Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Отношения России и Германии в энергетической сфере (на примере Северного потока)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Становление российско-германских отношений в энергетической сфере 5
1.1. Особенности текущей энергетической политики Европейского Союза 5
1.2. Роль природного газа в стратегии обеспечения энергетической безопасности Германии 11
Глава 2. Проект «Северный поток-2» и его ключевые особенности 17
2.1.Формирование позиции Германии в отношении строительства газопровода «Северный поток-2» 17
2.2. Ресурсы и вызовы реализации проекта «Северный поток-2» 20
Заключение 27
Список источников и литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность работы обусловлена тем, что экономические отношения – одни из наиболее формализованных и в силу этого поддающихся анализу подвидов международных отношений. Российско-германское взаимодействие на мировой арене обладает наибольшим весом именно в экономическом контексте, важнейшим направлением которого является топливно-энергетический комплекс.
Россия, один из крупнейших экспортеров энергоресурсов в мире, столкнулась с различными проблемами на международной арене за последнее десятилетие. Это и серьезные структурные изменения на мировом энергетическом рынке в связи с появлением новых игроков, и географические изменения в потреблении энергии, и смещение транснационального энергетического взаимодействий из экономической – в геополитическую и национальную сферы энергетической безопасности.
Кризис на Украине в 2014 г. и последующие санкции против России, введенные США и ЕС, негативно сказались не только на политических и экономических отношениях между Россией и ее европейскими партнерами, но и на совместных проектах в энергетическом секторе. Кроме того, запрет на использование и финансирование зарубежных технологий в российской энергетике является серьезной проблемой из-за ухудшения отношений. Более того, Германия – один из основных импортеров российских углеводородов – имеет тенденцию переходить на возобновляемые источники энергии. Правительство Германии стремится сделать свою отрасль не только конкурентоспособной, но и энергоэффективной и экологически чистой. Именно здесь оно видит ключ к будущему экономическому развитию страны и продвижению проектов устойчивого развития.
Целью работы является выявление энергетического фактора взаимоотношений Германии и России через призму интересов в реализации «Северного потока-2».
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• выявить основные параметры текущей энергетической политики ЕС;
• определить роль природного газа в стратегии энергетики Германии;
• проанализировать позиции Германии в отношении газопровода;
• раскрыть состояние и охарактеризовать проблемы осуществления проекта «Северный поток – 2».
Объектом исследования работы являются отношения в энергетической сфере.
Предметом исследования работы являются основы формирования взаимоотношения двух стран через призму интересов в энергетической отрасли.
Методологическую основу работы составляют совокупность научных приемов, принципов, как общетеоретических, так и специальных, междисциплинарных методов научного исследования. Для достижения поставленной цели и решения определенных задач использованы следующие методы: метод теоретического обобщения, сравнительного анализа, метод экспертной оценки, метод сравнения для сопоставления целей и сравнения проблем, метод синтеза, метод анализа.
Теоретическую и методическую основу исследования составили труды и публикации ученых, экспертов, материалы конференций в области политики и в сфере энергетики, нормативные акты, регламентирующие энергетический сектор Европейского союза и Германии, отчеты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Высокая степень неопределенности спроса на природный газ не дает достоверного ответа о результатах межтопливной конкуренции уголь-газ-НВИЭ в Германии (Европе), однако свои позиции в топливно-энергетическом балансе Германии природный газ сохранит в периоде до 2050г. Существуют два основных сценария развития газового рынка Германии, сценарий параллельного развития секторов газа и НВИЭ в энергетике Германии отвечает интересам всех газоэкспортеров, включая российские компании. По мнению немецких экспертов, будущее в энергетическом секторе за взаимосвязанными энергосистемами (электроэнергия + природный газ). При любом сценарии для укрепления позиций природного газа компаниям необходимо развивать инновационные технологии, такие как Power-to-Gas, водородные технологии; расширять применение газовой инфраструктуры (сети, подземные хранилища газа) для снятия проблем перепроизводства (накопления, хранения) ВИЭ.
2. Берлин стремится выполнять обязательства, взятые Германией по Парижскому соглашению по климату. Для этого потребуется постепенно переводить немецкую экономику на такие виды топлива, как водород, которые смогут обеспечить энергией тяжелую промышленность и помочь сохранять избыток возобновляемой электроэнергии в солнечные и ветреные дни. Немецкое правительство заключает соглашения со странами, которые смогут в ближайшем будущем производить водород из возобновляемых источников энергии. Смысл перехода на водород в уменьшении загрязнения атмосферы нефтью и газом, а также уменьшение зависимости от производителей углеводородов. Германия планирует после 2050 г. прекратить выработку электричества из ископаемых источников энергии, но от российского газа отказываться не намерена.
3. Основными лоббистами газовых интересов России в Евросоюзе – на сегодняшний день сфокусированными на проекте «Северный поток – 2» – останутся государственные структуры и экономические субъекты Германии и Австрии, заинтересованные в сохранении конкурентных преимуществ своих хозяйственных пространств как ведущих европейских газораспределительных хабов. Одновременно обе страны продолжат политику диверсификации поставок газа – как по источникам, так и по формам.
4. «Северный поток – 2», несмотря на жёсткое противодействие Вашингтона, будет достроен. Это технический вопрос, подробности решения которого с учётом американских санкций должны оставаться за рамками общественного дискурса. Как до, так и после президентских выборов в США в 2020 г., а также технического запуска «Северного потока – 2» Вашингтон продолжит оказывать санкционное давление на участников проекта. Основная причина – необходимость обеспечения конкурентных преимуществ на европейских рынках американским компаниям, добывающим сланцевый газ. Сложно прогнозировать, какого рода санкции и против кого будет вводить Вашингтон, и какие последствия это будет иметь для коммерческой деятельности дочки «Газпрома» консорциума «Nord stream AG» и его партнёров.
Проблемой может стать окончание срока действия исключения в мае 2020 г. Следствием могут стать ограничения по загрузке будущего трубопровода. У «Газпрома» осталось немного времени для поиска решения этой проблемы.
Позиция стран ЦВЕ во главе с Польшей как по отношению к «Северному потоку – 2», так и к «Газпрому», в среднесрочной перспективе не изменится. Они будут поддерживать позицию Вашингтона и продолжат формировать антироссийские настроения в Европейской комиссии, что в создаст дополнительные (американским) препятствия для нормального функционирования 3 и 4 ниток морского трубопровода.
Шансы на строительство ранее планировавшихся пятой и шестой ниток морского трубопровода практически равны нулю. Дело не только в противодействии США/ЕС и диверсификации поставок, но и в вероятной стабилизации и последующем снижении спроса на природный трубный газ в Европе в среднесрочной перспективе, что сделает ненужными излишние транспортные мощности. В этих условиях «Газпром» и его отечественные конкуренты, в первую очередь, «Новатек», будут расширять поставки сжиженного природного газа на европейский рынок. Это тот сегмент, где российские компании смогут успешно конкурировать с более дорогим американским сланцевым газом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Вопрос энергетической безопасности в Европе секьюритизировался после первого газового кризиса в отношениях России и Украины в 2006 г. Хотя и до этого европейские политики полагали, что в случае конфликта между государствами и перебоев поставок страны ЕС могут пострадать, но после указанных событий тема энергетической безопасности приобрела политическое значение, став «особой». ЕС обозначил проблему зависимости от России как вызов, стремясь к диверсификации энергетических источников и либерализации газового рынка.
Все европейцы развивают ВИЭ, эта линия закреплена в соответствующих документах, переход к «зеленой» энергетике уже стал одним из идеологических столпов Европы.
1.1 Особенности текущей энергетической политики Европейского Союза
В ноябре 2019 г. к работе приступил новый состав Европейской комиссии. Главной задачей этого обновлённого органа провозглашена трансформация ЕС в «первый безвредный для климата (climate-neutral) континент» в рамках политики «Европейского зелёного курса». Этот комплекс мер подразумевает, прежде всего, «сокращение выбросов парниковых газов, инвестиционную поддержку экологических технологий, сохранение естественной окружающей среды», соблюдая принципы «социальной справедливости» в отношении каждого гражданина и региональных сообществ. Поскольку эти планы официально рассматриваются в качестве всеобъемлющей «новой стратегии роста ЕС» , Комиссия намерена руководствоваться энергетическими и климатическими целями также на других направлениях своей деятельности.
Так, в международных делах одна из ключевых задач будет состоять в том, чтобы «укрепить роль ЕС как глобального лидера, обеспечивая высочайшие стандарты защиты окружающей среды и климата» .
Сменились не только направления энергетической политики ЕК, но и её состав, и распределение обязанностей. Вице-председатель Комиссии М. Шефчович, отвечавший за строительство Энергетического союза, перешёл на должность вице-председателя ЕК по межинституциональным отношениям. Его сфера компетенции передана бывшему претенденту на пост председателя Комиссии Ф. Тиммермансу (который обеспечивал связи между институтами ЕС в прошлом составе ЕК в качестве её первого вице-председателя). Он получил расширенные полномочия по сравнению с предшественником, получив статус исполнительного вице-председателя, ответственного за проведение «Европейского зелёного курса».
В должности комиссара по энергетике утверждена бывшая депутат парламента Эстонии К. Симсон, занимавшая пост министра экономики и инфраструктуры этой страны. В рамках «Европейского зелёного курса» она не только объявила энергоэффективность своим приоритетом, но и предложила следовать принципу «энергоэффективность прежде всего» («energy-efficiency-first principle») при разработке любых мер. К. Симсон обещала убедить национальные правительства «придать должное значение» борьбе с энергетической бедностью наиболее уязвимых групп населения.
Со сменой ЕК было синхронизировано начало 5-летнего срока для нового директора Агентства по сотрудничеству энергетических регулирующих органов ЕС К. Зинглерсена. Этот бывший заместитель постоянного секретаря Министерства энергетики и климата Дании вступил в должность 1 января 2020 г. Выполнение поставленных им задач осложнено тем, что, национальные правительства, по мнению Еврокомиссии, недостаточно быстро внедряют возобновляемые источники энергии и сокращают энергопотребление.
Между тем, некоторые государства посчитали изложенные в них целевые ориентиры достаточно амбициозными и без дополнительных деклараций «Европейского зелёного курса», и недовольные этим планом политики могут попытаться замедлить экологические преобразования нового состава ЕК. Так, 24 сентября 2019 г. на заседании Совета ЕС по энергетике Польша отказалась следовать упомянутой рекомендации Комиссии и форсировать меры, упомянутые в Национальном плане по энергетике и климату. Более того, польская делегация обратилась к Комиссии с просьбой компенсировать финансовые потери регионов, природные ресурсы и генерирующие мощности которых будут всё менее востребованы по мере продвижения к низкоуглеродной экономике. Польские власти апеллировали к планам самой ЕК (точнее, утверждённой к тому времени председателем У. фон дер Ляйен) разработать и задействовать механизм справедливого перехода для регионов, специализирующихся на добыче традиционных невозобновляемых ресурсов (прежде всего, угля).
Примечательно, что некоторые страны, имеющие такие регионы в своём составе, не намерены прибегать к этому инструменту вслед за Польшей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы