Курсовая с практикой на тему Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта 4
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме 4
1.2. Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 13
Глава 2. Практические аспекты особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта 20
2.1. Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 20
2.2. Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
Введение
Хорошо известно, что зрение считается самым результативным ана-лизатором, который обеспечивает взаимосвязь человека с окружающей средой. Полагается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у многих людей) зрение делается основным в познании действительности. Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познаватель-ной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совер-шенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, явля-ется одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем. На сегодняшний день не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным считается рост числа детей, обладающих различными нару-шениями в развити. Нарушение зрения у ребенка определяет нарушение зрительного восприятия, формирование которого неразделимо от позна-ния мира, трудовыми навыками, овладения речью [5, 86]. Зрительное вос-приятие расценивается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт получения сведений об объектах и событиях внешнего мира. Оно обладает огромным познавательным значением для ребёнка, регулирует и ориенти-рует его поведение.
Объект исследования: дети с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия де-тей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить процесс развития зрительного восприятия у детей в нор-ме и с нарушением интеллекта
2. Провести диагностику зрительного восприятия у детей с наруше-нием интеллекта и предложить рекомендации.
Заключение:
Зрительный орган ребенка начинает функционировать с момента рождения, он по-разному реагирует на приятные и неприятные зритель-ные раздражители.
Затем в процессе зрения участвуют психологические процессы. В развитии зрительного восприятия задействованы врожденные механизмы развития и фиксации в филогенезе, а также механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.
Зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, ин-теллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллекта, имея низкий уровень развития восприятия, нуж-даются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнооб-разных приёмов и методов. У обследуемых детей замедлено восприятие, сложности зрительно-пространственной ориентации (зрительное запоми-нание и воспроизведение пространственных отношений происходит мед-ленно и носит фрагментарный характер.
Также следует отметить нарушение механизмов целостности, пред-метности, осмысленности зрительного восприятия, что ведет к снижению уровня развития зрительного внимания, зрительной памяти, мышления. Недостаточно сформирована единая система «глаз- рука» и следствие – нарушение глазомера.
Для всестороннего и целенаправленного воздействия на зрительную деятельность ребенка, коррекционно-педагогический процесс должен осу-ществляться в определенных направлениях и по определенным разделам: развитие поисково-ориентировочной функции, информационно-познавательной функции, регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей зрительного вос-приятия у детей с нарушениями интеллекта
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме
Зрительная система новорожденных не похожа на зрительную систе-му взрослых. Анатомия глаза, обеспечивающая зрительную функцию, значительно изменяется в процессе созревания организма. У здорового ребенка полноценное развитие зрительной системы происходит относи-тельно быстро, хотя и с разной скоростью. Зрительная система — един-ственная из всех сенсорных систем, которая достаточно подвержена влия-нию только после рождения ребенка. Однако следует подчеркнуть, что в послеродовом онтогенезе зрительная система развивается быстрее, а зри-тельная направленность быстро превосходит слуховую и тактильную про-приоцепцию. Рассмотрим структурные изменения в процессе восприятия как развитие личности. [27]
Для человека характерны наиболее значимые изменения восприятия, происходящие в первые годы жизни. Особенностью нервной деятельности детей после рождения является преобладание подкорковых образований. Мозг новорожденного еще не полностью развит, а дифференциация кор-ковых и конусных путей неполная. В результате новорожденные имеют тенденцию к диффузионным реакциям без достаточной дифференциации их характеристик и их обобщения. В первые недели после рождения ребе-нок не только чувствует, но и воспринимает окружающую действитель-ность. Такое первоначальное восприятие обусловлено особенностями объ-ектов, которые привлекают внимание ребенка, такими как яркие цвета, движения, сильные звуки, характерные запахи и т. д. Восприятие, физио-логической основой которого является врожденная способность мозга реа-гировать на сложные стимулы, остается крайне несовершенным и может рассматриваться только как отправная точка для дальнейшего развития.
Уже при рождении замечено какое-то безусловное зрительное отра-жение-прямая и дружеская реакция зрачка на свет, кратковременное направленное отражение, которое поворачивает глаза и голову к источни-ку света,