Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности языкового развития школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в образовательной организации для детей с нарушением слуха.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИНПЛАНТАМИ 6

1.1.Осоьбенности восприятия зввуков с помощью кохлетарного имплантанта 6

1.2. Этапы языковой речевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом…..….8

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАНТАМИ…………………………………………………………………..11

2.1. Организация эксперимента по изучению особенностей языкового развития школьников с кохлетарными имплантантами………………………………………11

2.2 Анализ результатов экспериментального изучения языкового развития у детей школьного возраста, с кохлеарными имплантами 13

2.3.Организация коррекционной работы по языковому развитию у детей школьного возраст с кохлеарной имплантации 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Приложение 1 32

  

Введение:

 


Актуальность исследования. В последнее десятилетие глухие и слабослышащие дошкольники, слухопротезированные системой кохлеарной имплантации, стали довольно многочисленной и распространенной группой.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование в группах комбинированной направленности вместе со слышащими сверстниками или в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, а также в общеразвивающих группах вместе с нормально слышащими сверстниками.

Важную роль в образовании, воспитании, развитии и подготовке к труду и жизни в современном обществе ребёнка с нарушением слуха играет процесс обучения в специальной общеобразовательной школе.

Школа глухих и слабослышащих, которая на современном этапе является общеобразовательным цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу с учетом общих теоретических концепций развития классической и современной общеобразовательной системы.

В отечественной и зарубежной сурдопедагогике формирование у детей с нарушениями слуха устной речи всегда являлось одной из основных задач. Это объясняется важной ролью устной речи как наиболее употребительного способа общения, основы владения языком, инструментом мышления.

К настоящему времени в отечественной педагогике создана система формирования устной речи у глухих и слабослышащих детей как одного из важных факторов полноценного развития личности, наиболее полной адаптации ее в обществе. Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в учебных заведениях для детей с нарушениями слуха , ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни.

Развитие речи обучающихся с нарушением слуха – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.

Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.

От того, насколько будет сформирована речь глухих и слабослышащих детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития, и это определяет актуальность данной курсовой работы.

В настоящее время широко внедряются современные технологии реабилитации детей с нарушениями слуха. Кохлеарная имплантация (далее – КИ) сегодня – это перспективный, высоко технологичный метод помощи лицам с тяжелыми формами тугоухости и глухоты, которым не помогают традиционные слуховые аппараты.

За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.

Степень разработанности. Без понимания речи невозможна успешная интеграция такого ребенка в общество слышащих людей, что в свою очередь является одной из главных целей целого коллектива специалистов: врачей, педагогов, дефектологов, психологов (И. Г. Багрова, В. И. Бельтюков, P. M. Боскис, К. А. Волкова, Л. А. Головчиц, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, Э. В. Миронова, Л. В. Нейман, Э. И. Леонгард, И. В. Королева, Т. В. Пелымская, Ф. А. Pay, Ф. Ф. Pay, Н. Д. Шматко и др.).

Объект исследования: языковое развитие школьников с кохлеарными имплантами.

Предмет исследования: особенности языкового развития школьников с кохлеарной имплантацией

Цели исследования особенности языкового развития школьников с кохлеарными имплантами

Задачи:

— рассмотреть педагогические аспекты языкового развития у детей школьного возраста перенесших кохлеарную имплатацию;

— эспериментально изучить особенности языкового развития школьников с кохлеарными имплантами;

— проанализровать результаты экспериментального исследования;

— предложить организацию коррекционной работы по языковому развитию у детей с кохлеарными имплантами.

База исследования Школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Проблема интеграции детей с различными нарушениями слуха не теряет своей актуальности и по сей день. Если ранее считалось, что единственный приемлимый педагогический маршрут для неслышащего ребенка это специальное учебное заведение интернатного типа, то в наше время школьники с тяжелыми нарушениями слуха (III-IVстепень тугоухости или двусторонняя тотальная глухота), благодаря кохлеарной имплантации, получили возможность слышать и воспринимать звуки в широком диапазоне частот.

Приобретенный слух помогает им овладеть устной речью на уровне достаточном, чтобы догнать в речевом развитии слышащих сверстников и посещать школы общего типа.

Однако, как отмечает ряд специалистов, занимающихся этой проблемой, успешность слухоречевой реабилитации детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, зависит от совокупности медицинских, психолого-педагогических и социальных факторов (И.В. Королева, О.В. Зонтова, О.С. Жукова, Г.А. Тавардкиладзе и др.).

Речь школьников с КИ имеет ряд особенностей, одной из которых является затрудненное восприятие устной речи. Ребенок начинает слышать огромное множество звуков, но без помощи извне не может различать и анализировать их, а, следовательно, и понимать то, что пытаются ему этими звуками передать.

Исходя из этого, была сформулирована цель экспериментальной работы – исследование направлений и содержания коррекционной работы по развитию восприятия и понимания устной речи детьми школьного возраста, перенесшими операцию по кохлеарной имплантации. Реализация цели проходила через решение ряда конкретных задач.

В ходе теоретического анализа научных источников был рассмотрен опыт развития восприятия устной речи у данной категории детей, на данный момент актуальными методиками развития речи у детей с КИ являются «слуховой метод», разработанный в Санкт-Петербуржском НИИ уха, горла, носа и речи, и метод Э.И. Леонгард, который развивается в зависимости с потребностями детей — пользователей КИ.

В ходе экспериментальной работы были подобраны диагностические методики, которые включали оценку восприятия и понимания речевых инструкций, простых вопросов, просодических компонентов устной речи, уровень использования речи в игре и состояние диалогической речи дошкольников с КИ.

Было выявлено, что дошкольникам с КИ потребовалась обучающая помощь в большом количестве при выполнении заданий. Дети продемонстрировали затруднение при восприятии двухактных речевых поручений на слух. Коммуникация между детьми во время игры была мало выражена. Восприятие речи в ситуации диалога происходило в замедленном темпе, не было полного понимания обращенной речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИНПЛАНТАМИ

1.1 Особенности восприятия звуков с помощью кохлеарного импланта

К моменту начала школьного обучения дети с кохлеарным имплантом могут находиться на разном уровне слухоречевого развития. Степень их готовности к школьному обучению может быть различной, так как зависит от ряда факторов, в том числе: возраста, в котором возникло нарушение слуха; возраста, в котором проведена операция кохлеарной имплантации; качества коррекционной работы на уровне дошкольного образования; степени участия родителей в образовании ребенка. Изученные мною статьи отечественных и зарубежных исследователей в данном направлении, позволили установить особенности слухоречевого и познавательного развития детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом[4]:

1) недостаточно точная дифференциация таких звуков как п, т, к, ф, ц, х, в, особенно на расстоянии;

2) одностороннее восприятие, так как кохлеарная имплантация выполняется бесплатно только на одно ухо. Это вызывает трудности локализации звука, ориентации в пространстве;

3) нарушения скорости обработки речи — речь слышится с задержкой до 45 секунд, из-за чего возникают трудности восприятия и понимания предложений в речевом потоке;

4) трудности при восприятии речи в условиях, когда говорящий находится сзади или с противоположной стороны от прооперированного уха; если речь не обращена конкретно к ребенку с кохлеарным имплантом (на общих уроках). 5) особенности долговременной памяти: ребенок быстро запоминает слово, а через короткий промежуток времени может повторить его по подражанию взрослому, но не соотносит с определенным объектом; 6) проблемы непроизвольного и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы