Курсовая с практикой на тему Ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и социально–правовая характеристика трансплантации органов или тканей человека 5
1.1 Исторический анализ законодательства в области трансплантации органов или тканей человека 5
1.2 Ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации в международном уголовном праве 8
2. Уголовно-правовая характеристика состава принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 13
2.1 Объект и объективная сторона принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 13
2.2 Субъект и субъективная сторона принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 16
3. Квалификация преступления принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 20
3.1 Квалифицирующие признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 20
3.2 Отграничение принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации от смежных составов преступлений 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том, что законодательство рассматривает пересадку человеческих органов и тканей как средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан, она должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, при этом интересы самого человека должны превалировать над интересами общества и науки.
Из статьи, предусмотренной за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, следует, что само принуждение к донорству -это преступление, относящееся к категории средней тяжести. В простой, без дополнительной квалификации форме максимальный предусмотренный срок наказания, выраженный в форме лишения свободы, составляет до четырёх лет, а при квалифицированном составе – до пяти лет. Для целей настоящего посягательства предполагается, что у субъекта преступления имеются необходимые специальные знания и умения в сфере медицины, и для них закон предусматривает дополнительную санкцию в виде лишения права занимать определенные должности или же практиковать определенную деятельность до трёх лет.
Что касается конкретной судебной практики, то она практически или полностью отсутствует. Так, в 2016-2018 гг. таких преступлений зарегистрировано не было. Стоит отметить, что и самих преступлений в сфере трансплантологии органов и тканей человека в Российской Федерации регистрируют крайне мало.
Методологическую основу научной работы составили такие методы исследования как:
– теоретический, который выражается в анализе изученного теоретического материала и его логическом построении согласно структуре работы;
– метод сравнительного анализа, который применяется при анализе и сопоставлении нормативно-правовых актов и их реализации;
– метод комплексного анализа, используемый при рассмотрении общих вопросов по российскому законодательству.
Теоретическую базу исследования составили труды русских ученых таких как: Б.В. Здравомыслова, В.М. Лебедева, Ю.И. Скуратова и других.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в сфере применения уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Целью исследования изучение ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– провести исторический анализ законодательства в области трансплантации органов или тканей человека;
– проанализировать ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации в международном уголовном праве;
– охарактеризовать объект и объективная сторона принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
– исследовать субъект и субъективная сторона принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
– изучить квалифицирующие признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
– рассмотреть отграничение принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации от смежных составов преступлений
Структура работы содержит введение, три главы, которые включает в себя шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Трансплантация органов и тканей является высокоэффективным видом операционного вмешательства, направленного на перемещение трансплантата от донора к реципиенту (больному, которому другие медицинские средства и препараты не смогут гарантировать сохранение жизни). На данном этапе развития законодательства в Уголовном кодексе РФ содержится несколько статей, посвященных преступлениям, связанным с трансплантацией. Помимо убийства, причинения вреда жизни и здоровью, торговли людьми с целью изъятия органов и тканей человека законодатель предусмотрел ответственность конкретно за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, что нашло своё отражение в ст. 120 УК РФ.
Перечень органов, пригодных для трансплантации, формируется Минздравом и не подлежит расширительному толкованию. Всего таких органов и тканей 24. В рамках уголовного права принципиально необходимым считается положение закона, в соответствии с которым пересадка органов от живых людей возможна, исключительно если таковому не будет нанесен значительный вред и, естественно, только с его разрешения. Несоблюдение принципа добровольности донорства тканей и органов образует состав преступления, закреплённый в ст.120 УК РФ. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации совершается с применением насилия либо с угрозой его применения.
Особенно хотелось бы выделить существующую в современном обществе проблему запрета детского донорства. Самостоятельное принятие решения об изъятии у ребенка того или иного органа или ткани недоступно для него, подобная процедура может осуществляться лишь с согласия его родителей или законных представителей. Опираясь на данное обстоятельство, следует сказать, что требование закона о добровольном информированном согласии донора полностью невыполнимо. В этом конфликте интересов донор – реципиент, родителям предстоит принять сложное решение: подвергнуть риску здоровье собственного ребенка для спасения жизни и восстановления здоровья другого. Данное обстоятельство сильно усложняется ввиду отсутствия четкой правовой регламентации в вопросе детского донорства.
Действующий Закон о трансплантации в основном посвящен вопросам пересадки, нежели донорства, и не включает специальных норм, регулирующих донорство несовершеннолетних. В интересах последних срочного урегулирования на законодательном уровне требуют такие вопросы, как особые правовые условия и ограничения к изъятию органов или тканей у несовершеннолетнего; гарантированность защиты прав несовершеннолетних на участие в принятии решения о донорстве; усложненный порядок получения согласия на изъятие органов и тканей у несовершеннолетнего донора.
Таким образом, отсутствие четкой правовой базы, которая регулирует специфику правоотношений во всех сферах трансплантологии, негативно отражается на развитии детской трансплантологии. Кроме вопросов прижизненного донорства органов и тканей, немедленного урегулирования на законодательном уровне требуют вопросы посмертного изъятия органов и тканей у детей, в частности, порядок констатации детской смерти и последующего изъятия органов и тканей. Данные вопросы должны быть решены в новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», действующем Законе о трансплантации, а также в подзаконных актах.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и социально–правовая характеристика трансплантации органов или тканей человека
1.1 Исторический анализ законодательства в области трансплантации органов или тканей человека
У России историческое лидерство в трансплантологии. В 1934 году впервые в мире советский хирург Ю.Ю. Воронов пересадил почку от донора реципиенту. В 1965 году советский хирург Б.В. Петровский также провел успешную пересадку почки от матери к дочери. Год спустя он также впервые вполне удачно трансплантировал почку от умершего. С тех пор трансплантация почки прочно вошла в арсенал методов лечения хирургического характера. После того, как трансплантация почки крепко утвердилась в клинике, ученые начали исследовать проблемы трансплантации сердца: в 1946 году советский врач Владимир Демехов осуществил операцию по пересадке сердца, в 1967 году то же самое сделал южноафриканский хирург Кристиан Бернард .
В 1993 году впервые в национальном законодательстве гражданам было предоставлено право на информированное добровольное согласие, которое предшествует любому вмешательству со стороны медицины .
До этого периода времени в законодательстве Российской Федерации существовал институт согласия на вмешательство медицинского характера. Однако данное право пациентов охватывало исключительно вмешательства хирургического характера. В то же самое время, ведущие хирурги государства анализировали институт согласия не столько как право пациента принимать участие в согласовании о том, что необходимо и возможно медицинское вмешательство, сколько как дополнительный инструмент, который используется сотрудниками медицины как метод психологической подготовки пациента к будущему операционному вмешательству и внушению пациенту уверенности в успехе предложенного хирургического лечения.
После принятия в начале 90-х годов ряда законодательных актов, которые регулировали правовые отношения в медицине, положение граждан, обратившихся за медицинской помощью, кардинально поменялись. Право граждан на то, чтобы они были проинформированы о добровольном согласии, охватило все манипуляции, процедуры, включая хирургическое вмешательство.
Трансплантация органов и тканей является одним из очень эффективным видом операции, хирургического характера, которая имеет своей целью пересадку трансплантата от донора к реципиенту. В современных реалиях трансплантация предоставляет возможность предоставить оперативную помощь многим пациентам, которые ранее были обречены на неминуемую смерть или инвалидность с тяжелыми последствиями. Клинические результаты указывают на реальную возможность посредством трансплантации повысить возраст жизни человека и улучшить ее качество. Трансплантация – это средство спасения жизней – высшее благо. Необходимо заметить, чтобы осуществить пересадку, главным условием является наличие донорских органов и тканей. Взаимосвязь между донорством и трансплантацией, представляется единой по своему характеру: трансплантация не может быть произведена без предварительного донорства; в свою очередь, не имеет смысла последующая трансплантация без донорства.
Прогресс в трансплантации органов и тканей создал возможность появления ситуаций, криминального характера, которые имели связь с поиском подходящих лиц для того, чтобы изъять у них органы и ткани, в том числе путем угроз. В связи с этим потребовалось ввести уголовную ответственность за трансплантацию органов.
На сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей о преступлениях, связанных с трансплантацией, включая ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей лица для трансплантации (ст. 120 УК РФ) . Это предписание в предыдущем уголовном кодексе отсутствовало. Оно было принято в развитие Закона Российской Федерации № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» .
Нормативный акт, который регулирует правовые отношения в сфере трансплантации – это Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В Законе Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» указано, что трансплантация органов или тканей от живого донора или от трупа может применяться только в той ситуации, если препараты медицинского назначения не могут предоставить гарантии для сохранения жизни пациента или восстановления его здоровья. У живого донора изъятие органов или тканей может произойти только если его здоровью, согласно заключению комиссии медицинских специалистов, не будет нанесен значительный вред. Трансплантация органов или тканей разрешается только при наличии согласия живого донора .
Закон о трансплантации определяет несколько случаев, когда изъятие органов и (или) тканей у живого донора не допускается: если донор не достиг 18 лет (за исключением трансплантации костного мозга) или признан недееспособным по закону; если установлено, что органы и (или) ткани принадлежат лицу, у которого заболевание, представляют собой опасность для жизни и здоровья реципиента; если донорами являются лица, которые находятся в официальной или иной зависимости от реципиента.
Потерпевшим от преступления является любое лицо, выбранное преступником в качестве потенциального донора. Иногда им может быть другое лицо, когда речь идет, например, об извлечении органа или ткани у смертельно раненного человека в результате несчастного случая. Согласно названному выше Закону изъятие органов и (или) тканей не разрешено у живого донора, который не достиг 18 лет (за исключением трансплантации костного мозга), а также у лиц, признанных недееспособными, и у пациента, чья трансплантация органов и (или) тканей представляет опасность для реципиента. Трансплантация признается допустимой только в той ситуации, если препараты, медицинского назначения не могут дать гарантии для сохранения жизни пациента или восстановления его здоровья.
Подводя итог, следует отметить, что ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации установлена в ст. 120 УК РФ. Этого положения в ранее действующем Уголовном кодексе не было. Оно было принято в развитие предписаний Закона Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».