Возрастно психологическое консультирование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Отклонение в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ГИПЕРОПЕКИ И
ГИПООПЕКИ ДЕТЕЙ КАК ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.. 6

1.1. Особенности гиперопеки детей. 6

1.2. Особенности гипоопеки детей. 10

Глава 2. Выявление отклонений в поведении гиперопекаемых и
гипоопекаемых детей  14

2.1. Диагностическая работа на выявление поведенческих
отклонений. 14

2.2. Коррекционно-педагогические рекомендации по работе с
отклонениями в поведении  22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 27

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что сегодняшнее
состояние института семьи можно описать как кризисное.  В частности, причиной этому являются
негативные тенденции в сфере воспитания детей, принятия их как личностей и
индивидуальностей со своими потребностями и желаниями. Родители зачастую
используют неверные тактики воспитания – гиперопеку или гипоопеку. Это
противоположные стили отношения к ребенку в семье, однако их вред
психологическому и эмоциональному здоровью детей является очень мощным.

Наиболее типичными ошибками в семейном воспитании
являются слишком интенсивный контроль над ребенком или отсутствие такового. В
первом случае наибольший риск отклоняющего поведения ребенка – его
инфантильность, во втором же – риск вырастить агрессивную и беспомощную
личность, которая нуждается в поддержке.

В зависимости от
характера установления границ свободы можно выделись самые разные семьи: где-то
запретов слишком много, а где-то, наоборот, слишком мало. Семьи, в которых
границы установлены достаточно жестко и узко, психологи обычно называют семьями
с гиперопекой. Гиперопека делает ребенка зависимым, постоянно нервным,
тревожным, уязвимым, импульсивным и замкнутым. Эти черты характера формируют
человека категорически неготового покинуть родной дом, способного создать
собственную семью.

Другой тип семейного воспитания – слабая опека. В
этом случае родители предоставляют своим детям слишком много свободы, то есть
границы дозволенного здесь очень далеко, их почти не видно.

Проблемой
исследования является понимание механизма
зависимости отклоняющегося поведения детей и типа воспитания, который
преобладает в семье.

Объектом
исследования является гиперопекаемое и
гипоопекаемое воспитание детей.

Предмет
исследования: отклонения в поведении, возникающие
при гиперопеке и гипоопеке в семье.

Цель
исследования заключается в изучении отклонений в
поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей.

В соответствии с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:

— рассмотреть особенности гиперопекамого и
гипоопекаемого воспитания в семье;

— провести диагностическую работу по выявлению
отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей;

— дать коррекционно-педагогические рекомендации по
работе с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями.

Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что при гиперопеке и гипоопеке в семье
у детей присутствуют такие отклонения в поведении как агрессивность,
тревожность, неуверенность в себе.

Теоретической
и методологической базой исследования являются труды
следующих исследователей: С.А. Капустина, А.В. Ильина, Е.М. Разумовой, Г.М.
Бреслав, А. Валлон, Е.В. Волобуевой, Л.С. Алексеевой, Р.И. Кузьминой и Л.р.
Аблаевой и другими учеными.

Методы
исследования:

— теоретические (анализ литературы, обобщение и
систематизация теоретического материала);

— практические (тестирование, наблюдение,
проектный метод, количественная обработка данных).

Методики, используемые в исследовании: — «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин)
(тестирование родителей).

Диагностика профессиональной тревожности по
методике Ч. Д. Спилберга (адаптирован Ю. Л. Ханиным).

— Наблюдение.

— Проективный тест тревожности по методике Р.
Теммпл, Д. Дорки, В. Амен (Выбери нужное лицо).

Практическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты
могут быть использованы в работе психолога детского сада в направлении
коррекционной работы с детьми.

База
исследования: детский сад № 229, г. Москва.

Структура
исследования: в работе имеется введение, основная
часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования были решены следующие
задачи:

— рассмотрены особенности гиперопекамого и
гипоопекаемого воспитания в семье;

— проведена диагностическая работа по выявлению
отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей;

— даны коррекционно-педагогические рекомендации по
работе с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями.

Так, была проведена диагностика
детско-родительских отношений, которая продемонстрировала наличие в группе
детского сада детей гиперопекаемых и гипоопекаемых. В частности, четверых детей
воспитывают по модели гиперопеки, в то время как еще троих – гипоопеки.

Наблюдение за детьми дало основание отметить
некоторые отклонения в поведении: они были зачастую беспомощны и
несамостоятельны, проявляли тревожность, были слишком мягкими со сверстниками,
неуверенными в себе, также проявляли агрессивность.

В исследовании было выявлено и подтверждено, что
гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют очень высокий уровень тревожности.

Соответственно, гипотеза исследования, которая
заключалась в том, что при родительских гиперопеке и гипоопеке у детей
присутствуют отклонения в поведении, а именно, неуверенность в себе, агрессия,
тревожность.

На основании проведенного исследования были даны
коррекционно-педагогические рекомендации по работе с детьми, которые имеют
отклонения в поведении, а также с их родителями.

Таким образом, задачи работы решены.

Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ГИПЕРОПЕКИ И ГИПООПЕКИ ДЕТЕЙ КАК ПРИЧИНЫ
ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ 1.1. Особенности гиперопеки детей Детско-родительские отношения в семье
рассматриваются как система межличностных ожиданий, установок и ориентаций
снизу-вверх (ребенок-родитель) и сверху-вниз (родитель-ребенок). Нередко эти
отношения осложняются трудностями, обусловленными стилями воспитания. Так, одни
из стилей является опекающий стиль воспитания, он же представлен А.В. Ильиной
как неоптимальный.[1]

Основное личностное качество ребенка,
который воспитывается подобным образом, является выраженный инфантилизм,
неспособность к самостоятельным решениям, поскольку родители не предоставляют
ребенку какой-либо самостоятельности, постоянно контролируя.

Среди ключевых факторов гиперопекаемого
воспитания можно отметить следующие:

— чрезмерное внимание к ребенку;

— постоянные запреты в отношении
непривычных ситуаций;

— непрерывный контроль со стороны
родителей;

— сдерживание инициативности ребенка.

На этом основании А.В. Ильина выделяет
следующие поведенческие отклонения:

— повышенная значимость чужого мнения;

— высокий риск попадания под негативное
влияние;

— неуверенность в себе и способностях;

— беспомощность, несамостоятельность;

— податливость;

— инфантильность.[2]

Гиперопекающий стиль воспитания
способствует формированию у детей аномального типа личности, ориентированного
на внешнюю помощь, которому свойственна односторонняя позиция относительно
экзистенциальной дихотомии помощи и самостоятельности. Это, соответственно,
заключается в преимущественной жизненной ориентации на внешнюю помощь, а не на
проявление самостоятельности. [1] Ильина А.В. Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых
детей дошкольного возраста // Психология личности. – 2019. – С. 187-191. [2] Там же.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы