Курсовая с практикой на тему Особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов начальных курсов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические аспекты жизнестойкости и стрессоустойчивости 5
1.1 Сила человеческой жизнестойкости 5
1.2 Определение понятия стрессоустойчивость и толерантности к стрессу 8
1.3 Основные стрессоры в студенческой среде 14
2. Изучение жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов начальных курсов 23
2.1 Материалы и методы исследования 23
2.2 Проведение исследования. Интерпретация результатов 25
2.3 Рекомендации по развитию жизнестойкости и стрессоустойчивости для студентов 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 39
Введение:
Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой. Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов.
Стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся. И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс. Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.
Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:
ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
необходимость самостоятельно заботиться о себе;
проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
смена круга общения;
смена интересов;
недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
материальные трудности.
Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.
Умственные и физические нагрузки
Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.
Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.
Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.
Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.
Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.
Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.
Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.
Посему актуальность исследования очевидна, и требует решения имеющейся проблемы.
Цель работы: Изучить особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов начальных курсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты жизнестойкости и стрессоустойчивости.
2. Изучить жизнестойкость и стрессоустойчивость у студентов начальных курсов.
Объект исследования: Студенты начальных курсов.
Предмет исследования: Жизнестойкость и стрессоустойчивость студентов начальных курсов.
Заключение:
Понятие «стресс» было введено в науку около 80-ти лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов ХХ века, который 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» опубликовал работу под названием «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», где приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Селье открыл общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию организма на любое затруднение или экстраординарное воздействие.
По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. stress — «напряжение», «давление», «нажим»), отражает экстренную мобилизацию внутреннего «запаса» сил организма для того, чтобы преодолеть препятствие или защититься от вредоносного влияния. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в постоянно изменяющейся среде.
На определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и деятельности: иногда в самом начале, когда сила экстремального воздействия явно превышает индивидуальные ресурсы, и главным образом на стадии истощения, когда, несмотря на длительную мобилизацию внутренних ресурсов устранить влияние стресс-фактора не удается, а ресурсы заканчиваются.
Поэтому говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.
Недостаток стресса так же плох, как и избыток. По медицинским оценкам, от половины до трех четвертей всех заболеваний и несчастных случаев связаны со стрессом. У сильного стресса могут быть тяжелые физиологические последствия. В теле происходит автоматический ряд реакций, и проблема в том, что любая из реакций может принести вред, если позволить ей продлиться слишком долго. Все они по природе являются краткосрочными, сворачивающимися, как только опасность перестала угрожать. Если реакции не прекращаются, они начинают приобретать вредоносный эффект.
В определённых пределах стресс психологически благоприятен для человека (эустресс). Он помогает быстрее думать и действовать, ощущать себя полезным и ценным. Когда стресс переходит оптимальные границы, он истощает психологическую энергию, нарушает нашу деятельность и часто заставляет нас чувствовать себя неудачниками (дистресс).
Современное общество обычно не позволяет нам физически бороться или избегать стрессоров и не удаляет их так, чтобы мы могли расслабиться. Мы пребываем в постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнять, и организм, в конце концов, начинает испытывать последствия такого состояния.
В ходе исследования было выявлено, что сиспытуемые имеют либо низкий, либо пороговый уровень стрессоустойчивости. Такие факторы указывают на необходимость развития жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов первых курсов.
Фрагмент текста работы:
Как человеческие существа, мы должны помнить, что внутри нас есть потенциал для выживания, даже когда все против нас. Истории тех, кто делает это, несмотря на несправедливость и трудности, являются одновременно обнадеживающими и вдохновляющими.
Вам нужно только подумать о ком-то вроде Брайана Кинана, который вышел из плена с удивительной силой, которая стала маяком для многих людей.
Может быть, он всегда был таким. Или, может быть, правильнее сказать, что каким-то образом его испытание вытянуло из него новые глубины понимания и сострадания. Его пример показывает каждому из нас, что мы также можем иметь резервы устойчивости, которые только призываются на службу, когда наши спины прижаты к стене.
Но что на самом деле означает устойчивость? Откуда же она берется? И как я могу быть уверен, что он будет доступен мне, когда я больше всего в нем нуждаюсь?
Устойчивость-это слово, которое было вокруг в течение тысяч лет.
От латинского «resilire», означающего «прыгнуть назад», он использовался в самых разных контекстах, ссылаясь на способность ворса ковра восстанавливать первоначальный внешний вид и толщину после воздействия сжимающих сил, к способности экосистемы восстанавливаться после глубокого нарушения [1].
В поведенческой науке она стала означать способность человека не только «отскакивать назад», но и противостоять, преодолевать и даже укрепляться в результате переживания невзгод.
Эпидемиологи приняли этот термин в 1980-х годах, когда они отслеживали случаи заболевания и патологии на протяжении всей жизни обездоленных детей.
Хотя эти авторы отмечали более высокую, чем в среднем, частоту патологий среди тех, кто вырос в неблагоприятных обстоятельствах (например, бедность, родительская патология), они также заметили универсальное явление — то, что Майкл Раттер в 1985 году описал как «последовательное и удивительное открытие»: хотя определенный процент этих детей высокого риска развил различные проблемы, больший процент этих детей стал здоровым, компетентным молодым взрослым.
Последующие исследования стали сосредоточиваться не столько на тех людях, которые стали жертвами этих бедствий, сколько на тех детях и подростках, которые не погибли.
В настоящее время устойчивость является общим словом в лексиконе психического здоровья, относящимся к потенциалу человека преодолеть трудности и найти удовлетворение в жизни, несмотря на проблемы и давление, которые мы испытываем.
Это концепция, которая лежит в основе принципа «восстановления», который в настоящее время является краеугольным камнем нашей политики в области психического здоровья, как и видение изменений.
История исследования устойчивости перешла от выявления этого положительного потенциала у людей к попыткам понять, откуда он взялся. Оказывается, что устойчивость в первую очередь воспитывается в нас через отношения с ключевыми людьми в нашей жизни, а также через обучение опыту, который укрепляет уверенность в нашей способности решать проблемы и принимать решения [3].
Гены играют свою роль, но приписывать устойчивость исключительно наследственности-значит упускать ту жизненно важную роль, которую играют другие люди.
Устойчивость зависит главным образом от нашей способности быть в состоянии обратиться к другим и извлечь выгоду из того, что они предлагают нам.