Курсовая с практикой на тему Отклонение в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ГИПЕРОПЕКИ И
ГИПООПЕКИ ДЕТЕЙ КАК ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.. 6
1.1. Особенности гиперопеки детей. 6
1.2. Особенности гипоопеки детей. 10
Глава 2. Выявление отклонений в поведении гиперопекаемых и
гипоопекаемых детей 14
2.1. Диагностическая работа на выявление поведенческих
отклонений. 14
2.2. Коррекционно-педагогические рекомендации по работе с
отклонениями в поведении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что сегодняшнее
состояние института семьи можно описать как кризисное. В частности, причиной этому являются
негативные тенденции в сфере воспитания детей, принятия их как личностей и
индивидуальностей со своими потребностями и желаниями. Родители зачастую
используют неверные тактики воспитания – гиперопеку или гипоопеку. Это
противоположные стили отношения к ребенку в семье, однако их вред
психологическому и эмоциональному здоровью детей является очень мощным.
Наиболее типичными ошибками в семейном воспитании
являются слишком интенсивный контроль над ребенком или отсутствие такового. В
первом случае наибольший риск отклоняющего поведения ребенка – его
инфантильность, во втором же – риск вырастить агрессивную и беспомощную
личность, которая нуждается в поддержке.
В зависимости от
характера установления границ свободы можно выделись самые разные семьи: где-то
запретов слишком много, а где-то, наоборот, слишком мало. Семьи, в которых
границы установлены достаточно жестко и узко, психологи обычно называют семьями
с гиперопекой. Гиперопека делает ребенка зависимым, постоянно нервным,
тревожным, уязвимым, импульсивным и замкнутым. Эти черты характера формируют
человека категорически неготового покинуть родной дом, способного создать
собственную семью.
Другой тип семейного воспитания – слабая опека. В
этом случае родители предоставляют своим детям слишком много свободы, то есть
границы дозволенного здесь очень далеко, их почти не видно.
Проблемой
исследования является понимание механизма
зависимости отклоняющегося поведения детей и типа воспитания, который
преобладает в семье.
Объектом
исследования является гиперопекаемое и
гипоопекаемое воспитание детей.
Предмет
исследования: отклонения в поведении, возникающие
при гиперопеке и гипоопеке в семье.
Цель
исследования заключается в изучении отклонений в
поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей.
В соответствии с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
— рассмотреть особенности гиперопекамого и
гипоопекаемого воспитания в семье;
— провести диагностическую работу по выявлению
отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей;
— дать коррекционно-педагогические рекомендации по
работе с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что при гиперопеке и гипоопеке в семье
у детей присутствуют такие отклонения в поведении как агрессивность,
тревожность, неуверенность в себе.
Теоретической
и методологической базой исследования являются труды
следующих исследователей: С.А. Капустина, А.В. Ильина, Е.М. Разумовой, Г.М.
Бреслав, А. Валлон, Е.В. Волобуевой, Л.С. Алексеевой, Р.И. Кузьминой и Л.р.
Аблаевой и другими учеными.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ литературы, обобщение и
систематизация теоретического материала);
— практические (тестирование, наблюдение,
проектный метод, количественная обработка данных).
Методики, используемые в исследовании: — «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин)
(тестирование родителей).
Диагностика профессиональной тревожности по
методике Ч. Д. Спилберга (адаптирован Ю. Л. Ханиным).
— Наблюдение.
— Проективный тест тревожности по методике Р.
Теммпл, Д. Дорки, В. Амен (Выбери нужное лицо).
Практическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты
могут быть использованы в работе психолога детского сада в направлении
коррекционной работы с детьми.
База
исследования: детский сад № 229, г. Москва.
Структура
исследования: в работе имеется введение, основная
часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
В процессе исследования были решены следующие
задачи:
— рассмотрены особенности гиперопекамого и
гипоопекаемого воспитания в семье;
— проведена диагностическая работа по выявлению
отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей;
— даны коррекционно-педагогические рекомендации по
работе с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями.
Так, была проведена диагностика
детско-родительских отношений, которая продемонстрировала наличие в группе
детского сада детей гиперопекаемых и гипоопекаемых. В частности, четверых детей
воспитывают по модели гиперопеки, в то время как еще троих – гипоопеки.
Наблюдение за детьми дало основание отметить
некоторые отклонения в поведении: они были зачастую беспомощны и
несамостоятельны, проявляли тревожность, были слишком мягкими со сверстниками,
неуверенными в себе, также проявляли агрессивность.
В исследовании было выявлено и подтверждено, что
гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют очень высокий уровень тревожности.
Соответственно, гипотеза исследования, которая
заключалась в том, что при родительских гиперопеке и гипоопеке у детей
присутствуют отклонения в поведении, а именно, неуверенность в себе, агрессия,
тревожность.
На основании проведенного исследования были даны
коррекционно-педагогические рекомендации по работе с детьми, которые имеют
отклонения в поведении, а также с их родителями.
Таким образом, задачи работы решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ГИПЕРОПЕКИ И ГИПООПЕКИ ДЕТЕЙ КАК ПРИЧИНЫ
ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ 1.1. Особенности гиперопеки детей Детско-родительские отношения в семье
рассматриваются как система межличностных ожиданий, установок и ориентаций
снизу-вверх (ребенок-родитель) и сверху-вниз (родитель-ребенок). Нередко эти
отношения осложняются трудностями, обусловленными стилями воспитания. Так, одни
из стилей является опекающий стиль воспитания, он же представлен А.В. Ильиной
как неоптимальный.[1]
Основное личностное качество ребенка,
который воспитывается подобным образом, является выраженный инфантилизм,
неспособность к самостоятельным решениям, поскольку родители не предоставляют
ребенку какой-либо самостоятельности, постоянно контролируя.
Среди ключевых факторов гиперопекаемого
воспитания можно отметить следующие:
— чрезмерное внимание к ребенку;
— постоянные запреты в отношении
непривычных ситуаций;
— непрерывный контроль со стороны
родителей;
— сдерживание инициативности ребенка.
На этом основании А.В. Ильина выделяет
следующие поведенческие отклонения:
— повышенная значимость чужого мнения;
— высокий риск попадания под негативное
влияние;
— неуверенность в себе и способностях;
— беспомощность, несамостоятельность;
— податливость;
— инфантильность.[2]
Гиперопекающий стиль воспитания
способствует формированию у детей аномального типа личности, ориентированного
на внешнюю помощь, которому свойственна односторонняя позиция относительно
экзистенциальной дихотомии помощи и самостоятельности. Это, соответственно,
заключается в преимущественной жизненной ориентации на внешнюю помощь, а не на
проявление самостоятельности. [1] Ильина А.В. Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых
детей дошкольного возраста // Психология личности. – 2019. – С. 187-191. [2] Там же.