Курсовая с практикой на тему Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением интеллект 6
1.1 Проблема изучения зрительного восприятия в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 10
1.3 Коррекция и развитие восприятия в условиях специального обучения 14
Глава 2. Изучение особенностей зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 21
2.1 Выявление уровня развития зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 21
2.2 Рекомендации по коррекции и развитии зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта 38
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
Введение:
Актуальность исследования. Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения. Нарушение зрительного восприятия ведет к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании пространственного ориентирования, снижают количество и изменяют качество полученной информации, страдает точность и полнота зрительного восприятия.
Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно – перцептивный, уровень представлений и вербально – логический уровень. Как показывают исследования Э.С. Бейн, К.И. Вересотской формирование любого уровня зрительного отражения у детей с нарушением интеллекта нарушено. В связи с этим оно характеризуется следующими особенностями: пассивностью, недифференцированностью, некритичностью воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен.
У детей с нарушением интеллекта недостаточность зрительного восприятия зависит от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия умственно отсталых младших школьников.
В настоящее время проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта является менее изученной. В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и другие специалисты. Исследованиями в области зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта занимались К.И. Вересотская, Э.А. Евлахова, М.М. Нудельман, Н.М. Стадненко и другие. Не хватает практического и теоретического материала для освещения трудностей и задач, связанных с данной тематикой. Поэтому изучение коррекции и развития зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта является актуальной темой на данный момент.
Цель исследования: изучить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования: зрительное восприятие у детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предположили, что разработанные рекомендации и подобранные игры окажут педагогам помощь в коррекции и развитии зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
.
3. Разработка рекомендаций по использованию дидактической игры в целях коррекции и развитии зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, методической, периодической и учебной литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).
Методологическую основу составляют труды С. В. Кравкова, Л. А. Венгера, Н. Н. Волкова, В. М. Демидова, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, B. C. Кузина, С. Л. Рубинштейна, В. С. Денисова о значении деятельностного подхода к изучению восприятия цвета. Среди основоположников специальной педагогики и психологии это работы Л. С. Выготского, Т. Н. Головиной, И. А. Грошенкова, Т. В. Нестеровой, В. В. Воронковой и С. Я. Рубинштейн.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами начальной школы с целью развития зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Изучение зрительного восприятия в качестве психического процесса позволило выделить его основные свойства, формирующиеся в онтогенезе, без которых невозможно полноценное восприятие объектов. Эти свойства определяются предметностью, целостностью, структурностью, апперцепцией, антиципацией, константностью и обобщенностью.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие является сложным психофизиологическим процессом. У детей с нарушением интеллекта крайне низкое развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения и планирования сказывается и на процессе изобразительной деятельности. Представления о цвете, как правило, у них не сформировано, поэтому они не умеют подбирать цвета; а для того, чтобы правильно изобразить тот или иной рисунок, то для этого школьникам с нарушением интеллекта необходимо несколько раз увидеть рисуемый предмет.
Дети с нарушением интеллекта значительно отличаются от детей с нормой по особенностям учебной деятельности, по поведенческим реакциям и, конечно, по уровню развития эмоционально–волевой сферы. Именно поэтому для обучения таких детей характерна коррекционная направленность. Сама же коррекционная работа весьма разнообразна и основательна, имеет свои определенные правила и принципы.
Одним из наиболее эффективных средств коррекции зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта на специальных коррекционно-развивающих занятиях является дидактическая игра. Именно она способна обеспечить должное количество повторений и при этом сохранить положительное эмоциональное отношение ребенка к заданию. Для коррекции зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта необходимо использовать такие игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова-названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.
С целью выявления развития зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта была проведена диагностика. В ходе исследования были применены следующие методики: «Изучение особенностей восприятия» (Т.Н. Головина), «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов), «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнавание фигур», «Эталоны» (О.М. Дьяченко).
Таким образом, обращая внимание на то, что дети с нарушением интеллекта сильно превышали время выполнения заданий, частично они с ними справлялись. Некоторым детям требовалась помощь, а некоторые проявили самостоятельность. В целом же отмечено наличие низкого уровня зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Проведённый диагностический срез с целью исследования уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта и обработки результатов, полученных с помощью данных методик, позволили сформировать рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза доказана на данном этапе исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением интеллект
1.1 Проблема изучения зрительного восприятия в психолого-педагогической литературе
Зрительное восприятие как психический процесс является достаточно изученным отечественными и зарубежными исследователями. Анализ исследований отечественных психологов показал, что в их контексте, зрительное восприятие – это сложная система опознавательных и перцептивных действий. Можно привести следующее деление поэтапно: первый этап: восприятие на основе перцептивных действий обнаруживается объект, происходит различение и выделение информативных признаков объекта; второй этап: интеграция и формирование зрительного образа по воспринятым признакам; третий этап: сличение воспринятого образа с вербальными и перцептивными эталонами, находящимися в памяти. По факту сличения происходит оценка степени соответствия образа с эталонами в памяти, позволяющая принимать решения о классовой принадлежности объекта [23].
Следовательно, проведя анализ источников о понятии зрительного восприятия как психического процесса, можем сформулировать следующее определение: зрительное восприятие является сложной системной деятельностью, которая включает в себя сенсорную обработку, интеграцию, категоризацию визуальной информации. Зрительное восприятие, являясь системной деятельностью, под своей основной подразумевает первичные сенсорные процессы, которые происходят в зрительном анализаторе. Глубокое слабовидение и остаточное зрение приводит к нарушению первичной сенсорной обработки признаков объектов. Как правило, такое нарушение является первопричиной отклонения от норм зрительного восприятия. Компенсировать нарушения восприятия можно. Это напрямую зависит от умения педагога обучить детей организации их перцептивной деятельности, которая обеспечит обнаружение, различение, формирование и опознание объектов.
Важную роль при изучении зрительного восприятия как психического процесса играет и категория «внимание». Без внимания невозможно полноценное восприятие мира. Внимание должно быть как направленное вовне, так и нацелено на образы-эталоны в памяти. При нормальных условиях функционирования, зрительная система запускает процесс объединения в единое целое признаки конкретного объекта, не давая возможности смешать их с признаками соседствующих объектов. Данный вид избирательности обеспечен за счет механизмов внимания, основанных на пространственной близости [8].
Внешние явления, воздействующие на органы чувств ребенка, направлены на получение субъективного эффекта в виде ощущений без встречной активности субъекта в отношении воспринимаемого воздействия. Способность ощущений дана с самого рождения. А способность восприятия совершенствуется в процессе жизнедеятельности. Основным отличием восприятия от ощущений является субъективное соотнесение предметов с существующей вне нас действительностью. Если речь идет о восприятии иллюзий, или об элементарно воспринимаемом свойстве, происходит ассоциация с каким-либо явлением или объектом [10].
Ощущения присутствуют у каждого человека, что нельзя сказать о воспринимаемых свойствах предметов. Образы предметов всегда являются локализованными в пространстве. Данный процесс именуют объективацией. Второстепенным отличием восприятия от ощущений заключается в виде результата возникновения ощущений в виде чувств (например, яркость, громкость, соленое, равновесие и т. д.). По итогу же восприятия получается некий образ, который включает в себя комплекс различных, но взаимосвязанных ощущений, который приписывается сознанием человека к процессу, предмету или явлению. Для восприятия некого предмета полноценно, важно совершить по отношении к нему некую деятельность, направленную на исследование предмета, уточнение деталей. В то время как для возникновения ощущений, такие действия не требуются [21].
Важно отметить, что некоторые ощущения являются привязанными к специфическим анализатором, вследствие чего, воздействие определенного стимула на рецепторы приводит к возникновению ощущения. Образ, который складывается при восприятии, предполагает координацию и взаимодействие нескольких анализаторов сразу. При этом важна зависимость того, какой из анализаторов работает лучше всего, получает и перерабатывает большую часть информации, несет признаки, содержит участки интересной и полезной информации для субъекта восприятия. Внимательное изучение элементов, на которых останавливается взгляд при изучении картин, обнаруживает, что движение зрачков напрямую зависимы от мышления, так как они отражают этот процесс. Ученые давно установили тот факт, что изучение человеческого лица в первую очередь начинается с глаз, губ и носа. Это происходит из-за того, что данные элементы лица наиболее выразительны и подвижны, по ним можно судить о состоянии человека и его мыслях, о его настроении, характере, отношении к другим и т. д. [11].
Очень часто при восприятии штрихованных или контурных изображений, или подобных элементов на реальных предметах, у человека возникают зрительные иллюзии и их известно большое количество. Исследователи связывают их с появлением искаженности контура окружности, которая представлена на фоне веерообразно расположенных линий, а также искаженности квадрата на фоне концентрически расположенных окружностей. У детей выражено восприятие окружающих людей за счет сформированных оценочных суждений. Нередко отмечается, что яркие оценки детьми даются людям, к которым дети испытывают наибольшую привязанность [19].