Курсовая с практикой на тему Отношение студенческой молодёжи к неформальному образованию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 6
1.1.
Неформальное образование: теоретические аспекты и научные походы.. 6
1.2.
Инновации в неформальном образовании. 12
Выводы
по первой главе. 15
Глава
II. Эмпирическое исследование отношения студенческой молодёжи к
неформальному образованию.. 16
2.1.
Организация и методы исследования. 16
2.2.
Анализ и интерпретация результатов исследования. 20
2.3.
Рекомендации по организации неформального образования. 29
Выводы
по второй главе. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
ВЫВОДЫ.. 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ. 42
Введение:
Актуальность исследования.
Образование играет ключевую роль в формировании и развитии человеческого
капитала и обеспечении устойчивого социально-экономического развития
государства. Если широкий круг вопросов формального образования достаточно
тщательно исследован, то вопросом неформального образования и его значению
уделяется значительно меньше внимания. Однако, следует отметить, что
исследование понятия «неформальное образование» позволит России использовать
этот мощный фактов социально-экономического развития. В современном глобализированном
мире возникает необходимость в изменении подходов к определению различных видов
образования и их взаимодействия между собой.
Именно поэтому, сегодня, в условиях
перехода к экономике инновационного типа, перед Россией стоит ряд проблем.
Одной из них является проблема развития и взаимодействия различных степеней
институциональной формализации образования: формального и неформального.
Интеграция России в Европейское сообщество
требует исследования специфики становления и развития неформального образования
в целях реформирования национальной системы образования.
По проблеме неформального образования
существует довольно значительное количество публикаций, среди которых – работы
А. Кропли, Р. Дэйва, К. Кнаппера, Ч. Дьюка, Э. Фора, М. Ноулз, П.
Вильямса, Е. Хьюмела и др. Идеи неформального образования получили
теоретическое обоснование в работах таких известных зарубежных ученых, как Ф.
Кумбс, Р. Барт, Г. Коль, Д. Свифт, Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс.
Теоретические аспекты неформального образования, как фактора развития
человеческого капитала, стали предметом изучения в работах В.П. Андрущенко,
И.С. Каленюк, Е.М. Коломиец, Е.М. Либановой, А.А. Левченко, А.Н. Левченко,
Л.Б. Лукьяновой, Н.В. Ушенко и др.
В то же время, комплексные исследования
неформального образования, как компонента обеспечения концепции «обучение в
течение жизни» («Lifelong Learning»), отсутствуют. Следовательно, возникает
необходимость научной систематизации теоретических подходов к определению
понятия «неформальное образование» и дальнейшего исследования неформального
образования с целью его интеграции в национальную систему образования.
Проблема исследования:
какого отношение студенческой молодёжи к неформальному образованию.
Цель работы
состоит в выявлении отношения студенческой молодёжи к неформальному
образованию.
Объект исследования
– неформальное образование.
Предмет исследования
– отношение студенческой молодёжи к неформальному образованию.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что отношение студенческой молодежи к неформальному
образованию взаимосвязана с мотивацией к получению неформального образования,
положительного эмоционального отношения к учебной и профессиональной
деятельности, уровня самооценки и уровня адаптированности личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты и
научные походы к неформальному образованию.
2. Описать инновации в неформальном
образовании.
3. Организовать эмпирическое исследование
отношения студенческой молодёжи к неформальному образованию.
4. Провести анализ и интерпретацию
результатов исследования.
5. Разработать рекомендации по организации
неформального образования.
Парадигма исследования:
номотетическая парадигма,
ориентированная на исследование наиболее общих (всеобщих) законов развития и
функционирования объектов, при этом индивидуальное (единичное) не является
предметом научного исследования.
Методологическая основа работы:
положения ученых о сущности неформального образования и его основных
характеристиках (М.Н. Кичерова, Л.Б. Лукьянова, Н.С. Мартынова, Н.А.
Терехина, О.В. Шапочкина, P. Coombs и др.).
Методы исследования: 1)
теоретические методы: анализ, синтез и обобщение; 2) эмпирические:
анкетирование; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху»; модифицированный
вариант опросника К. Роджерса «Выявление адаптивности/неадаптивность личности»;
методика «Рефлексия на саморазвитие» (тест Л. Бережнова); 3) методы
математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Новизна результатов работы
состоит в выявлении уровня готовности студентов к неформальному образованию.
Практическая значимость
результатов работы состоит в том, что собранный нами материал можно
использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Достоверность результатов исследования
обеспечивается использование стандартизированных, проверенных практикой
методов, подвергнутых многократным проверкам.
Структура курсовой работы
обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, выводов по главам, заключения, общих выводов, библиографического
списка и 8 приложений.
Заключение:
Термин «неформальное образование» вошел в
научный оборот европейских стран в конце ХХ века как реакция на актуальные
общественные преобразования по созданию условий для привлечения отдельных
категорий людей и групп к социальному развитию. По нашему мнению, процесс
создания и употребления термина происходил эволюционным путем – через
постепенное распространение и углубление понимания альтернативных форм
образования, а не как искусственно придуманный термин для обозначения
определенного понятия или феномена.
Качественный анализ полученных результатов
анализа определений неформального образования свидетельствует о
противоречивости понимания исследователями содержания понятия, которое иногда
представлено взаимоисключающими взглядами на уровень организованности,
структурированности, результативности неформального образования. Вне поля
зрения ученых остаются формы и методы неформального обучения. Также важным
выявленным противоречием считаем факт, что сегодня в Европе основное внимание
направляется именно на валидацию и признание результатов неформального
обучения, в то время как в отечественной педагогической литературе именно
отсутствие сертификатов считается ключевым признаком неформального обучения.
Кроме того, при определении неформального образования, по нашему мнению,
занижается роль образовательных учреждений и учреждений, чьи услуги по
неформальному обучению могут быть системными и результативными.
Обобщение полученных данных позволяет
сделать вывод, что в литературе отсутствует единый взгляд на сущность и
содержание неформального образования; преимущественно оно рассматривается как
организованный образовательный процесс или учебная деятельность, направленная
на удовлетворение личностных познавательных потребностей участников вне
формальных образовательных учреждений средствами общественных организаций,
курсов и кружков в групповой форме и т.д.
Такое видение позволяет нам сформулировать
авторское определение неформального образования как процесса дополнительного
целенаправленного диалогического обучения, воспитания и развития молодежи, в
частности, студенческой, организованного вне содержания, форм и методов
образовательных учреждений и государственных институтов.
Итак, нами охарактеризованы результаты
анализа определений неформального образования; установлено их разновекторность
и противоречивость, несоответствие современному европейскому опыту. В то же
время, это может быть свидетельством развития педагогической мысли, апробации
неформального обучения, поиска адекватных средств и характеристик его
толкования.
Проведенное эмпирическое исследование
позволило нам установить, что у студентов недостаточно сформирована готовность
к неформальному образованию, также у них отсутствует целостное представление о
необходимости неформального образования. Мы предположили, что отношение
студенческой молодежи к неформальному образованию взаимосвязана с мотивацией к
получению неформального образования, положительного эмоционального отношения к
учебной и профессиональной деятельности, уровня самооценки и уровня
адаптированности личности. Обобщение результатов диагностики и использование
автоматического расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволило
подтвердить данное предположение.
Перспективами дальнейшего исследования
считаем исследование влияния неформального образования на развитие личности
студентов.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Неформальное
образование: теоретические аспекты и научные походы В современном мире концепция «образования
в течение жизни» становится основной причиной развития общества и экономики
страны. Эта концепция включает формальное, информальное и неформальное
образование. Развитые страны имеет длительный период становления и развития
национальных систем образования. Однако, вызовы побуждают к рассмотрению ряда
вопросов образования и различных его аспектов. В частности, возникают такие
понятия, как формальное, информальное и неформальное.
Образование – это процесс и результат
усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и
навыков и связанного с ними того или иного уровня развития ее
умственно-познавательной и творческой деятельности, а также
нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют
социальное лицо и индивидуальное своеобразие этой личности [7; 15]. Индивид получает образование путем
обучения, то есть в процессе умственно-познавательной деятельности усвоения
научных знаний, умений и навыков.
В Рекомендациях CM/Rec (2017)4 Комитета
министров государствам‐членам о молодежной работе [16] предложено следующее определение: неформальное
обучение – обучение, что происходит в рамках планируемой деятельности
(относительно целей обучения, продолжительности обучения), причем существует
определенная форма поддержки при обучении (например, отношения «студент – преподаватель»).
Европейским центром
развития профессионального образования (Cedefop) для стран Евросоюза определена
такая трактовка неформального обучения – это обучение, основанное на
запланированной деятельности, которая явно не обозначена как обучение (с точки
зрения задач, продолжительности обучения