Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Отечественный опыт обучения детей дошкольного возраста математике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Часть I Теоретические аспекты  исследования 
опыта обучения детей дошкольного возраста математике. 5

1.1.  История
методической концепции математического развития ребенка в трудах отечественных
ученых. 5

1.2.Отражение познавательных процессов и развитие
математических способностей у детей дошкольного возраста в трудах отечественных
ученых. 8

1.3. Методы, средства, приемы
формирования математических способностей в трудах отечественных ученых…………………………………………………..…13

Часть II  
Анализ методик обучения детей дошкольного возраста математике. 19

2.1.       Методика  А. М.
Леушиной обучения детей дошкольного возраста математике
  19

2.2     . Методика  Е.А.
Щербаковой обучения детей дошкольного возраста математике
  22

Заключение. 25

Список использованных источников. 27

 

  

Введение:

 

 Проблема обучения детей математике
была в центре внимания педагогов и психологов, писателей, философов, практиков,
начиная с 19 века; бурное развитие математики тесно связано с тем, что сначала
практика, а потом и теория выдвигали перед ней все новые и новые задачи

Проблема формирования математических способностей у
детей дошкольного возраста актуальна
тем, что этот психолого-педагогический процесс является неотъемлемым
компонентом любой формы интеллектуальной деятельности человека, его поведения в
целом.

Степень
изученности темы.
Современные
методики формирования математических способностей у детей
дошкольного возраста, имеет свою историю.

Впервые вопрос о методах и содержании
дошкольного обучения математике рассматривался в
XVIIXVIII вв. зарубежными и отечественными
педагогами и психологами.

В своих образовательных системах, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
указывали важность формирования четкого представления о пространстве, времени,
размерах и форм предметов, предлагали алгоритм действий.

Методы и приемы
педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры
разработаны 3.А. Грачевой, Т.Н. Игнатовой, А.А. Смоленцевой, И.И. Щербининой.

Возможности формирования
количественных способностей у детей дошкольного возраста, пути
совершенствования количественных способностей у детей дошкольного возраста
раскрыты в работах В.В. Даниловой, Л.И. Ермолаевой, Е.А. Тархановой.

Отечественным психологом
Л.С. Выготским были разработаны множества-блоки, используемые для иллюстрации
разных математических понятий.

Большой вклад в
формирование математических способностей детей дошкольного возраста внес
отечественный педагог Б.П. Никитин, который вместе со своей женой разработал
систему интеллектуальных игр.

Цель исследования:  охарактеризовать отечественный
опыт обучения детей дошкольного возраста математике
.

Задачи исследования:

1. Изучить  отечественный
опыт обучения детей дошкольного возраста математике
.

2. Изучить  историю методической концепции
математического развития ребенка в трудах отечественных ученых.

3.Изучить понятие, методы, средства, приемы формирования математических способностей у детей дошкольного возраста, отраженных в трудах отечественных ученых.

4. Провести анализ методик обучения
детей дошкольного возраста математике

Объект исследования:  вклад отечественных
методистов в обучение математики
 детей дошкольного
возраста.

Предмет исследования: анализ отечественного опыта обучения математике детей дошкольного возраста.

Методы исследования: в работе были применены:

а)
теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, обобщение,
классификация – путем изучения учебно-научной и методической литературы.

Практическая значимость исследования:  методики могут быть использованы в
практической работе дошкольного образовательного учреждения для наиболее
эффективного формирования математических способностей у детей дошкольного
возраста.

Структура данной работы
состоит из введения, двух частей , заключения, списка используемой
литературы.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методы и приемами
формирования математических способностей тесно взаимосвязаны.

Процесс формирования математических способностей не возможен без
дидактических средств, которые являются орудием труда педагога, и инструментом
когнитивной деятельности детей дошкольного возраста
. Дидактические средства постоянно изменяются и
совершенствуются в соответствии с ФГОС ДОО. Дидактические средства должны
меняться с учетом возрастных особенностей, и в зависимости от соотношения
конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного
материала.
Самыми распространенными средствами ФЭМП являются: комплекты наглядно-дидактического
материала для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей,
методические пособия, примерные конспекты занятий, комплекты дидактических игр
и упражнений [14, 15
–17] [20,156–158].

При
формировании элементарных математических представлений средства обучения
выполняют следующие функции:

-реализуют
принцип наглядности;

-адаптируют
абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

-помогают
дошкольникам овладевать способами действий, которые необходимы для
возникновения математических представлений;

-способствуют
накоплению у детей чувственного восприятия свойств, отношений, связей и
зависимостей, его постоянному расширению и обогащению;

-дают
возможность воспитателю организовать познавательно-исследовательскую
деятельность дошкольников и управлять этой работой;

-увеличивают
объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по
математике и вне их;

-расширяют
возможности педагога в решении учебных задач;

-рационализируют
и интенсифицируют процесс обучения.

Использование
разнообразных дидактических средств в образовательной деятельности в ДОУ
позволит воспитателю разносторонне решать образовательные и воспитательные
задачи [1,53-54].

Таким
образом, процесс формирования элементарных математических представлений требует
комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия
их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по
предматематической подготовке детей в детском саду.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

 

Часть I Теоретические аспекты 
исследования  опыта обучения детей
дошкольного возраста математике

1.1.  История методической концепции
математического развития ребенка в трудах отечественных ученых

Проблема обучения
детей математике была в центре внимания педагогов и психологов, писателей,
философов, практиков, начиная с 19 века; бурное развитие математики тесно
связано с тем, что сначала практика, а потом и теория выдвигали перед ней все
новые и новые задачи.

И уже в 50-60-е годы 20
века разработана, научно-обоснованная дидактическая система ФЭМП А.М. Леушиной;
теоретическая и методическая концепция количественных представлений в
дошкольном возраста (для детей 2 – 7 лет) в которой ведущей формой организации
работы педагога с детьми, направленная на освоение количественных
представлений, является занятие; повседневная жизнь детей- источник
элементарных математических представлений; различные виды детской деятельности
(изобразительная, конструктивная, игра и др.) как средство практикования
практических математических способов и действий; место и роль игр и игровых
упражнений в формировании математических представлений и развитии личности
ребенка; дидактический материал как одно из основных средств формирования
математических представлений.

Методическая
концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и
научно-теоретической работы на основе психолого-педагогического обоснования, в
результате которого были раскрыты закономерности развития количественных
представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в ДОУ.

Данная концепция
заключалась в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей
необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих- это множество
элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период
обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и
др.); далее следует обучение счету, где дети знакомятся с числом как
характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с
другой. В результате этой деятельности ребенком усваивается последовательность
и отношения между числами, что приводит к сознательному освоению счета и
использованию его в вычислениях, выполнении действий при решении простых
арифметических задач. Элементарное представление о числе А.М. Леушина
предлагает формировать у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких
предметных групп по признаку количества независимо других признаков. На этой
основе строилось А.М. Леушиной освоение количественного и порядкового счета,
определения состава счета из единиц и двух меньших чисел.

А.М. Леушина
в данной концепции предлагает использовать положительные стороны классического
«метода изучения чисел» (воспроизведение групп предметов, применение числовых
фигур и счетных карточек, изучения состава чисел) и метода изучения действий
(число как результат счета, образования чисел на основе сравнения двух
совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного
соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на 1, освоения действий
сложения и вычитания на основе сформированных представлений о числах натурального
ряда и навыков счетной деятельности). Особое внимание автор уделяет накоплению
чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности,
последовательному обобщению детских представлений.

Разработанная
А.М. Леушиной концепция формирования количественных представлений (60-70 годы
20 века) была существенно дополнена за счет научно — теоретической и
методической разработки проблемы развития пространственно-временных
представлений у дошкольников. Данная концепция служит источником для многих
современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем,
успешно функционирует по настоящее время, показала свою эффективность в
условиях современного общественного дошкольного воспитания. Основные научные
труды А.М. Леушиной: «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в
школе» (1956), «Обучение счету в детском саду» (1959,1961), «Формирование
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М.,
1974).

Значительное
место в современной теории по развитию математических представлений у детей
отводится обоснованию концепции математического развития ребенка дошкольного
возраста (А.В. Белощистая). В тексте данной концепции указывается: «… серьезной
проблемой является игнорирование создателями программ и учебных пособий
закономерностей психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных
периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли
ведущей деятельности в их формировании». Отправное положение данной концепции —
мысль о том, что целью дошкольной математической подготовке должно, главным
образом, являться формирование и развитие математических способностей ребенка
дошкольного возраста. Этот вопрос в традиционной методике формирования
элементарных математических представлений является дискуссионным. Далеко не все
педагогики сегодня считают необходимым реализовывать развивающее обучение уже
на дошкольном этапе работы с ребенком. Методика математического образования –
развивающаяся наука, особенно бурным является ее прогресс последнее
десятилетие, поэтому как указывает А.В. Белошистая, педагог должен уметь
анализировать и осознавать свой опыт и необходимость его совершенствования в
соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими
разработками.

Одним из
возможных вариантов построения методической концепции математического развития
ребенка – на основе имеющихся теоретических, психологических концепций
развивающего обучения, на возможность построения на само понятие
«математические способности», а также на проблему взаимоотношений теории и
практики в образовательном процессе. Автор считает, чрезвычайно важным очертить
существенные аспекты математического развития детей с позиции разевающего
обучения и личностно — деятельностного преемственного подхода к построению
образовательного процесса в ДОУ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы