Курсовая с практикой на тему Особенности Я-концепции подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты изучения Я-концепции подростков. 7
1.1 Психолого-педагогические
особенности подросткового возраста. 7
1.2 Самосознание и ее место
в психической организации жизни человека. 11
1.3 "Я —
концепция" в отечественных и зарубежных исследованиях. Формирование Я —
концепции у в подростковом возрасте. 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное
исследование Я-концепции
подростков. 20
2.1.Научное обоснование
методов психологического исследования Я-концепции подростков 20
2.2. Результаты комплексного исследования возрастных
особенностей становления Я-концепции подростка и их психологический анализ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Актуальность
темы. На современном этапе развития нашего государства назрела насущная
необходимость трансформации различных сфер социума в направлении европейской
интеграции. Однако непреодолимыми до сих пор есть проблемы быстрого изменения
человеческого фактора (утверждения гражданского общества во всех аспектах
повседневной, построение правового государства и т.д.). Сегодня невозможно
построить развитое государство, не взяв во внимание европейский взгляд на
современного человека, главным компонентом психически здорового внутреннего
мира которой является развитие и самосозидание положительной «Я-концепции».
Внутренний
мир человека как микрокосмос является элементом большого мира общественных
отношений (планеты, государства, нации и т.д.). Эти два мира взаимосвязаны
обратной связью. И именно теперь эта связь с каждым днем приобретает все
большую актуальность. Наступил момент, когда макрокосмосом уже не может дальше
эффективно развиваться без развитого микрокосмоса, как Россия без гражданина с
психически здоровым внутренним миром, залогом которого, как было сказано выше,
является положительная «Я-концепция».
В течение
многих веков известные мыслители разных гуманитарных наук считали, что
источники и результаты представление человека о себе, или о Я-концепцию,
заслуживают серьезного внимания. Но практически, на протяжении нескольких
столетий, теологи, философы и различные общественные деятели не только не
выделяли единой структуры концептуального Я, но и не был открыт четких факторов
по развитию этого, не самого сложного феномена самосознания.
В
психической реальности человека и его сознания «Я-концепция» выполняет важную
саморегулятивных функцию, поскольку обеспечивает эффективность общественного
взаимодействия внутреннего мира с окружающими, качество жизни в целом,
определяя ход развития личности с раннего детства до глубокой старости. Кроме
того, она балансирует поведение и деятельность каждого в соответствии с
конкретными социокультурными условиями проживания, а также интегрирует в своем
психо-духовном смысле личностное и общественное отождествления.
К первому
относятся «Я-образ», «Я-отношение», «Я-поступок», ко второму — восприятие себя
через указанные составляющие как представителя отдельной социальной группы или
этноса. В то же время по существу «Я — концепция» всегда сначала возникает как
система представлений человека о себе, которая содержит когнитивный,
эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, находящихся в динамическом
взаимо-дополнении.
Исключительное
значение «Я-концепции» в жизни человека не ограничивается тремя функциями
(обеспечивает достижение внутреннего согласования, позволяет интерпретировать
опыт и является источником представлений — ожиданий), а занимает все
пространство субъективной реальности личности, поскольку формирует у него
чувство своей определенности в обществе, способствует ее отождествлению с
конкретным окружающей средой и формирует личностное отношение к таким важным
понятиям как «вера», «Свобода», «истина», «добро», «любовь», «мудрость» и
другие.
Поэтому в
данной курсовой работе стремимся познать внутренний мир человека через феномен
его «Я-концепции».
Степень
разработанности проблемы. В современной теории и практике накоплен значительный
теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления
исследовательской работы по развитию позитивного «образа Я» современного
подростка.
В западном
и отечественном человекознании проблематика «Я» изучалась достаточно глубоко и
последовательно. Становление «Я-концепции» рассматривается как процесс
интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и
социо-культурного окружения (Р. Берне, К. Роджерс, Э. Эриксон). В научной
литературе анализируется проблема человека в ее аксиологическом содержании
(В.П. Бездухов, A.B. Ивахценко, A.B. Кирьякова, В.Ф. Сержантов), определены
функции «образа Я» в развитии личности (А.Н. Крылов). «Образ Я»» определяется
как сторона ценности личности (II.И. Непомнящая), соотносится с ценностными
ориентациями личности (Т.П. Краснова, Г.А. Мелекесов, Т.Н. Османкина)
Анализируется понятие «смысл Я», который возникает в жизнедеятельности человека
в результате соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности (В.В.
Столин). «Образ Я» соотносится с самооценкой (И.С. Кон), с личностным общением
(iVI.H. Лисина). Изучена функциональная роль когнитивного и эмоционального
компонентов в структуре «образа Я» (А.Р. Петрулите), выявлена зависимость
«образа Я» и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях (Т.П.
Харькова). Выявлена специфика развития образа Я личности в различных
социально-педагогических условиях (А.Б. Ахмедов, C.B. Малышева, Т.А. Ольховая,
Е.А. Шерешкова).Подростковый возраст обозначен как стержневой период
становления «образа Я», определены особенности развития «образа Я» в
подростковом возрасте (И.С. Бубнова, В.В. Сизикова). «Я-концепция» учащихся
подросткового возраста рассматривается как средство качественной оценки
образовательных систем (АЛО. Агафонов).
Объект
исследования — Я-концепция личности как центральное звено самосознания.
Предмет
исследования — психологические особенности Я-концепции в подростковом возрасте.
Цель
исследования — на основе теоретического анализа научных первоисточников и
практического исследования выявить и описать психологические особенности
Я-концепции в подростковом возрасте.
Гипотеза
исследования:
Комплексное
психологическое исследование Я-концепции подростков как центрального звена
самосознания позволит установить эмпирические факты-тенденции.
Для
реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в
психологической теории и практике.
2. Раскрыть содержание понятий «Я»,
«Я-концепция», «положительная Я-концепция».
3. Подобрать методики для исследования
особенностей Я-концепции в подростковом возрасте. Провести исследования и
осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов.
4. Описать условия и пути формирования
позитивной Я-концепции у подростков.
Методы
исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач применялись
следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация,
классификация и т.д.); эмпирические (наблюдение, беседа, опрос, тестирование и
т.п.); количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
1. В психо-культурной реализации человека и
его самосознания в частности, Я-концепция — важная структурная составляющая
психологической самоорганизации, которая выполняет функцию фактора
эффективности социального взаимодействия и качества жизни в целом. Она в
основном проявляется как относительно устойчивая, динамическая и в определенной
степени осознанная система представлений человека о самом себе, обеспечивает
гармонию психо-духовного мира личности, интерпретирует ее собственный опыт, а
также является источником ожиданий отдаленного будущего, предпосылкой
социального успеха во взрослой жизни.
2. Структура Я-концепции человека, по Р.
Бернсом, состоит из трех компонентов: когнитивного, что отождествляется с
Я-образом; оценочного, который воплощается в отношении ее к себе и оказывается
в самооценке; поведенческого, который инициирует поступки человека. Я-концепция
проходит длительный путь развития — от примитивной и простой к сложной, а в
идеале — к положительно-гармоничной. Первоначально она формируется в семье как
результат межличностных взаимоотношений со значимыми взрослыми, которые
определяют систему установок, а затем развивают Я-образ и частично Я-отношение
ребенка, далее — формируется в мире актуальных социальных взаимоотношений в
школе, на улице, в коммуникативном пространстве.
3. Я-концепция, которая возникает в процессе
социального взаимодействия индивида как обязательный и уникальный результат его
психосоциального развития приобретает относительной внутренней самодостаточности,
то есть самовосприимчивости, а впоследствии и самопродуцирует свои
составляющие, структуру, механизмы реализации. В результате не только
налаживается двусторонняя взаимовыгода в системе «Я-концепция человека —
влияние конкретной вита-культурной окружающей среды", но и с разной
полнотой разворачивается процесс само созидания ее компонентов, особенно
интенсивно происходит в школьные годы.
4. Ход развивающих процессов становления
составляющих Я-концепции зависит как от качества протекания явления
идентификации, а позже Эго-идентичности, так и от актуальных и потенциальных
взаимоотношений человека в группе (семья, школа, вуз, улица и т.д.), в которой
она само утверждается и социально реализуется. Эти зависимости подтверждают
комплексное изучение возрастных особенностей развития Я-концепции девятилетних
выпускников средней школы, обладающих сложная Я-концепция по структуре и
психологическим содержанием, завышенная самооценка, интернальный тип локализации
и высокий тонус психического здоровья.
5. Естественный путь возрастного развития
Я-концепции пролегает от первичного новообразования примитивной и простой
Я-концепции в детском возрасте до утверждения сложной — в юношеском. Этот
научный факт подтверждает гипотезу о том, что именно временной диапазон
старшего подросткового и младшего юношеского возраста является сензитивным в
формировании самосознания и взаимосвязанных компонентов ее центрального звена —
Я-концепции человека. Положительные реализации его потенциала в основном
зависят от содержательности и деятельностной полноты социально-культурного
окружающей среды, в котором живет, мыслит, переживает и совершает личность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения Я-концепции
подростков
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового
возраста Изучение
подросткового возраста представляет собой определение механизмов личностного
становления индивида. Это сложный возрастной период, представленный
образованием негативных проявлений, обусловливающих зачастую дисгармоничность
личностного развития. Достигая подросткового возраста, индивид стремится
проявлять независимость, автономность и самостоятельность, не терпит
ограничение своей активности. Сфера коммуникаций значительно расширяется и
отличается многообразием, ответственность становится очень значимым качеством
личности [20, с. 189].
На первой
стадии подросткового возраста (10-11 лет) личности свойственно своеобразное
отношение к себе (принятие себя). Характеристикам младших подростков присущ
отрицательный эмоциональный фон. При этом дети обнаруживают острую потребность
в самооценке и в то же время переживают неумение оценить самих себя.
На второй
стадии подросткового периода, в 12-13 лет наряду с общим принятием себя
сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от
оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое
отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается
актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе
как личности.
На третьей
стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка»,
основывающаяся на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм
поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные
формы его личности [14, с. 124].
Чувство ответственности формирует у подростков
критическое отношение к планированию своей деятельности, вырабатывает
механизмы, способствующие анализу и переоценке поступков. Стремление к
реализации себя в