Теория и методика обучения русскому языку и литературе в начальном образовании Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Ознакомление младших школьников с речевыми жанрами на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевых жанров на
уроках русского языка в начальной школе. 6
1.1.   Характеристика жанрового подхода к обучению младших
школьников сочинениям. 6
1.2.   Жанровый репертуар современных младших школьников. 11
1.3.   Реализация жанрового подхода к обучению сочинениям в
современных учебниках по русскому языку для начальной школы. 13
Выводы по первой главе. 16
Глава 2. Обучение младших школьников созданию сочинения в
жанре портретной зарисовки. 17
2.1. Готовность младших школьников к созданию высказывания в
определенном жанре 17
2.2. Методика обучения младших школьников созданию
высказывания в жанре портретной зарисовки. 19
Вывод по второй главе. 20
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 24
Приложения. 28

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что
повышение речевой культуры учащихся — одна из важнейших задач, стоящих перед
современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры,
мышления, интеллекта человека является его речь, которая должна соответствовать
языковым нормам. Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным
вниманием учителей и исследователей к речевому обучению школьников. Примерно
70-80% людей слушают, говорят, читают, пишут, иными словами, занимаются речевой
деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием [5, c. 78-80].

Именно в начальной школе дети начинают осваивать нормы
устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые
средства в различных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи.
При этом педагог должен помогать детям осмысливать требования к речи, обучать
младших школьников при формулировании мыслей следить за правильностью,
точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна.
Одно из ее направлений — написание эссе разного типа. Преподавание эссе —
актуальная проблема нашего времени. Через сочинение учителю легче окунуться во
внутренний мир ребенка, познакомиться с ним.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему
воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение —
это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем
отображении, выражать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет
ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит
красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в
младших классах, знает, насколько важно развивать речь учеников в школе.

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; сознательно выстраивать
речевое высказывание в соответствии с задачами общения и составлять тексты в
устной и письменной формах;

— готовность выслушать собеседника и вести диалог;
готовность признать возможность разных точек зрения и право каждого иметь свою;
Выскажите свое мнение и аргументируйте свою точку зрения и оценку событий.

Таким образом, коммуникативная компетенция — одна из
важнейших, ключевых компетенций современного человека.

Противоречие — сочинение может служить мощной базой для
развития устной и письменной связной речи младших школьников, в результате у
детей будет формироваться художественный вкус, расширяться кругозор,
происходить становление жизненных приоритетов и позиций.

Проблема — комплекс заданий и упражнений, направленный
на развитие умений связной письменной речи младших школьников, может
применяться при работе над развитием связной речи учащихся на уроках русского
языка.

Цель исследования
— исследование особенностей обучения младших школьников сочинениям разных
жанров.

Объект
исследования – жанровый подход к обучению сочинениям в начальной школе.

Предмет
исследования – приемы обучения сочинению в жанре портретной зарисовки.

Гипотеза
исследования: если на уроках
русского языка в работе по написанию сочинений по картине будут использованы
задания, направленные на развитие умения определять границы предложений, умения
использовать выразительные языковые средства, развитие морфологических и
словообразовательных умений, на формирование грамматико-орфографических умений,
улучшение умений анализировать картину, видеть основную идею автора, то речь
учащихся значительно улучшится.

 Исходя из
актуальности, предмета, предмета и цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику жанровому подходу в обучении
детей младшего школьного возраста сочинениям.

2. Проанализировать методическую и педагогическую
литературу по проблеме развития речи младших школьников с помощью знакомства с
речевыми жанрами.

3. Определить жанровый репертуар младших школьников.

4. Определить методику обучения младших школьников
созданию высказывания в определенном жанре.

5. Провести экспериментальную работу с младшими
школьниками.

Методы
исследования: теоретические методы
исследования: обобщенный анализ изученной литературы. Эмпирические методы
исследования: наблюдение; анализ и синтез эмпирического материала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Функции речи отражают этапы реального процесса развития
речи в онтогенезе. Речь изначально возникает как средство общения в своей
межличностной функции и сразу же оказывает внутриличностное воздействие. Даже
первые ранние вербализации ребенка восстанавливают его сенсорный опыт. Но все
же внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологу.

С древних времен краткость и простота изложения мыслей
почитались как высшая добродетель. Вряд ли найдется кто-нибудь, кто станет
отрицать, насколько важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно,
ясно, точно и лаконично — забота и желание каждого из нас. Владение речью ведет
человека к успеху, ведь «доброе слово — половина счастья».

Красноречие почиталось во все времена. В разных странах,
в период наивысших подъемов культуры народов, появилась наука об овладении
речью, общением, убеждением словом. Так зародилась риторика в Древней Греции. В
древнем мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала
сильное влияние на всю европейскую культуру.

Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня,
когда значение правильного, убедительного слова растет. Современная школа
должна подготовить человека, который думает и чувствует, который не только
обладает знаниями, но и умеет применять эти знания в жизни, умеет общаться и
имеет внутреннюю культуру. Цель не в том, чтобы учащийся знал как можно больше,
а в том, чтобы уметь действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приоритетными средствами для этого являются культура речи и культура общения. Овладение
языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться говорить четко и грамматически правильно, иметь хорошо настроенный
голос, свободно выражать свои мысли в творческой интерпретации в устной и
письменной форме, уметь выражать свои эмоции различными интонационными
средствами, соблюдать культуру речи и развивать умение общаться необходимо
каждому. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе обучения
студентов является развитие речевой деятельности.

Изучение речевых жанров в школе подчиняется принципу
доступности. В начальной школе приоритет отдается жанрам устного этикета (в 1-м
классе изучаются приветствие, прощание, благодарность, извинение, а в 3-м —
более сложные — комплименты, поздравления). Кроме того, в начальной школе
изучаются рассказ, летопись, записка и т. д.

На этих уроках младшие школьники также знакомятся с
особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми
средствами. Так, например, во 2-м классе ученики знакомятся со структурой
рассуждения, учатся ссылаться на правило, закон; научиться пересказывать текст
подробно и лаконично. В 3-м классе дети учатся готовиться к устному
выступлению, в том числе и в классе. В этом же классе учащихся знакомят со
сравнительным описанием. В 4-м классе школьники учатся выстраивать аргументы в
рассуждениях, извлекать смысл из словарных статей и основных рефератов и
составлять их (на начальном уровне).

При изучении речевых жанров в начальной школе мы особо
отмечаем, что тексты должны основываться на информацию, полученная студентами
при изучении блока 1 — «Общение». Это означает, что, создавая тот или иной
речевой жанр, учащиеся используют свои знания об этапах подготовки текста,
составляющей речевой ситуации, правилах общения и т. д.

Кроме того, дети опираются на знания, полученные на
русском языке. Уроки: о теме текста, заголовке, основной идее, разделении
текста на абзацы

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Теоретические аспекты изучения речевых жанров на уроках русского языка в
начальной школе 1.1 Характеристика
жанрового подхода к обучению младших школьников сочинениям Впервые в отечественной науке речевые жанры были описаны
М.М. Бахтиным в работе «Проблема речевых жанров» [4].
С точки зрения М.М. Бахтина, специфика общения определяет тематическое
содержание, стиль и композиционное строение высказывания. Несмотря на то, что
каждое сообщение имеет индивидуальный характер, каждая сфера применения языка
вырабатывает собственные «относительно устойчивые типы» высказываний. Именно
эти типы высказываний исследователь и определил как жанры речи. В «Словаре
лингвистических терминов» под редакцией О.С. Ахмановой дается следующее
определение речевого жанра: «разновидность речи, определяемая условиями
ситуации и целью употребления» [7]. В дальнейшем жанр речи был определен как
«тип текстов, отражающий исторически сложившуюся модель духовной деятельности
людей» [1].

Речевые жанры представляют собой единицы общения. Т.Н.
Шмелева отмечает, что на интуитивном уровне речевые жанры отчетливо различимы
для носителей языка, и «стоит привести два-три примера, как у любого человека
складывается впечатление, что ему все понятно и он может работать с речевыми
жанрами и решать какие-то проблемы» [19]. Однако это интуитивное понимание, по
мнению ученого, в достаточной степени иллюзорно, и требует конкретизации и
уточнения.

Прежде всего это касается подходов к изучению речевых
жанров

Согласно М.М. Бахтину, все речевые жанры обладают
определенным набором основных признаков:

1) объективность по отношению к индивиду;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы