Курсовая с практикой на тему Ознакомление с художественными произведениями о жизни детей во время великой отечественной войны как средство развития представлений младших школьников о событиях великой отечественной войны 1941-1945 годов в условиях внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА
1. ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ………………………… 10
1.1.
Социально — психологические особенности чтения……… 11
1.2.
Качество чтения……………………………………………………….. 13
ГЛАВА
2……………………………………………………………………………….. 15
2.1.
Подранки………………………………………………………………… 15
2.2.
Викторина «События Великой Отечественной войны»… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 22
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………… 30
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Персидская
пословица V
века до нашей эры гласит, что дети больше всего похожи не на своих родителей,
даже не на учителей, они похожи на то время, в котором живут.[1]
А наши дети живут в технологичном веке высоких скоростей среди «черепашек
Ниндзя», телефонов, компьютеров с играми – стрелялками. Читают наши дети очень
мало. Читают не сказки, не о пионерах – героях Великой Отечественной войны,
повальное увлечение Гарри Поттером на сегодняшний день, конечно, удручает. При
наблюдении и собеседовании с ребятами мы выяснили, что о Великой Отечественной
войне они знают очень мало, только из курса «окружающий мир», а книг о ВОВ они
пока не читали. Такая ситуация настораживает, т.к. вспоминаем слова К. Маркса о
том, что, когда вырастает поколение, не знающее войны, оно начинает новую
войну.
Мы
провели вводный пилотажный опрос среди учащихся четвёртого класса для
определения круга и плана действий, степени информированности наших детей о Великой
Отечественной войне в семьях, выбора методов и технологий воспитательной
деятельности (приложение № 1). Участвовали тридцать учеников 4-х классов. Были заданы
вопросы:
1. Вы были с родителями на акции
«Бессмертный полк»;
2. Ваши прабабушки, прадедушки жили во
время ВОВ;
3. Вы
слышали рассказы прабабушек и прадедушек о времени ВОВ;
4. Вы смотрите фильмы о ВОВ;
5. Вы читаете книги о ВОВ;
6. Вы часто выезжаете семьёй на места боевой
славы ВОВ;
7. В вашей семье отмечается праздник «День
Победы».
Ребята сразу согласились ответить на наши
вопросы, отвечали анонимно, искренне, с не поддельным интересом.
Выводы по пилотажному
опросу плачевны: мы предполагали, а теперь убедились, ребята практически не
общаются с прабабушками и прадедушками по вопросу, интересующему нас, то есть о
ВОВ, а ведь они являются непосредственными свидетелями того времени и их становится
всё меньше и меньше. Так мы теряем свою память! А, может быть, и поколение!
Старшие родственники не общаются с ребятами на темы ВОВ, не затрагивают их души
книгами и фильмами, которые доводят до слёз судьбами детей ВОВ, которые учат
любить, дружить, заботиться о ближнем, быть сильными духом и бесстрашными.
Половина семей ребят поддерживают акцию «Бессмертный полк», и почти все
отмечают День Победы со своими родственниками.
Пилотажный опрос на
знания учащимися 4-х
классов событий и имён ВОВ показал следующие данные (приложение № 2).
В опросе приняли участие 30 учащихся. Были
заданы следующие вопросы;
1. Когда
началась ВОВ?
2. В
какой ситуации оказался город Ленинград?
3. Назовите
героев ВОВ.
4. Назовите
пионеров – героев ВОВ.
5. Когда
началось генеральное наступление нашей армии под Москвой?
Выводы: мало, но всё – таки знают ребята
героев ВОВ, правда пионеров – героев знают всего трое ребят. О том, что
Ленинград был в блокаде, знают пятнадцать человек. О начале генерального
наступления под Москвой знают девять человек, но почти все (двадцать восемь
человек из тридцати) помнят дату начала Великой Отечественной войны.
Таким образом, мы
выяснили необходимость
вовлечения детей начального школьного возраста в чтение литературы о детях ВОВ
ради знакомства с событиями этой страшной войны и более того: исследовать
влияние этой литературы на сознание и поведение учащихся. Объектом исследования
являются: учащиеся начальной школы (бенефициарии
первого плана), их родители (бенефициарии второго плана), ровесников учащихся,
их сёстры, братья, друзья (бенефициарии третьего плана).
Предметом исследования
является: влияние художественной
литературы о Великой Отечественной войне на развитие духовно – нравственного
потенциала, детей младшего школьного возраста, уровня их осведомлённости о
событиях Великой Отечественной войны.
Гипотеза: чтение
и внимание к художественной литературе о ВОВ повышают информированность детей о
событиях ВОВ, развивают эмоционально – волевую сферу ребёнка, творческие
способности, образное мышление, этические устои, умения любить, дружить,
заботиться о ближнем, патриотизм.
Цель исследования: доказать видоизменение сознания и
поведения детей младшего школьного возраста под влиянием чтения художественной
литературы о детях Великой Отечественной войне.
Задачи исследования:
— подготовить
лучшую литературу о детях ВОВ;
—
подготовить стимулирующий материал для исследования;
—
разработать план развивающих занятий;
—
исследовать представления и знания о событиях ВОВ детей младшего школьного
возраста;
—
вовлечь в воспитательную деятельность родителей учащихся; Методы и технологии
работы: наблюдения, пилотажные опросы,
реализация воспитательной программы по развитию духовно – нравственного уровня
учащихся (бенефициарии первого плана), их родителей (бенефициарии второго
плана), ровесников учащихся; сбор и аналитический анализ по ходу всего
исследования. Сделать выводы.
Этимология понятий и
терминов. Самое страшное, что может случиться в мире это, война.
Это то, что разрушает человеческие ценности, построенные на принципах любви и
добра. Война разрушает семьи, делая врагами родителей и детей, братьев и сестер.
Война учит только злым поступкам, которые основаны лишь на эгоизме человека,
пытающегося выжить любой ценой. Корыстные цели преобладают над нравственными
ценностями, в результате чего все общество постепенно превращается в диких
животных. Люди умирают, остаются на всю жизнь калеками, теряют родных и
близких. Война никогда не сделает жизнь человека прежней.
Дети войны – это
граждане, родившиеся в период с 1930 г. (в некоторых регионах с 1924 г.) по
1945 г. на территории Советского Союза.
Автобиографическое произведение – это
отражение жизни автора, это взгляд на мир глазами автора, это произведение, в
котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим
характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу.
Наша Родина это, страна,
в которой человек родился, вырос, учился, живет и трудится; влюбляется, заводит
свою семью и детей, исторически принадлежащая тому или иному народу территория
с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и
нравов.
Патриотизм[2] – это понятие применяется
для описания чувства человека: любви и преданности своему народу, нации, стране,
зарождается оно из любви к матери, отцу, своему дому, своей первой девушке.
Книга это, текст,
напечатанная на бумаге; информация, представленная в виде сброшюрованных,
переплетенных или скрепленных иным образом листов.[3]
Историография темы,
степень изученности вопроса. В свете новых знаний и опыта человеческое
сознание ориентируется на конкретную картину мира, постоянно переосмысливает социальные
явления. К таковым явлениям относится и патриотизм, целесообразное рассмотрение
которого также проводится в исторической динамике.
В ранней Античности
следует искать зарождение феномена патриотизма, в условиях, определяющих начало
правовых и иных взаимоотношений человека с государством. Существенным признаком
данных отношений становится гражданство, в отличие от подданства, при котором
связь выстраивается не с государством, а непосредственно с монархом. Только с
появлением гражданских прав и свобод мы можем говорить о зарождении
патриотического сознания.
Привязанность к среде
обитания, к родной земле обрели характер нравственного и политического
императива, определяющего восприятие людьми политической действительности и
реагирование на происходящие политические процессы с позиции их соответствия
интересам и безопасности своего социума, своего государства с момента
образования античных государств.
По всей видимости предтечей
патриотизма следует считать сложившийся в Античной Греции идеал ‒ добродетель,
доблесть. В гомеровский период, его восприятие отражало стремление к совершению
подвигов, достижению славы и успеха. С развитием философской мысли, а с нею и
этических норм и традиций в классическую эпоху Древней Греции (V ‒ IV века до
н.э.) стала идеалом поведения граждан и их отношения к своему гражданскому
долгу.
Некоторые учёные считают,
что патриотизм
— явление разумного мышления. Это чувство не могло возникнуть у одержимого
инстинктами первобытного человека, не могло оно появится и в древневосточных
деспотиях. Миронов Андрей Владимирович в научной статье по философии[4] исследует
логическую парадигму патриотизма во взаимодействии с общественными задачами,
представленными в творчестве Платона и Аристотеля. Особый акцент в понимании
патриотизма делается на соотношении морали и политики в общественном сознании.
Н.М. Карамзин, известный
историк и идеолог был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и
славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О
любви к Отечеству и народной гордости»[5] он выделил три
взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую,
нравственную, политическую. Н. М. Карамзин считает, что физическая любовь
характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни.
Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая
основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. А для
этого, мы считаем, надо знать историю своего государства. В нашем случае, мы
говорим о знании событий Великой Отечественной войны. А осознанию всей тяжести
и горечи, нанесенной этой войной детьми начальной школы поможет чтение
художественной литературы о детях войны, то есть их ровесников.
В советской педагогической
теории и практике проблеме воспитания патриотизма посвящено немало
исследований. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, классики педагогики стремились
осмыслить проблемы патриотического воспитания. Педагоги ратовали за
необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для
сохранения культурных традиций, исторического наследия России.
«Патриотизм проявляется
не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только
«героическая вспышка», но и длительная, ему посвящена мучительная, нажимная
работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» — говорит А.С. Макаренко в
предисловии к книге «Флаги на башне»[6]. А. С. Макаренко большую
роль в патриотическом воспитании отводит труду. Мы считаем, что для детей
начальной школы учёба, чтение и есть главный труд. А мы, педагоги, в этом
процессе играем не последнюю роль, именно мы должны научить ребёнка хорошо
читать и, читать хорошую литературу, собственно, это то, на что направлена
данная исследовательская работа.
Структура курсовой работы:
введение,
в котором, осуществлена постановка,
актуализация темы; причины и поводы исследования проблемы; отражён взгляд
философов и педагогов на проблему патриотизма теоретическая часть состоит из
рассмотрения вопросов чтения, влияния такового на формирование мировоззрения
человека и психологического развития; в практической части представлено
тематическое планирование занятий по чтению литературы о детях Великой
Отечественной войны, методики развивающей педагогики; в заключительной части
подводятся итоги обследования, анализ действенности нашей развивающей программы
по воздействию на видоизменение сознания и поведения учащихся начальной школы;
в приложении у нас статистическое подтверждение результатов исследования в виде
графиков.
Т. Е. есть мнения учёных, есть историография [1] М. И. Буянов «Лики великих», М., Медицина, 1995 [2]
chto-takoe.net›chto-takoe-patriotizm [3] dic.academic.ru›книга [4] Известия
Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика,
2011 [5] Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах.
Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с. [6] Макаренко
«флаги на башне», м., Детская литература, 1962
Заключение:
В
результате наших исследований мы поняли, что чтение имеет огромное значение в
жизни человека, в его интеллектуальном и духовно – нравственном развитии,
становлении как гражданина, патриота своей Родины. Для теоретической части мы вспомнили
и нашли подтверждение из истории, из социальных отношений в трудах великих
философов и педагогов. Наверное, можно сказать, что чтение хорошей литературы –
это поддержание экологии души, то есть наполнение сознания ребёнка такими понятиями,
как совесть, сочувствие, сопереживание, дружелюбие, любовь к ближнему,
сострадание, понимание чувств ближнего. Чтение в огромной степени воспитывает
человека, а хорошее чтение может воспитать патриота, сильную личность. Практическая
часть позволила нам убедиться в теории, так как сознание и даже поведение ребят 4-х классов реально
изменились после внедрения нашей программы, между собой мы её называем
«подранки». Ребята обратили внимание на своих прабабушек и прадедушек, засыпали
их вопросами о жизни во время Великой Отечественной войны, рассказами о
блокадном Ленинграде, обороне Брестской крепости, крымских партизанах.
Теперь
в группе мы слышим такие разговоры: «А у нашего прадедушки есть Звезда Героя,
медаль за взятие Варшавы и другие медали – принеси, покажи – нет, мама сказала,
что такие ценности должны храниться дома, приглашай друзей в гости, и награды
покажем, и с прадедушкой поговорим!». «Мы в выходные читали книгу «Три
девочки», прабабушка сидела рядом и плакала всё, потом нам рассказала, как она
совсем маленькой жила в блокадном Ленинграде, как её мама жевала чёрствый хлеб
и ей давала, как поила отваром из почек деревьев и делала салат из одуванчиков
и крапивы».
Родители
принесли диск с записями песен Великой Отечественной войны в роковом исполнении
запись фильма «Мы из будущего». Один прадедушка пришёл с фотографиями военного
времени, ребята слушали его рассказ не отрываясь. Родители нас очень поддержали
в этом начинании.
Итоговый пилотажный опрос свидетельствует
о том, что чтение художественной литературы не только позволило узнать и
запомнить события Великой Отечественной войны, но ещё видоизменить сознание и
поведение ребят в гуманитарном направлении, они начали смотреть, пересказывать
друг другу, обсуждать фильмы, читать книги о Великой Отечественной войне,
вовлекать в эту деятельность родителей и друзей. От ребят стали поступать такие
предложения: «А давайте станем пионерами и будем со всеми, со всеми дружить,
будем прямо очень честными!», «А давайте станем тимуровцами, будем всем
помогать и маме, и своей бабушке, и другим бабушкам!»
Итоги ответов на вопросы викторины «События
Великой Отечественной войны» и заполнение звёздочками на большой карте
Советского Союза тех мест, где происходили события, связанные с героями
прочитанных книг, показали, что ребята хорошо усвоили информационный материал.
В перспективе по желанию ребят и просьбе
родителей мы продолжим эту работу. Думаем, что для подкрепления полученной
информации и эмоциональной подзарядки, отправимся на экскурсии. Сейчас ребята
больше всего мечтают посмотреть Брестскую крепость, Севастополь, Москву, Санкт
– Петербург.
И так, мы выдвинули гипотезу, что чтение
книг о детях Великой Отечественной дадут новые знания о событиях ВОВ
современным детям. Исследования показали, что это так.
Мы предположили, что чтение книг
видоизменит сознание и поведение современных детей младшего школьного возраста в гуманитарном
направлении. Исследование показало, что это так! Дай Бог что бы наши дети сохранили нашу
историческую память и всегда жили в мире и согласии!
PS.
Выделено то, что указывает
на возраст, историографию и т.д.- всё это было изначально!!! Добавлено!
Фрагмент текста работы:
1. ЧТЕНИЕ
– ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ «Чтение – вот лучшее
учение» — гласит русский фразеологизм, подаренный нам великим Александром
Сергеевичем Пушкиным.
Некоторые люди считают, что чтение это
удел слабых, обиженных на жизнь людей, уход из реального мира в мир фантазий,
вроде бы этот слабый человек подменяет страсти и события реального мира
книжными событиями. Мы с такой точкой зрения совершенно не согласны. Мы
считаем, что у человека формируется образ собственной персоны с примеров героев
хороших книг классической литературы о героях Родины.
“Напрасен ум, если нет
пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений,
примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно
задушевные друзья, они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и
как зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи…” – это пишет Ян Амос Коменский в труде
“О пользе чтения” – цитирует Н.
М. Герцен.[1]
Сухомлинский: «Плохое
чтение – как грязное окно, через которое ничего не видно». Подлинное чтение, это,
вдумчивое проникновение в смысл прочитанного, наслаждение художественными
ценностями. Оно захватывает ум и сердце – вызывает раздумья об окружающем мире
и о самом себе, заставляет всматриваться в сложную человеческую душу, думать
над своей судьбой, над будущим. “Учение, овладение знаниями, сидение за книгой
– большое благо и счастье”. “Умей не только читать, но и перечитывать.» —
добавляет Сухомлинский.[2]
Мы согласны с великими
педагогами, что чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому,
что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать
о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой
моральности. А [1] Герцен
А.И., Огарев Н.П. О воспитании и добра, М.: Педагогика, 1990. – 368 с. [2] Сухомлинский
В.А. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.