Курсовая с практикой на тему Ознакомление дошкольников с комнатными растениями в ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Сущность и история появления комнатных растений 6
2. Значение комнатных растений в ДОО 10
3. Особенности организации работы с растениями в ДОУ 17
4. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями через организацию живых уголков в разных возрастных группах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность работы. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры детей.
В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– развитие гуманного отношения к природе и окружающей среде (высоконравственное воспитание); – развитие системы экологических знаний и взглядов о природе и окружающей среде (умственное развитие);
– формирование эстетических и этических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
– содействие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среде.
Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Особое значение приобретает организация экологоразвивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ — одно из условий экологического воспитания детей.
Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголков природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований, лабораторно-исследовательских уголков для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой, мини-музеев природы родного края, где представлены экспонаты из природного материала: коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, и др., подбор видео-, аудио материалов, диафильмов о природе.
Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с комнатными растениями.
Предмет исследования – работа с комнатными растениями в ДОУ.
Цель исследования – изучить особенности ознакомления дошкольников с комнатными растениями в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность и историю появления комнатных растений;
2. выявить значение комнатных растений в ДОО;
3. изучить особенности организации работы с растениями в ДОУ;
4. описать особенности ознакомления дошкольников с комнатными растениями через организацию живых уголков в разных возрастных группах.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
экологическое воспитание – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды.
Ответственное отношение учащихся к природе является целью и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умения предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе.
Главная цель экологического воспитания: человек должен экологически мыслить, понимать и анализировать факты, находить причины и следствия, принимать соответствующие решения во взаимоотношениях с природой.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Художники, поэты, философы всех народов посвящали много времени изучению взаимоотношений человека и природы. На сегодняшний день, данная тема очень актуальна в наши дни, поскольку, возможно, есть проблема экологического кризиса, которая нависла над людьми. Существует острая проблема экоголизации духовной и практической деятельности человечества, которая стала крайне необходимой, поскольку это является одним из условий сохранения общего для всех. Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать формирование базовых основ экологической культуры, правильного отношения детей дошкольного возраста к природе и окружающей их среде.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой.
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания, который является процессом. А также в ходе экологического воспитания дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и мышления на основе набора базовых знаний.
В процессе экологического воспитания дети дошкольного возраста понимают и осознают причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.
В процессе экологического воспитания дети осознают причинно – следственные связи в природе и окружающей среде, бережливого и осознанного отношения ко всем живым существам. Дети могут освоить базовые знания о природе и окружающей среде, освоить основы правильного поведения на основе комплекса знаний. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является часть воспитательного процесса, эта часть помогает развивать у детей становление личности, мышления, речи, эмоциональной сферы.
Ознакомление детей с комнатными растениями – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, с помощью которого возможно решать задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
При общении с растениями обогащается кругозор дошкольников, они получают представления о богатстве мира природы. Развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников — это есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Необходимо уделять внимание вопросам организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает в себя организацию:
1) уголков природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований,
2) лабораторно-исследовательских уголков для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой, 3) мини-музеев природы родного края, города.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и история появления комнатных растений
Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.
Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай [16, 27].
По мнению историков, радостью выращивать цветы в доме мы обязаны китайцам — именно они считаются родоначальниками комнатного цветоводства. Также было принято разводить цветы в Греции и Древнем Риме. В Европе традиция выращивать цветы дома появилась в 16-19 веках, в зависимости от страны.
С открытием новых стран, континентов люди пробовали привозить оттуда диковинные цветы к себе на родину, но это было сложно- нежные растения заболевали, гибли в пути, ломались от транспортировки, сохли от недостатка пресной воды. Они были предметом роскоши, и позволить их себе могли далеко не все [17, 123].
Растения стали появляться в богатых домах России, но массово разводить цветы дома стали только в 19 веке. Первыми были оранжереи, где выращивали цитрусовые, отсюда и пошло само слово «оранжерея». В середине 19 века англичанин Н. Уорд нашел способ защитить растения в доме от пыли, жира и копоти с кухонь- он придумал прикрыть горшки с цветами стеклянным ящиком. Он заметил, что влажность там выше, растения выглядят хорошо и реже сохнут. Так появился первый флорариум. Этим же он спас растения в момент перевозки — так было гораздо легче довезти растение до адресата через моря и страны.