Курсовая с практикой на тему Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5 1.1.
Становление звукопроизношения у детей дошкольного возраста 5 1.2.
Основные виды речевых нарушений звукопроизношения у детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией 13 ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 26 2.1.
Подбор диагностических проб для выявления
состояния звукопроизношения у
детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 26 2.2.
Выявление нарушений звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования.
Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться
актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания
на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки
произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более
длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию,
нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая
дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы
при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение
и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия
— речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического
компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие
невыраженного микро органического поражения головного мозга [7, с. 24].
Исследования
детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе
группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее
распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое
недоразвитие, стертая дизартрия. По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей
с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим
недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию [5, с. 36].
Изучение
стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и
лингвистических дисциплин. Этой проблеме посвящены работы Соботович Е.Ф. [33],
Карелиной И.Б. [18], Балобановой В.П. [10], Волковой Н.С. [12], Крупенчук О.И.
[22] и др.
Цель исследования:
изучение особенностей звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
Заключение:
В нашей работе мы обратили внимание на последовательность
появления звуков и использования их в речи. Развитие детской речи представляет
собой сложный и многообразный процесс. Нарушенное звукопроизношение является серьезной
проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной
речи. Дети не сразу овладевают правильным звукопроизношением. Знание общих
закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики
нарушений речи.
Ведущим дефектом при стертой дизартрии является нарушение звукопроизносительной и
просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и
периферической нервной систем.
Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушение
мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных
артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного
аппарата, нарушения голосообразования и дыхания. Нарушения звукопроизношения
при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения различных структур
мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. При таком
нарушении как дизартрия звукопроизношение характеризуется: смешением, заменой,
отсутствием, искажением звуков.
Таким образом, в результате нашего исследования мы
выявили, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией страдает
звукопроизношение, которое проявляется в нарушении свистящих, шипящих звуков,
соноров, аффрикат, взрывных звуков. Также у детей наблюдается амимичность,
отсутствие движения лицевых мышц. Речь отличается скандированностью, «рубленая
речь». В процессе обследования выявляется нечеткость движений, смазанность
речи, слабость напряжения мышц, снижение амплитуды движений, быстрая
утомляемость мышц
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО
СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 1.1. Становление
звукопроизношения у детей дошкольного возраста При рождении человек не обладает способностью
произношения всех звуков, их освоение происходит постепенно, по мере созревания нервно-
мышечного аппарата. Однако несмотря на то, что ребенок рождается уже с готовыми
к функционированию органами артикуляции,
пройдет немало времени прежде, чем он сможет произносить
членораздельные звуки речи [2, 69].
Речь это одна из сложных высших психических функций
человека, которая представляет собой сложный механизм, где главная, ведущая
роль принадлежит работе головного мозга.
При этом, как и в любой высшей психической функции в
основе ее лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы,
расположенные в различных областях центральной нервной системы и объединенные
между собой единым направлением действия [36, 62, 66].
Физиологическими основами произносительной стороны
речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников
занимались: В.И. Бельтюков [8], Е.Н. Винярская [15], А.Н. Гвоздев [18], Е.Ф. Архипова [4], М. Ф. Фомичева
[63], Л.С. Цветкова, А.Р. Луриа, Н.И. Жинки, Г.В. Чиркина и другие.
В процессе формирования функции речи важное значение
имеют: сохранность слухового, кинестетического, зрительного анализаторов, а
также система ответных реакций, позволяющая своевременно передавать информацию
от внешних объектов и рецепторов организма в центральную нервную систему в виде
импульсов [20, 66]. Именно поэтому в первые месяцы после рождения у
новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение,
двигательно-кинестетический анализатор.
Акустическая характеристика крика новорожденного несет
в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а
значит, воспринимается органами слуха ребенка и стимулирует функциональную
активность речевых зон кори (центр Вернике, Брака, теменная, затылочная части).
Кроме этого, во время крика тренируются и голосовые связки, и дыхание [9, 18].
В первые месяцы жизни ребенка в нем преобладают гласно подобные звуки, имеющие
носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика приближенно
напоминают согласные г, к, н
[15, 18]. Стоит отметить отличие крика новорожденного с органическим
поражением мозга от крика здорового малыша. Он выделяется слабостью,
непродолжительностью, отсутствием звонкости. Процесс питания (сосание) у детей
с нарушениями не такой энергичный, иногда проявляется утечка молока через нос,
неполный захват соска [9, 18].
К концу второго месяца можно наблюдать изменения в голосовых
проявлениях младенца: появляются первичные интонационно обогащенные
вокализации, известные как гуляние [15]. Кроме этого, в этот период более
активно начинает проявляться общая моторика: ребенок ощупывает и захватывает
игрушки, начинает отводить большой палец руки [5]. В это время у ребенка
появляется «комплекс оживления». Двигательные и голосовые реакции становятся
активной формой общения ребенка с взрослым. Дети пристально смотрят в лицо
говорящего человека и подражают его мимическим движениям и голосовым реакциям.
У детей с органическим поражением мозга эти сроки
могут задерживаться. В голосовых проявлениях с трудом можно идентифицировать
звуки родного языка, движения вялые, захват руки не плотный. Тем не менее можно
выделить звуки, которые напоминают гласные [а, о, у, э], наиболее легкие для артикулированы: губные согласные [п,
м, б], обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные [г,
к, х], связанные с физиологическим актом глотания [9, 50].
Между 5-м и 6-м месяцами жизни начинается следующий
этап развития моторики и речи.