Курсовая с практикой на тему Открытка как форма печатной рекламы и ее значение в историческом контексте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ «ОТКРЫТКИ» («ОТКРЫТОГО ПИСЬМА») В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ХХ В…………..6
1.1 Изготовление первой отечественной почтовой открытки………..6
1.2 История открытки в России ХIХ-ХХ вв.…………………………..8
1.3Агитационная специфика открытки на фоне политической ситуации в России в первой половине XX века……………………….9
ГЛАВА 2. ОТКРЫТКА В ЗЕРКАЛЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………13
2.1 Актуальность обращения к открытке как объекту научного интереса…………………………………………………………………13
2.2 Значимость открытки для представителей исторических дисциплин………………………………………………………………14
2.3 Разнообразие исследовательских подходов и тематик, посвященных изучению почтовой карточке………………………….16
ГЛАВА 3. РОЛЬ ОБЩИНЫ СВЯТОЙ ЕВГЕНИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 18
3.1 История возникновения Общины святой Евгении 18
3.2 Вклад Общины святой Евгении в историческом этапе становления открытки как графического направления в искусстве и дизайне…….20
3.3 Деятельность Общины св. Евгении и других издательств в историческом контексте………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….31
Введение:
Исследователи, изучающие открытку, давно отметили её огромный информационный потенциал. Видный филокартист Э. Б. Файнштейн указывал, что открытка является «бесспорным документом эпохи». В 1964 году историк А. И. Гуковский в статье «Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины» предложил отнести филокартию к вспомогательным историческим дисциплинам и изучать почтовые карточки как исторический источник.
Открытые письма сыграли важную роль не только в истории развития почтовой службы, но и явили собой новый графический знак коммуникации в сфере надличностного и межличностного общения. Открытое письмо (открытка) является уникальным объектом для исследования истории России и коммуникативного дизайна, поскольку все знаменательные события эпохи «Нового Времени» были отражены в графике миниатюрного информационного объекта.
Экономические и социально-политические события, происходящие в мировом сообществе на рубеже XIX–ХХ вв. и всего ХХ в., особенно в России, в значительной степени повлияли на функциональное и эстетическое разнообразие открытых писем.
В данном исследовании представлены результаты анализа истории развития открытых писем в России в контексте знаменательных исторических событий ХХ в. Прежде чем обратиться к историческим материалам, связанным с выявлением причин появления новой формы коммуникации в России и их анализу, следует отметить, что первые свидетельства о выпуске открытого «почтового листка» отмечены в Европе во второй половине XIX в.
Прусский почтовый советник Генрих фон Штефан в 1865 г. впервые высказал предложение по созданию почтового листа, объясняя это тем, что «как трудно, например, находясь в пути, послать своим родственникам краткое сообщение о своем прибытии или о высылке забытой вещи и т. д.
В будущем будет возможно просто достать из бумажника почтовый листок, написать на нем карандашом нужное сообщение прямо в купе или на перроне и бросить в ближайший почтовый ящик или почтовый вагон» [3, с. 161].
Однако предложение не нашло практического применения из-за неоправданно высокого почтового сбора и опасений общественности относительно использования открытой информации. Следующие два года отмечены в истории развития открытых писем как поиск универсальных форм переписки, исключающих какую-то либо интимность в обращении к адресату рассматривались и обсуждались фразы, допустимые для открытых посланий.
Первые «карточки для корреспонденции» были выпущены в Австрии в 1869 г. Венским почтовым управлением. Дизайн первой почтовой карточки был сугубо утилитарным: количество использованных элементов ограничивалось необходимыми условиями для пересылки по почте (знак почтовой оплаты, адресная разметка) и выделением места для сообщения.
В международный обмен открытые письма были приняты в 1874 г. в г. Берне решением Международного почтового конгресса. На конгрессе был подписан договор об организации Всемирного почтового союза и принята всемирная почтовая конвенция.
Количество отправленных открытых писем к концу XIX в., в вошедших во Всемирный почтовый союз 23 странах, составило 3 миллиарда экземпляров . Первые почтовые карточки, с художественной точки зрения, были маловыразительны, их оформление выполнялось строго в соответствии с требованиями почтовых служб [10].
Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, что и определило выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в анализе открытки как формы печатной рекламы и ее значения в историческом контексте.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи исследования:
рассмотреть эволюцию «открытки» («открытого письма») в России в контексте исторических событий;
выяснить актуальность обращения к открытке как объекту научного интереса;
рассмотреть деятельность Общины св. Евгении и других издательств в историческом контексте.
Объектом исследования в данной работе выступает открытка как форма печатной рекламы.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, классификация, обобщение, конкретизация и др.
Теоретическую основу (источники информации) исследования составляют научные труды современных отечественных авторов, таких как Агафонова А. В., Белько Т. В., Викулова, Л. Г. и ряд других.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
В заключение работы подведем итог проведенному исследованию. Объектом исследования в данной работе выступала открытка как форма печатной рекламы. В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, классификация, обобщение, конкретизация и др.
Цель данной курсовой работы — анализ открытки как формы печатной рекламы и ее значения в историческом контексте. Таким образом, в ходе исследования определены основные этапы развития открытого письма в России.
1) На первом этапе развития (1872–1898) главной задачей открытых писем была передача информации с помощью почтовой связи, поэтому специфику открыток этого периода можно охарактеризовать как информационно-коммуникативной. Участниками коммуникации были частные лица и корпорации, ведущие диалог посредством почтовой переписки.
2) Второй этап развития открытых писем (1900-е – 1917) с точки зрения специфики коммуникативного взаимодействия характеризуется как культурно-просветительский. Открытки перешли в разряд высокохудожественных изданий, это время по праву считается «золотым веком» в истории отечественных иллюстрированных открытых писем. В этот период сформировался новый жанр прикладной графики малых форм, над развитием которого работали выдающиеся художники начала ХХ в.
3) Третий этап развития открытых писем охватывает советский период их существования — большую часть XX в. Открытки чутко реагируют на социальные и культурные изменения, политическую ситуацию, художественные ценности и нравственные приоритеты общества. Этот этап развития открытых писем с точки зрения их коммуникативной специфики можно определить как рекламно-агитационный. Они являлись посредниками в коммуникации между государством и населением страны, индикатором политической и социальной жизни общества, важным источником информации пропагандистской и агитационной направленности.
4) С 1990-х гг. технические изменения в сфере коммуникаций, использование Интернета как информационного пространства для общения «виртуальных» личностей формируют новый тип коммуникационного взаимодействия с собственным вербальным и визуальным языком, который обретает иные знаково-символические формы.
Также в ходе работы удалось выяснить огромную роль деятельности Общины св. Евгении в становлении и развитии русского открытого письма, кроме того, какой вклад внесла в популяризацию отечественного и зарубежного искусства в России. Об этом свидетельствуют высокие оценки и награды, которые получили издания Общины на различных международных и отечественных выставках. В 1900 г. открытки Общины были удостоены Золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– открытка выступает явлением, возникающим на пересечении обще-социального и приватного, массового и межличностного, этического и эстетического, повседневного и событийного срезов культурного бытия, содержательно отражая их аспекты;
– функциональность открытки включает множество значений (коммуникативных, эстетических, вкусовых, пропагандистских и др.), спектр которых значительно превышает ее понимание только как средства почтовой связи;
– подобная полифункциональность представляет открытку как содержательно сложный источник для изучения состояний культуры и ее исторических трансформаций, что определяет целесообразность культурологического подхода, обеспечивающего целостное полиаспектное представление феномена открытки в совокупности социокультурных контекстов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ «ОТКРЫТКИ» («ОТКРЫТОГО ПИСЬМА») В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ХХ В.
1.1 Изготовление первой отечественной почтовой открытки
Первая отечественная открытка была изготовлена из почтовой бумаги сероватого цвета размером 122х90 мм, она была не маркирована и не имела рисунков (рисунок 1). Текстовая сторона бланка имела незамкнутую сверху рамку из толстой и тонкой линии. В пробеле рамки обозначалось «Место для письма», по нижнему краю шла надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Адресную сторону карточки также украшала рамка шириной 4,5 мм. В верхнем правом углу точками был размечен прямоугольник со словами «Место для марки», в верхнем левом углу располагался российский герб с двумя перекрещенными почтовыми рожками под ним, а в центре находилась надпись «Открытое письмо». Ниже выделялось место для адреса, о чем говорила подпись вдоль левой стороны рамки и пять пунктирных линий.
Рисунок 1. Русское открытое письмо первого выпуска (1872 г.)
Внизу над рамкой было отпечатано два примечания:
«*открытое письмо должно быть сполна оплачено соответственною почтовою маркою.
*на этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать».
Маркированная русская открытка впервые была выпущена 1 мая 1872 г . Марка была отпечатана в верхнем правом углу и имела овальную форму. Вокруг была расположена надпись о стоимости письма отдельно для иногородних и городских отправлений — пять и три копейки соответственно. Возросшая популярность открытых писем, их активное использование не только в качестве деловых заметок и кратких сообщений, но и в роли поздравительных посланий потребовало повышения их эстетических качеств.
С конца 1890-х гг. производители открыток начинают поиск новых графических решений. Началось это с того, что они стали отказываться от формального оформления своей продукции и обращаться к профессиональным художникам. На это решение повлияло и событие, связанное с тем, что с 1 февраля 1904 г. по решению Всемирного почтового союза адресная сторона была разделена на две части для адреса и письма [7, с. 20], а лицевая сторона становится центром художественной композиции.
Самыми распространенными изобразительными мотивами открыток начала XX в. становятся обрамляющие композиции из цветочных букетов, стеблей растений. Пластика орнаментальных мотивов, их сюжетная направленность диктовались эстетикой стиля модерн. Излюбленным объектом изображения на открытках был образ женщины.
К этой теме в своем творчестве обращались многие европейские художники. А.-Т. Стейнлен посвятил женским образам серию открыток «Сцены из парижской жизни». Легкие акварельные иллюстрации показывают парижанок начала XX в. в различных жизненных ситуациях. Изящные цветочные формы окружают изысканных женщин А. Мухи. Открытки Г. Фишера украшают девичьи портреты. Многие открытки по сюжетам и манере исполнения напоминали книжную иллюстрацию. Однако их специфика заключалась в использовании приема «личностных ассоциаций»: изображенные персонажи напоминали знакомых или произошедшие события, пейзажи ассоциировались с уже увиденными в путешествии.
Из-за нехватки места для текста зачастую изображения становились частью письменного сообщения, его визуальным дополнением. Открытки этого периода имели общие черты и с плакатной графикой. Это объясняется тем, что тиражирование и распространение плакатов посредством печати их уменьшенных копий на открытках стали популярной практикой в рекламе выставок, кабаре, театров, известных ресторанов. Иллюстрированные открытки успешно использовались в качестве рекламных носителей для пива и вина, последних модных моделей одежды и обуви, ателье, фотосалонов и т. д. [4]. При наличии мелких текстов плакаты упрощались, адаптировались под небольшой размер открыток, становились более лаконичными.