Курсовая с практикой на тему Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме 7
1.2. Особенности развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения 16
Выводы 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями зрения. Одним из ведущих составляющих симптомокомплекса зрительного дефекта является нарушение зрительного восприятия.
Проблеме развития зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения уделялось серьезное внимание как в публикациях теоретического, так и экспериментального характера.
Сегодня можно выделить ряд исследователей, объектом изучения которых является развитие зрительного восприятия детей со зрительной депривацией: Л.П. Григорьева (система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающей в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития), Л.И. Плаксина (различение детьми с нарушениями зрения цветов, их оттенков) и другие.
Коррекция нарушения зрительного восприятия особенно осложняется в период дошкольного детства ребенка, что связано, с присущей этому возрасту, физической и психической приспособляемостью ребёнка к зрительной депривации и являющейся для него психической травмой.
Установлено, что нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста со зрительным дефектом препятствуют их успешному, продуктивному обучению, негативно влияют на процесс адаптации и социализации (Л.П. Григорьева, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина и др.).
В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий (Л. А. Венгер, A. B. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
В научных исследованиях Т.П. Зинченко отмечается, что зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщённостью, апперцепцией и константностью [6].
Проблеме развития зрительного восприятия посвящены исследовательские работы Т.Г. Бетелевой, которая выделила основные его виды: восприятие цвета, восприятие формы, восприятие пространства [1]. Важно отметить, что зрительное восприятие является одной из основных психических функций детей дошкольного возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
Зрительное восприятие является фундаментом зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Известно, что в дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития зрительного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов (Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
По данным исследований Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др. нарушение зрительного восприятия при зрительных дефектах значительно затрудняет формирование образов окружающей действительности и препятствует ребенку в полном объеме отражать в сознании предметы и явления.
Тифлопсихологические исследования становления зрительного образа у дошкольников со зрительной патологией показывают, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, что и при сохранном зрении, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина и др.).
Зрительные дефекты приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватны действительности.
У большинства дошкольников со зрительной депривацией проявляются особенности в формировании зрительных образов, которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения [3].
В результате у дошкольников со зрительной патологией часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов так и всей поступающей извне сенсорной информации.
Целью данной работы является изучение особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачами данной работы являются:
изучение особенностей зрительного восприятия в норме и с нарушением зрения;
выявление особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Объект исследования: процесс зрительного восприятия.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме
Зрительная система новорожденных не похожа на зрительную систему взрослых. Анатомия глаза, обеспечивающая зрительную функцию, значительно изменяется в процессе созревания организма. У здорового ребенка полноценное развитие зрительной системы происходит относительно быстро, хотя и с разной скоростью. Зрительная система — единственная из всех сенсорных систем, которая достаточно подвержена влиянию только после рождения ребенка. Однако следует подчеркнуть, что в послеродовом онтогенезе зрительная система развивается быстрее, а зрительная направленность быстро превосходит слуховую и тактильную проприоцепцию. Рассмотрим структурные изменения в процессе восприятия как развитие личности. [27]
Для человека характерны наиболее значимые изменения восприятия, происходящие в первые годы жизни. Особенностью нервной деятельности детей после рождения является преобладание подкорковых образований. Мозг новорожденного еще не полностью развит, а дифференциация корковых и конусных путей неполная. В результате новорожденные имеют тенденцию к диффузионным реакциям без достаточной дифференциации их характеристик и их обобщения. В первые недели после рождения ребенок не только чувствует, но и воспринимает окружающую действительность. Такое первоначальное восприятие обусловлено особенностями объектов, которые привлекают внимание ребенка, такими как яркие цвета, движения, сильные звуки, характерные запахи и т. д. Восприятие, физиологической основой которого является врожденная способность мозга реагировать на сложные стимулы, остается крайне несовершенным и может рассматриваться только как отправная точка для дальнейшего развития.
Уже при рождении замечено какое-то безусловное зрительное отражение-прямая и дружеская реакция зрачка на свет, кратковременное направленное отражение, которое поворачивает глаза и голову к источнику света, пытаясь проследить движущийся объект. Однако зрачок расширяется в темноте медленнее, чем сужается при свете. Это происходит из-за раннего недоразвития расширителя радужки или иннервации этой мышцы. Поэтому светочувствительность появляется сразу после рождения. Но под воздействием света новорожденный не имеет даже основного зрительного образа и чаще всего вызывает неадекватные, общие и местные защитные реакции. При этом с первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие всей зрительной системы и служит основой для формирования всех ее функций. Через 2-3 недели вследствие появления условно-рефлекторных связей зрительная система начинает усложняться, формируя и улучшая функции объектно-цветового и пространственного зрения. Это связано с относительно быстрым созреванием зрительного строения и путей новорожденного. [22]
Форма центрального зрения появляется у ребенка только в 2-3 месяца жизни. В дальнейшем она постепенно совершенствуется — от способности обнаруживать объект до способности его различать и распознавать. Способность различать самые простые конфигурации обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов связано с интеллектом визуальных процессов и требует обучения в психологическом смысле слова. Изначально результат восприятия возникает в виде нечетких размытых визуальных образов объектов, которые привлекают внимание ребенка. Оказалось, что на первых 4-6 месяцах жизни ребенок реагирует на появление человека, который его обслуживает, а еще раньше — на первых 2-3 месяцах он замечает материнскую грудь. В течение 2-3 лет жизни ребенок имеет возможность распознавать нарисованные изображения объектов, а в 7-10 месяцев — геометрические фигуры (кубики, пирамиды, конусы или шары). Дальнейшая дифференциация возможна только тогда, когда зрение сочетается с сенсорным и опорно-двигательным ощущением.
В трехмесячном возрасте созревание мозгового матрикса под влиянием зрительного опыта приводит к интеграции зрительных кортикальных структур в систему, а также к вовлечению в зрительную функцию непроецируемых областей коры. В том числе моторный сектор в основном связан с процессом движения глаз. Теменная кора становится структурной основой «скрытого внимания», которое происходит на фоне фиксированного взгляда и не для обнаружения объекта, а для анализа и отпечатка. Развитие постассоциативной зоны связано с запоминанием визуальной информации, выработкой критериев и умением распознавать образы. В возрасте 6-12 месяцев наблюдается бурное развитие двигательной системы, а в качестве ведущей деятельности выступает субъект действий и манипуляций, что требует постоянного восприятия. В этом случае основным методом восприятия является воспроизведение движения, имитирующего характеристики воспринимаемого объекта.
Параллельно развитию формального зрения идет формирование цветового восприятия, которое также в первую очередь является функцией конического аппарата сетчатки. Способность различать цвета впервые появляется у детей в возрасте 2-6 месяцев. Примечательно, что распознавание цвета начинается в основном с восприятия красного, но способность распознавать цвета в коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. Это, по-видимому, связано с ранним формированием красных приемников по сравнению с другими цветовыми приемниками. [14]
В возрасте 4 месяцев ребенок имеет направленный вид. Стереоскопическое зрение появляется в возрасте от 2 до 6 месяцев. В возрасте от 3 до 6 месяцев развивается подвижный глаз. Первые попытки координировать движения глаз и рук были отмечены в 1 году. В этом случае ключевую роль играет ассимиляция сенсорных критериев, разработанных