Курсовая с практикой на тему Ознакомления с явлениями неживой природы по средством наблюдения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы
1.1 Проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с
неживой природой
1.2 Наблюдения основной метод ознакомления старших
дошкольников с природными явлениями
1.3 Методика проведения наблюдений за объектами неживой
природы в старшей группе
2.1 Диагностика представлений детей старшего дошкольного
возраста о неживой природе
2.2 Комплекс наблюдений, направленных на ознакомление
дошкольников с явлениями неживой природы
2.3 Методические рекомендации по проведению наблюдений
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы исследования. Окружающий нас мир
велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной
жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и
явлениями окружающего мира — одна из задач умственного воспитания.
В общих чертах процесс познавательного развития,
приобретен6ия знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что
знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются
в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная
сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе
закладываются правильные представления об отношениях природы и социума.
В настоящее время, перед педагогической наукой и
практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм
организации деятельности, а также требованиям к ним.
Данные требования регламентируются действующим в нашей
стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО),
определяющего значительный потенциал
для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребенка. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной
дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема
умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление
дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития. В п. 2.6. ФГОС
ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных
учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
Достижение перечисленных задач развития и образования
детей представляется достижимым через применение различных способов и методов
обучения и воспитания дошкольников. И в первую очередь через наблюдение за
природными явлениями.
При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые
воспитательно-образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных
особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности
психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с
окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного,
животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним
взаимодействовать, оперируя полученным опытом.
Цель исследования – представить комплекс
педагогических условий, направленных на процесс ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы посредством наблюдения.
Объект исследования – процесс формирования у детей
дошкольного возраста представлений о явлениях неживой природы.
Предмет исследования – наблюдение как средство
формирования представлений о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы ознакомления детей дошкольного
возраста с неживой природой.
2. Изучить наблюдение как основной метод ознакомления
старших дошкольников с природными явлениями.
3. Рассмотреть методику проведения наблюдений за
объектами неживой природы в старшей группе.
4. Провести диагностику представлений детей старшего
дошкольного возраста о неживой природе.
5. Представить комплекс наблюдений, направленных на
ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
6. Предложить методические рекомендации по проведению
наблюдений.
Методы исследования: общетеоретический анализ
педагогической и психологической литературы; педагогический эксперимент.
Педагогическая диагностика, количественная обработка результатов.
Структура исследования: курсовая работа включает в
себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного исследования, мы пришли к
следующим выводам:
Дети-дошкольники проявляют большой интерес к природе с
самого раннего возраста. Дети не могут оставаться равнодушными и не оставить
без внимания ни один объект или явление неживой и живой природы. Идеи
ознакомления детей-дошкольников с природой получили широкое распространение в
теории и практике дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте наиболее
продуктивными являются такие способы поисковой деятельности как наблюдение,
моделирование, экспериментирование, коллекционирование, исследовательская работа.
Наблюдение – это активная форма познания окружающего
мира, которая имеет целью накопления фактов, начальных представлений об
объектах и явлениях, в результате чего оно может рассматриваться как
психический процесс, как познавательная деятельность и как метод обучения.
Правильно организованное наблюдение развивает
познавательные умения, воспитывает культуру познания. В ходе наблюдения
используются такие методы и приемы, которые, в первую очередь, нацелены на
формирование у детей умений замечать что-то новое, неизвестное, умению задавать
вопросы и находить ответы на них. У детей формируются способности
анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения,
исследовать, систематизировать свои знания, приводить обоснования собственной
точки зрения. Во время наблюдения вначале происходит процесс
накопления знаний, затем получаемые сведения систематизируется и развивается
стремление к осмыслению окружающего мира. В ходе наблюдения развиваются не
только внимание, но и память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать,
обобщать, выделять главное, комбинировать.
Анализ результатов диагностического исследования
процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о
неживой природе показал, что у большей части детей находится на среднем уровне.
Уровень сформированности представлений о неживой природе не достаточен и
требуется развивающая работа. Вся диагностика проводилась с каждым ребенком
индивидуально. После проведения диагностического исследования, мы пришли к выводу,
что необходима развивающая работа для повышения уровня сформированности у детей
старшего школьного возраста представлений о неживой природе.
В рамках развивающей работы был создан комплекс
наблюдений, направленных на ознакомление дошкольников с явлениями неживой
природы и представлены методические рекомендации по проведению наблюдений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы ознакомления старших
дошкольников с явлениями неживой природы
1.1 Проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с
неживой природой
неживой природой
Собственная ценность дошкольного возраста заключается
в том, что этот промежуток наиболее благоприятен для развития в ребенке
личности и стабильного улучшения его физических и психологических способностей.
В этот период происходит бурный подъем и активное формирование самосознания
дошкольника: ребенок начинает осознавать собственное место в своем окружении,
отделяет себя из мира предметов, учится сознательно разбираться в находящемся
вокруг вещественном и природном мирах и вычленять их значения [17, с. 77]. В
означенный период формируются также основные принципы взаимодействия с
окружающим миром, природой и осуществляется обучение ребенка при помощи старших
пониманию его как единой значимости для абсолютно всех людей.
Ряд иных педагогических исследований в последующем
создал базу для теоретико-опытного обоснования самых разных методик
экологического познавательного воспитания дошкольников, провозглашая и
аргументируя нужду в:
— конструировании концепции знаний таким образом,
чтобы овладение ими обеспечило бы эффективное интеллектуальное формирование
детей;
— повышении сложности содержания проводимого обучения;
— при внесении в него отображающих закономерности
окружающей действительности абстрактных знаний [11].
Иными словами, если концепция будет доступна доминирующему
в рассматриваемом возрасте наглядно-образному мышлению, то дети-дошкольники без
проблем усвоят систему взаимозависимых знаний, которая отражает закономерности
той либо другой сферы реальности.
Наконец, проводились также исследования, посвященные отбору
и систематизации, отображающих основные закономерности живой и неживой природы
естествоведческих знаний. В посвященных живой природе исследованиях
рассматривается постоянство порядка, каковому покоряется жизнедеятельность
каждого организма, а именно — взаимозависимость существования флоры и фауны от
внешней среды. Благодаря этим исследованиям стало возможным допустить в
ознакомлении ребенка с природой природоохранный подход [5, c. 35].
Содержание познавательного развития детей, согласно
ФГОС ДО, предполагает:
— развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление
сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование
первичных представлений о
себе, других людях, об объектах окружающего мира;
— формирование представлений о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях);
— формирование
представлений о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование представлений о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие»,
входящая в основную образовательную программу в ДОО, включает:
— формирование элементарных математических
представлений;
— развитие познавательно — исследовательской
деятельности;
— ознакомление с предметным окружением;
— ознакомление с социальным миром;
— ознакомление с миром природы [16].