Курсовая с практикой на тему Отношение с учителем как фактор мотивации учебной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 6
1.1. Понятие «мотивация к обучению» 6
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования мотивации к обучению 12
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У ШКОЛЬНИКОВ ОТ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ 25
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Сегодня педагогическая наука и практика школы стремятся найти оптимальные пути реализации творческой самодеятельности личности, демократизации, гуманизации учебного процесса, перестройки стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, который углубит особый интерес к отечественному образованию .
Проблемы мотивации, ее содержание, особенности и тенденции, целесообразность обращения к прогрессивным идеям педагогики получили освещение в работах Е. Докукиной, К. Журбы, Т. Кравченко, В. Постового, В. Семченко, А. Хромовой и др. Анализируя состояние мотивации детей разного возраста, влияние семьи на формирование детской личности, исследователи доказывают целесообразность активного участия учителя в формировании мотивационной стратегии в процессе обучения школьников, в частности в контексте ее воспитательной функции.
В исследованиях Л. Божович, А. Богдановой, В. Мухиной, Т. Конникова, Т. Титаренко представлена характеристика возрастных особенностей детей школьного возраста, которые, с одной стороны, требуют всестороннего учета в работе с ними, а с другой – являются предпосылками эффективного применения соответствующих методов и приемов.
Вместе с тем, проведенный анализ литературных источников показывает, что проблема отношений с учителем как фактор мотивации учебной деятельности еще не получила должного освещения в современной психолого-педагогической теории и практике.
Содержание учебных дисциплин отличается теоретической направленностью, не находя у детей внутреннего эмоционального одобрения и деятельностного восприятия на личностном уровне.
Не может выполнить этой важной задачи и современная семья, находящаяся, как и все общество, в кризисном состоянии, предпочитая материальным ценностям духовные, что негативно сказывается на развитии детей и молодежи, ведет к морально-психологическому обнищанию и социальной деградации значительного их количества.
Особенно страдают от этого дети младшего и среднего школьного возраста, у которых еще не сформированы устойчивые личностные черты, отсутствуют знания, умения и навыки, которые могли бы помочь им противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, предпочитая им действительные ценности и жизненные ориентиры. Это обусловливает возникновение противоречий между потребностями в становлении сознательной, общественно активной личности и действительным положением мотивации.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать зависимость мотивации к учебе у школьников от отношений с учителями.
Согласно цели были определены следующие задачи:
— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике;
— обосновать основные теоретические подходы к применению мотивации в формировании отношения школьников к обучению;
— обосновать организационно-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс содержательной модели мотивационного побуждения школьников;
— разработать методические рекомендации для учителей по мотивированию детей.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – зависимость мотивации к учебе у школьников от отношений с учителями.
Гипотеза исследования: влияние учителя на мотивацию учеников является более действенным, чем внутренние мотивационные факторы.
Методологической основой исследования является теория познания; основные положения системного подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений и процессов; личностно деятельностный и личностно ориентированный подходы к рассмотрению функционирования системы «учитель – ученик»; ведущие идеи философии и психологии, образования и воспитания, идеи семейной педагогики.
В процессе исследования использовался комплекс взаимосвязанных методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебно-воспитательном процессе средней школы, при написании научных работ, посвященных проблематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация — это деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!».
Для школьников ведущей деятельностью является общение, основными значимыми личностями – ровесники, друзья. Дети в этом возрасте эмоционально уязвимы, чувствительны к критике, неудачам и ошибкам. Лучшим средством воздействия на них является уважение, признание личности. Поэтому стоит обращать внимание на возможность школьника выразить свою индивидуальность, выразить собственное мнение, пообщаться без опасности получить замечания, проявить самостоятельность, повысить самооценку:
1. Выбирайте такие методы деятельности на уроке, которые позволяют подросткам реализовать потребность в общении – например, интерактивные методы обучения.
2. Очень хорошо, если вокруг ученика на уроке создается атмосфера свободы выбора: идти к доске или отвечать с места, выполнять эту задачу или другую, и тому подобное.
3. К наиболее значимым приемам социальной мотивации могут быть отнесены установление отношений сотрудничества между учителем и учениками, привлечение ученика к организации учебного процесса, к важной деятельности. Основными приемами в данной категории можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
4. Видеть успехи и не замечать неудачи. Ведь неудача ведет к разочарованию – разочарование ведет к нехватке мотивации – недостаток мотивации ведет к прямому отказу сделать еще одну попытку. И наоборот, успех ведет к победе – победа ведет к мотивации – мотивация ведет к желанию побеждать – и к новым успехам.
5. Очень эффективным приемом является межпредметная мотивация – она стимулирует учеников на одних уроках к изучению других предметов.
6. Повышение уровня самооценки ребенка, укрепление его веры в собственные силы – путем создания ситуации успеха, похвалы, постепенного повышения уровня требований. Удовлетворите потребность ученика в признании другими людьми.
7. Изменение характера задач. Подросткам быстро надоедают однотипные задачи – поэтому стоит давать новые, необычные, интересные, внешне привлекательные задания.
По данным, полученным в результате эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы. Исследование направленности мотивации к изучению иностранного языка подтвердило предположение о том, что внешняя мотивация школьников к изучению иностранного языка преобладает над внутренней мотивацией.
Большинство школьников понимают всю необходимость, полезность и нужность изучения иностранного языка, однако это не всегда является толчком к изучению данного предмета.
По итогам исследования можно констатировать, что его гипотеза, согласно которой внешняя мотивация школьников к изучению иностранного языка преобладает над внутренней мотивацией, была доказана. Это связано с тем, что основными побуждающими факторами для большинства учащихся является воздействие родителей и учителей, которое преобладает над внутренними мотивационными факторами, способствует их активизации. Данная ситуация является негативной, поскольку побуждает учащихся изыскивать мотивационные факторы не самостоятельно, а под определенным явлением, не до конца осознавая важность изучения иностранного языка прежде всего для самих себя.
Фрагмент текста работы:
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
1.1. Понятие «мотивация к обучению»
Мотивация может быть даже рассмотрена как особенно «побуждение, даже вызывающее особенно активность организма даже особенно и определяющее её даже направленность» . даже Также особенно мотивация –дажособе это процесс образования, дажформирования мотивов. особенно Характеристикой даже мотивации особенно является процесс, даже особенно который стимулирует и даже поддерживает поведенческую особенно активность даже на особенно определённом уровне даже особенно .
По даже отношению к например деятельности мотивация выполняет например три основные даже регулирующие например функции: при том побуждающую, смыслообразующую, фактически организующую.
Чтобы личность особенно фактически начала фактически действовать, она особенно фактически должна фактически войти в особенно фактически состояние фактически активности, то особенно фактически есть фактически некий двигательный особенно фактически импульс, фактически эмоционально-волевое устремление особенно фактически личности фактически должны её особенно фактически побудить фактически к деятельности. особенно фактически В фактически этом и особенно фактически заключается фактически побуждающая функция особенно фактически мотивации.
Смыслообразующая функция заключается человека в придании деятельности человека глубокого личностного каждая смысла. человека Эта каждая функция находится человека в тесной связи человека с контролированием каждая общей человека направленности каждая деятельности личности. человека Эмоции оценивают личностный человека смысл деятельности каждая и человека в каждая случае несоответствия человека этого личностного смысла человека мотиву изменяют каждая общую человека направленность человека деятельности. Смыслообразующая функция мотивации особенно организации является организации очень важным особенно организации средством организации воздействия педагога совершенно на личность. совершенно организации Если организации учителю совершенно удается сформировать совершенно нужные мотивы, совершенно организации учебная организации деятельность совершенно становится значимой совершенно для ученика, совершенно организации что организации способствует совершенно более его совершенно усердной учёбе совершенно организации .
Целенаправленность человеческой каждая деятельности может рассматриваться каждая как её при том определяющая каждая характеристика . Именно каждая организующая функция мотивации каждая связана с фактически целеполаганием в особенно плане фактически того, особенно что осознанные фактически мотивы могут превратиться фактически в мотивы-цели. особенно Цель, фактически будучи особенно осознанным образом фактически предвосхищаемого результата, на фактически достижение которого особенно направлено фактически действие особенно человека, играет, фактически несомненно, значительную роль фактически во всей особенно деятельности. фактически Она, особенно являясь неким фактически «этапом готовности к фактически деятельности», становится особенно отправной фактически точкой особенно для всего фактически процесса осуществления деятельности фактически .
Под «мотивом» при каждая том можно понимать каждая психологическое при том образование, побуждающее к при том сознательным каждая действиям и при каждая том поступкам и каждая служащее при том для них основанием, при ,каждаб «побуждение к при каждая том деятельности, связанной каждая с при том удовлетворением потребности субъекта, при том совокупность каждая внешних и при каждая том внутренних условий, каждая вызывающих при том активность субъекта и при том определяющих каждая её направленность» .
Однако каждая стоит отметить, что каждая понятия в фактически повседневной каждая жизни фактически люди часто каждая используют понятия «мотив» каждая и «мотивация» фактически как каждая синонимы, фактически но в современной каждая психологии эти понятия каждая обозначают совершенно фактически разные каждая явления. фактически «Мотив», от каждая латинского лат. moveo — двигаю фактически — совершенно «материальный или фактически идеальный совершенно предмет, достижение фактически которого совершенно выступает смыслом фактически деятельности. совершенно Мотив представлен фактически субъекту в человека виде совершенно специфических переживаний, человека характеризующихся совершенно либо положительными человека эмоциями совершенно от ожидания человека достижения совершенно данного предмета, человека либо совершенно отрицательными, связанными человека с совершенно неполнотой настоящего человека положения» совершенно .человека
Глубокие изменения, происходящие в психологическом образе школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, что приобретает собственный опыт в этом мире. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в среднем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Наиболее характерная черта периода от 10 до 12 лет состоит в том, что в этом возрасте младший школьник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты младшего школьного детства и переход на новую ступень в школьной иерархии.
Для исследования проблемы психологических особенностей развития личности ребенка среднего школьного возраста большое значение имеют труды Л. Божович, Д. Эльконина, М. Забродского, Г. Костюка, В. Котырло, Н. Лейтеса, С. Максименко, П. Якобсона и др.
Формирование личности школьника – сложный, длительный и противоречивый процесс. На его формирование оказывают влияние следующие факторы: биологические (тип нервной системы, задатки); социальные, а именно: ведущая деятельность (в ней формируется сознание, самооценка); учитель, его личностные качества (доброта, вежливость) классный коллектив (доброжелательные отношения формируют положительные качества); семья; улица; культура, музыка, кино.
Постепенно развивается осознание своих чувств и понимания их выявления у других людей. Для школьников в целом характерно жизнерадостное, бодрое настроение. Причиной аффективных состояний, которые случаются, являются, прежде всего, различия между притязаниями и возможностями их удовлетворить, стремлением более высокой оценки своих личностных качеств и реальными взаимоотношениями с людьми тому подобное. Как следствие, ребенок может проявлять грубость, вспыльчивость, драчливость и другие формы эмоциональной неуравновешенности.
Дети среднего школьного возраста эмоционально уязвимы. У них развивается чувство самолюбия, внешним выражением которого является гневное реагирование на любые унижения их личности и положительное переживание признание их качеств. Развиваются чувства симпатии, играя важную роль в формировании малых групп в классе и стихийных компаний. Жизнь в классе выступает как фактор формирования у детей нравственных чувств, в частности дружбы, товарищества, долга, гуманности.
При этом пятиклассники склонны переоценивать собственные моральные качества и недооценивать их у своих сверстников. Однако с возрастом они становятся более самокритичными .
Школьное обучение способствует развитию волевых качеств школьников, требуя от них осознания и выполнения обязательных заданий, подчинения им своей активности, произвольного регулирования поведения, умения активно управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, согласовывать собственные нужды с требованиями учителя и т.д. Постепенное ограничение ребенка как субъекта импульсивного поведения открывает возможности его развития как субъекта волевого поведения, способного произвольно регулировать собственные психические процессы и поведение . Растет требовательность к себе и другим, расширяется сфера осознания обязанностей, понимание необходимости их выполнения. Воля в этом возрасте характеризуется неустойчивостью во времени.
Школьники в среднем возрасте не так легко поддаются внушению, как в младшем. В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость и тому подобное. Эффективность формирования волевых качеств зависит прежде всего от методов учебно-воспитательной работы.
Характер в этом возрасте только формируется. Из-за недостаточной сформированности волевых процессов наблюдаются импульсивность поведения, капризность, упрямство. В поведении детей отчетливо проявляются особенности их характера, обусловленные свойствами нервной системы. Однако большинство школьников чутки, любознательны и непосредственны в выражении своих чувств и отношений .
Самооценка школьников конкретная, ситуативная, во многом определяется оценкой учителя. Уровень притязаний формируется, прежде всего, вследствие достигнутых успехов и неудач в предыдущей деятельности. Когда в учебной деятельности ребенка неудач больше, чем успехов, и эту ситуацию учитель еще и постоянно подкрепляет низкими оценками, то результатом становится развитие чувства неуверенности в себе и неполноценности, которые имеют тенденцию распространяться и на другие виды деятельности.
Итак, ученик среднего школьного возраста уже представляет собой в известном смысле личность: он хорошо осознает свою половую принадлежность; он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах; он осознает, какое место среди людей занимает и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, то есть он находит себе место в пространстве и времени; он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких; он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.
Целесообразно человека добавить, организации что человека для учащихся организации разного возраста не организации все мотивы человека имеют организации одинаковую человека побудительную силу. организации Одни из них организации являются основными, человека ведущими, организации другие человека — второстепенными, организации побочными, не имеющими организации самостоятельного значения. например Последние всегда, однако так тогда или однако иначе, подчинены тогда ведущим мотивам. Учебная тогда деятельность побуждается однако двумя тогда видами однако мотивов: первые тогда связаны с содержанием тогда и процессом однако учения; тогда вторые однако определяются системой тогда отношений между ребёнком тогда и окружающей однако действительностью . т однако К первым тогда относятся познавательные интересы тогда детей, потребность однако в тогда интеллектуальной однако активности и тогда овладении новыми умениями, тогда навыками и однако знаниями; тогда другие однако связаны с тогда потребностями ребенка в тогда общении с однако другими тогда людьми, однако в их тогда оценке и одобрении, тогда с желанием однако ученика тогда занять однако определенное место тогда в системе доступных тогда ему общественных однако отношений. тогда Естественно, однако что обе тогда эти категории мотивов тогда необходимы для однако успешного тогда осуществления однако не только тогда учебной, но и тогда любой другой совершенно деятельности.
С допустим позиции личностного совершенно смысла допустим учебной деятельности совершенно все допустим учебные мотивы совершенно делятся допустим на две совершенно группы: допустим содержательные, или совершенно познавательные, допустим и социальные. совершенно/допустим Содержательные мотивы совершенно — допустим это побудители, совершенно непосредственно допустим связанные с совершенно содержанием допустим учебной деятельности: совершенно познавательный допустим интерес; потребность совершенно в допустим саморазвитии и каждая самоактуализации личности однако в организации процессе однако познания; мотив организации достижения, реализуемый через организации успехи в однако учебной организации деятельности; однако мотивы профессионального организации самоопределения (в старших организации классах). Социальные однако мотивы организации связаны совершенно с удовлетворением совершенно в учебной совершенно однако деятельности однако социально-психологических совершенно потребностей личности. совершенно К таким совершенно однако мотивам однако относятся: совершенно потребность в совершенно общении (общение совершенно однако со однако сверстниками, совершенно сотрудничество с совершенно ними, признание совершенно однако в однако коллективе); совершенно моральное переживание совершенно позиции школьника совершенно однако (чувство однако ответственности, совершенно долга); мотивы совершенно поощрения и совершенно однако наказания; однако эмоции совершенно . Познавательные мотивы связанны с содержанием учеб¬ной деятельности и процессом ее выполнения .
Также различают даже особенно эпизодические и постоянные даже мотивы. Первые особенно возникают даже эпизодически особенно в процессе даже особенно деятельности и угасают даже с её особенно окончанием.же Вторые особенно характеризуются устойчивостью идаже особен не зависят от даже конкретной ситуации особенно и даже побуждают особенно человека к даже особенно деятельности в интересующей даже области в особенно любых даже условиях.