Курсовая с практикой на тему Освоение старшими дошкольниками лексики темы «природа» на основе иллюстрированных схем
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников 5
1.2 Методики изучения лексики со старшими дошкольниками 8
1.3 Изучение лексики с помощью иллюстрированных схем 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВОЕНИЕ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЛЕКСИКИ ТЕМЫ «ПРИРОДА» 15
2.1 Описание организации и методик исследования 15
2.2 Диагностика лексического словаря старших дошкольников по теме «Природа» 16
2.3 Изучение лексики темы «Природа» на основе иллюстративных схем 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших [31].
На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, и др. [29, 8]. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Такую работу они рекомендовали проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время. В работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной [1] предлагаются методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности проведения словарной работы в этих возрастных группах.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Природа» имеет огромное значение, поскольку это формирует общий уровень развития ребенка и помогает ему всесторонне развиваться и в других сферах. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Цель исследования – разработать конспекты занятия по теме «Природа» с детьми старшего дошкольного возраста на основе иллюстрированного материала.
Объект исследования – процесс формирования лексического запаса старших дошкольников по теме «Природа».
Предмет исследования – иллюстрированные схемы, как средство развития лексики детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
2) проанализировать методики изучения лексики детьми старшего дошкольного возраста;
3) выявить способы изучения лексики с помощью иллюстрированных схем;
4) подобрать методы диагностического исследования для определения уровня словаря старших дошкольников по теме «Природа»;
5) проанализировать уровень словаря старших дошкольников по теме «Природа»;
6) разработать конспекты занятий по теме «Природа» на основе иллюстрированных схем;
7) сделать выводы.
В исследовании использованы научные труды таких исследователей как Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова, Л.Г. Парамонова, Н.А. Cедых и другие.
Результаты данного исследования могут использоваться в практической деятельности воспитателей.
Заключение:
В ходе теоретического исследования нам удалось выяснить, что психические особенности детей старшего дошкольного возраста накладывают определенные обязательства на воспитателя. А именно дети в этом возрасте отличаются неусидчивостью, рассеянностью внимания. Но при этом активно формируется словарный запас, развивается мышление и память. А, значит, задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать эту особенность и активно работать над изучением новых слов, переводу из пассивного словаря в активный, а также развивать речь детей.
Для этой цели используется множество методик. И каждая из них содержит специальный комплекс упражнений и рекомендаций по их выполнению, которые способствуют более эффективной работе. Но, учитывая то, что дети в этом возрасте еще не умеют читать, либо делают свои первые шаги в этом направлении и по-прежнему познают мир посредствам картинок и прочего наглядного материала, эффективным для изучения лексики является использование иллюстрированных схем.
В рамках данной работы была проведена диагностика уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Природа» по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной на базе детского сада № 884 г. Москвы. В нем приняли участие воспитанники старшей группы возрастом 6-7 лет в количестве 20 человек. Исследование показало, что у половины детей младшего дошкольного возраста, а именно у 50 % словарный запас сформирован на среднем уровне, у 35 % – на низком, и лишь у 15 % – на высоком. По этой причине мы разработали 8 занятий с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Природа» на основе иллюстрированных схем. Данные занятие включают в себя разработки по четырем основным темам: «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Погода». Использование данный конспектов на занятиях с детьми позволит им увеличить лексических запас по данной теме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
Период старшего дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [28, 10].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления [26, 94].