согласно
ФГОС ДО, предполагает:

— развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление
сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование 
первичных  представлений  о 
себе,  других  людях, об объектах окружающего мира;

— формирование представлений о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях);

— формирование  
представлений   о   малой  
родине   и   Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование представлений о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»,
входящая в основную образовательную программу в ДОО, включает:

— формирование элементарных математических
представлений;

— развитие познавательно — исследовательской
деятельности;

— ознакомление с предметным окружением;

— ознакомление с социальным миром;

— ознакомление с миром природы [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы