Курсовая с практикой на тему Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями через организацию наблюдений на прогулке.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями 7
1.1. Формирование экологических представлений у дошкольников 7
1.2. Анализ программы «От рождения до школы» в рамках ознакомления дошкольников с сезонными изменениями 13
1.3. Формы работы с дошкольниками в рамках ознакомления с сезонными изменениями 19
Глава 2. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями через организацию наблюдений на прогулке 22
2.1. Особенности прогулки, как формы работы с дошкольниками 22
2.2. Наблюдение — основной метод экологического воспитания дошкольников…. 27
2.3. Особенности наблюдения при ознакомлении с сезонными изменениями 35
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Введение:
Актуальность исследования. Взаимодействие человека и природы, общества и его окружения в условиях быстрого роста промышленного производства с существующими много отходными технологиями достигло критических форм и размеров. Существует угроза самому существованию человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное загрязнение окружающей среды для жизни человека.
Современная экологическая ситуация в мире заставляет вновь взглянуть на экологизацию образования и воспитания молодого поколения. Воспитание правильного отношения к природе должно начинаться с самого раннего детства.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром и растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
Методика экологического образования дошкольников в настоящее время переживает процесс своего активного развития. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход в решении проблем экологического воспитания, разрабатываются содержание и новые технологии.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо начинать с самого раннего возраста. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Признавая важность экологического воспитания, усилия теоретиков и практиков направлены на создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.) являются основой осознанного бережного отношения к природе [20, 12].
Первое отношение к природе формируется у детей на основе эмоций, ощущений, возникающих в процессе созерцания его красоты. Но только эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы связать чувства детей с экологическими знаниями, возникшими в результате непосредственного общения с природой, что, в свою очередь, приведет к различной экологической деятельности.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогут экологические праздники и досуги в дошкольной образовательной организации, где дети знакомятся с растениями и некоторыми животными.
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
Использованию наблюдения как метода освоения знаний детей дошкольного возраста о сезонных явлениях в природе посвящены работы: С. Н. Николаевой [17], Т. И. Зениной [7], А. Ф. Мазуриной [14], Н. А. Рыжовой [18], Л. М. Хафизовой [21] и др.
Мы считаем, что тема «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями через организацию наблюдений на прогулке» в настоящее время является актуальной, так как формирование представлений о сезонных явлениях в природе у детей дошкольного возраста это инструмент развития способностей и осознания окружающей его реальности.
Цель исследования: изучить вопросы применения наблюдений на прогулке при ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями.
Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с сезонными изменениями.
Предмет: ознакомление дошкольников с сезонными изменениями через организацию наблюдений на прогулке.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Определить педагогическое содержание понятий «экология», «экологическое воспитание», «экологические представления».
2. Проанализировать программу «От рождения до школы» в рамках ознакомления дошкольников с сезонными изменениями.
3. Провести обзор форм работы с дошкольниками в рамках ознакомления с сезонными изменениями.
4. Рассмотреть прогулки как одну из форм работы с дошкольниками.
5. Изучить влияние проводимых наблюдений на изучение сезонных явлений в природе дошкольниками.
Методологическую основу исследования составляют личностно-ориентированный подход в воспитании (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.), направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход (В. А. Беликов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.), организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.
Исследование выполнялась с опорой на работы по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста (Н. А. Рыжовой, Н. А. Хайдуровой, Э. И. Залкинда, Е. И. Золотовой), а также работы педагогов современности (Е. И. Радиной, Л. Е. Образцовой, Н. К. Постниковой, Е. И. Корзаковой, В. Г. Фокиной) указавших на значение использования труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [13].
Методы исследования:
-Теоретический (изучение психолого-педагогической и методической литературы).
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты воспитания экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Во второй главе курсовой работы рассматриваются вопросы особенностей организации наблюдений на прогулке как основного метода экологического воспитания дошкольников.
Заключение:
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо начинать с самого раннего возраста. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Признавая важность экологического воспитания, усилия теоретиков и практиков направлены на создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс освоения знаний об объектах природы, формирование эмоционально-ценностного отношения детей к ним, овладение детьми практическими умениями и навыками ухода за объектами природы.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром, растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила обращения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В то же время современный ребенок имеет ограниченные возможности для общения с природой. Поэтому дошкольные учреждения должны уделять особое внимание развивающей среде, которая позволяет организовать общение ребенка с природой. Одним из элементов такой среды является живой уголок.
С помощью наблюдений дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, бережному отношению к природе.
Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
В связи с полученными результатами проделанной работы можно рекомендовать следующее:
1.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно базироваться на следующих принципах: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, принцип деятельностного подхода, принцип личностно – ориентированного подхода в воспитании.
2. Центральным системообразующим компонентом должно является экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе использования наблюдений в ходе совместной деятельности педагогов, детей и родителей, осуществляемого в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей.
3.Экологическое воспитание может быть успешным в результате обеспечения комплекса педагогических условий: внедрения в образовательный процесс комплекса мероприятий направленных на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста с использованием наблюдений, повышение компетентности педагога в вопросах экологического воспитанию детей дошкольного возраста, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания, организация предметно-развивающей среды (наличие инвентаря для всех детей, оборудования и т.д.).
При изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного — правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на сохранение природы.
Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим.
Значение:
1. Включение различных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
2. Необходимость метода наблюдения связана прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов и явлений. Чем конкретнее и ярче представления, тем легче ребенку его использовать в практической деятельности.
3. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших и наглядно представленных взаимосвязях.
4. Систематическое использование наблюдений в процессе ознакомления с природой приучает ребенка приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, способствует решению одной из важных задач умственного воспитания.
5. Наблюдение является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
6. В процессе наблюдений происходит усвоение разных знаний о свойствах и качествах, о структуре и внешнем строении, о причинах изменения и развития объектов, о сезонных явлениях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями
1.1 Формирование экологических представлений у дошкольников
«Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» – Биологический Энциклопедический Словарь, 1986 год.
Экологическое воспитание — это целенаправленное влияние на духовное развитие детей, формирование их ценностей, моральная и экологическая позиция личности, умение и навыки экологически безопасного взаимодействия с природой и обществом. — К. Ушинский [11; 38]
Экологическое воспитание дошкольников — это знакомство детей с природой, основанная на экологическом подходе, когда педагогический процесс основан на основных идеях и концепциях экологии, — это понятие было дано С. Н. Николаевой [13; 49].
Экологическое образование — новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявляться у ребенка, как в моральных, так и безнравственных действиях. Это связано с незнанием правил взаимодействия дошкольников с объектами природы. Поэтому важно формировать предубеждения о природе и формы отношения к ней. Сознательно правильное отношение развивается при условии тесного контакта и различных формах взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые присутствуют в комнате, в детском саду и дома.
Цель экологического образования достигается в решении единства следующих задач:
1. образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и способах их решения;
2. воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически приемлемого поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. развивающих — разработка системы интеллектуальных и практических навыков для изучения, оценки состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной охране окружающей среды: интеллектуального (способность анализировать экологические ситуации), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), морального (воля и настойчивость).
Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).
Представление – это сложное динамическое образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, панорамностью, яркостью, четкостью, контролируемостью образа. В представлениях раскрывается активный опережающий характер познания человеком предметного мира [9, с. 112].
Экологические представления в педагогической науке рассматриваются как представления о взаимосвязи в системе «человек-природа» [21].
Экологические представления являются неотъемлемой составляющей экологического сознания, экологических установок, экологического мировоззрения.
Т.А. Зерщикова определяет экологические представления как «систему взглядов на объективный мир, основанную на представлениях о его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего существующего» [16, с. 34].
По мнению Н.Н. Киселева под экологическими представлениями стоит понимать сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [22, с. 85].
Формирование экологических представлений означает развитие рефлексии личности, содействие осознанию себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных и экологических ценностей, полезной личностью не только для общества, но и для природы [28].
Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости[12, с. 87].
С.Н. Николаева[12]считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
На основе анализа программ экологического образования детей дошкольного возраста, а также трудов Л.В. Кузнецовой[31] выделяются следующие разделы экологических представлений для детей дошкольного возраста: