Курсовая с практикой на тему Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта топ-менеджеров организаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1. Определение понятия,
формирование и развитие эмоционального выгорания. 5
1.2. Эмоциональный интеллект
топ-менеджера как социально-психологический феномен. 11
Выводы к
главе 1. 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ 17
2.1
Описание диагностической программы исследования эмоционального выгорания 17
2.2 Анализ
результатов экспериментального исследования особенностей профессионального
выгорания у топ-менеджеров организаций. 20
2.3
Описание диагностической программы исследования эмоционального интеллекта 24
Выводы по главе 2. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
Актуальность. На
современном этапе свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей
деятельности топ-менеджер является одним из ключевых фигур в бизнесе при
достижении поставленных задач. Основное
отличие топ-менеджера от любого другого наемного работника состоит в том, что
люди, занимающую эту позицию, от имени собственников предприятия осуществляют
руководство и от эффективности их деятельности во многом зависит и прибыльность
бизнеса, в связи с этим, повышается спрос на квалифицированных,
креативных, конкурентоспособных специалистов, способных выстраивать свою работу
в современном динамично меняющемся мире. Поэтому становятся актуальными вопросы
исследования динамики взаимосвязи
синдрома эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта топ-менеджеров
организаций в процессе трудовой деятельности.
Психика человека обладает мощными защитными механизмами и в ситуации
отсутствия у топ-менеджера необходимых внутренних энергоресурсов на выполнение
ставящихся перед ним задач, возникают достаточно устойчивые отрицательные
реакции (чаще неосознаваемые) в виде дезадаптации как отражения личностных
противоречий, замкнутости и апатии как проявления внутреннего состояния
перенапряжения и переутомления.
Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального,
умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в
форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие
воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных
эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Кроме того, в
современном мире, который характеризуется сложными социально-психологическими
явлениями и процессами, все более актуализируются способности личности к
решению целого спектра разнообразных жизненных задач. Как показывают результаты
многочисленных исследований, удовлетворенность человека в целом собственной
жизнью, успешность профессионального развития и реализации, умение сохранять
конструктивные отношения с окружающими зависят во многом от эффективности
использования и уровня развития его эмоционального интеллекта.
Эмоциональный
интеллект в современных исследованиях рассматривается как один из важнейших
факторов, который способствует эффективной социально-психологической адаптации
личности, ее продуктивному взаимодействию и функционированию в социуме. Эмоциональный
интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания
свои и других людей и управлять этим.
В психологической науке
вопросы эмоций и эмоционального интеллекта поднимались на протяжении всего
исторического развития. Свое развитие теории эмоций получили в трудах как
отечественных и зарубежных исследователей. В работах зарубежных авторов теории
эмоций представлены у В.К. Вилюнаса, У. Джеймса, Ч. Дарвина, К Ланге, Л.
Фестингера, П. Лафренье, Ph. Dufour,
J.D. Mayer, J.P. Forgas, S. Schachter, J.E. Singer. Свое развитие отечественные теории эмоций получили в трудах И.Н. Андреевой, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.В. Дегтярева, С.Б. Куликова, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.И. Плохоцкого, Д.В. Люсина, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Шишаева.
Цель исследования – выявить
особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и эмоционального
интеллекта топ-менеджеров организаций.
Объект исследования
–топ-менеджеры организаций.
Предмет исследования –
синдром эмоционального выгорания топ-менеджеров организаций.
Гипотезой исследования
является предположение, что существуют особенности взаимозависимости синдрома эмоционального
выгорания у топ-менеджеров с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
Заключение:
Проблема
диагностики эмоционального выгорания заключается в том, что симптомы этого
состояния весьма расплывчаты и часто списываются на усталость, нехватку сна,
отдыха и т.д. СЭВ незаметно начинается, медленно нарастает, «внезапно»
выражается в соматических и психологических симптомах, именно в этом есть
важность своевременного выявления СЭВ путём диагностики.
В настоящее время, скорый и активный образ жизни,
неправильное питание, стрессовые ситуации в профессиональной деятельности, бессонные
ночи, большой объём работы без длительного отдыха, требуют от людей разных
специальностей усиленного напряжения над эмоциональной, умственной и физической
сферах.
Процесс трудовой деятельности топ-менеджеров
задает высокие требования к профессиональной деятельности, также на них лежит
большая ответственность за жизнеспособность руководимых ими предприятий, на
которых работают сотрудники трудовых коллективов.
В процессе работы рассмотрено понятие
«профессиональное выгорание» в современной психолого-педагогической литературе.
Под которым понимается состояние психоэмоционального, умственного, физического
истощения и переутомления, возникающее в процессе ежедневных стрессовых
ситуаций. Состояние профессионального выгорания может проявляться
психосоматическими симптомами: бессонницей, головные боли, постоянным чувством
усталости, повышенной утомляемостью. Также могут развиться и психопатологические
расстройства: депрессия, беспокойство, обсессивно-компульсивное расстройство,
параноидальные идеи и другие аддиктивные патологии. В ходе исследования описаны особенности
профессионального выгорания топ-менеджеров.
При проведении
исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента были получены
следующие результаты:
— на контрольном этапе
эксперимента показал, что количество топ-менеджеров, со сформированным
синдромом профессионального выгорания, снизилось на 10%, а с несформированным
синдромом выгорания увеличилось на 20%. Полученные данные говорят о
положительном эффекте проведения программы профилактики эмоционального
выгорания.
Сравнительный анализ
результатов проведения методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К.
Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой показал, что топ-менеджеров
с высоким уровнем эмоционального истощения снизилось на 44%; уровень личных
достижений увеличился на 54%; уровень эмоционального выгорания снизился на 27%.
Полученные данные говорят о стабилизации уровня развития всех фаз развития
стресса, что привело к преодолению синдрома выгорания у большинства топ-менеджеров.
Проводимые
исследования независимых научных центров показало, что одной из основных причин
неудач топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три
основных причины: неумение работать в стрессовой ситуации, работать в команде и
грамотно выстраивать межличностные отношения. После того, как руководители на
одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, время простоя
сократилось на 50%, количество официальных жалоб уменьшилось в среднем с 15 до
3 в год, Прибыль завода превысила прогноз на 250 000 долларов (Pesuric &
Byham). На другом заводе руководители прошли аналогичное обучение, что повысило
производительность на 17%. Контрольная группа руководителей, не прошедших
обучение, не показала увеличения производительности (Porras & Anderson).
Ввиду того, что управленческая и предпринимательская деятельность
довольно стрессогенна и предполагает высокую интенсивность работы и общения,
топ-менеджерам иметь средний уровень профессионального выгорания, но высокая
мотивация деятельности, инициативность и развитые копинг-навыки дают
возможность предпринимателям и топ-менеджерам успешно справляться со стрессом
на рабочем месте и не допускать высокого уровня эмоционального истощения и
снижения профессиональной эффективности. При совладании со стрессом
топ-менеджеры используют как общие копингстратегии, так и специфические. Копинг-стратегии,
связанные с анализом ситуации и планированием решения проблемы, предприниматели
и топ-менеджеры склонны применять при совладании со стрессом на рабочем месте,
когда для достижения цели деятельности требуется незамедлительно принять
решение и выйти из трудной ситуации. Для снижения общего напряжения и
нейтрализации последствий стресса топ-менеджеры используют стратегии отвлечения
и избегания. Специфика совладания со стрессом на рабочем месте у топ-менеджеров
выражена в комплексном применении копинг-стратегий с целью снижения
психического напряжения и разрешения трудных ситуаций. Эмоциональный интеллект
применяется руководителями при решении трудных ситуаций на рабочем месте и
обуславливает выбор топменеджерами и предпринимателями эмоционально-фокусированных
стратегий совладания со стрессом.
заключение можно отметить, что эмоциональный
интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании,
объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания
эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое
умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается
незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих
непосредственное общение с окружающими
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение
понятия, формирование и развитие эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания или «профессиональное выгорание» как
психологическое понятие возникло относительно недавно. Работы по данной
проблематике появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе): в
1968 году феномен был описан Б.Г. Ананьевым как «профессиональное сгорание» —
негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а
также связанных с непосредственным общением с людьми. В 1969 году Г. Бредли
исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники
американских пенитенциарных учреждений. Однако автором понятия «burnout» или
«эмоциональное выгорание» считается американский психиатр Герберт Фройденбергер
(Н. Freudenberger)[1],
описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей,
оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном
тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере. В
1976 году социальный психолог К. Маслач[2]
сделала следующий шаг в описании данного феномена, определив его уже как
синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение,
а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений: негативное
отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам
или клиентам, к коллегам. Несмотря на существующий интерес к проблеме,
наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века.
Среди причин называют усилившуюся в американском обществе тенденцию к
индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию
социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе.
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время,
отличалось чрезвычайной разнородностью, в смысл понятия «выгорание» каждый
автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в
результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой
феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой
концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена
«выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения.
Наконец новый этап исследований дополнил научными методами разнородные
теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики,
позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его
структуре и причинах возникновения.[3]
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки
психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики,
медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную. Но несмотря на
огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным
вопросам так и не было выработано.[4]
Словарь психологических терминов характеризует «выгорание» как
«…специфическую дисфункцию у представителей помогающих профессий,
предположительно развивающуюся вследствие чрезмерных требований, предъявляемых
к их энергии, силам и ресурсам…». Словарь-справочник
«Управления персоналом» определяет профессиональное выгорание как
«…совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей
организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности.
Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих
обязанностей тесно общаться с людьми…».
Согласно многим зарубежным авторам, выгорание возникает при столкновении
неадекватных и идеалистических установок с реалиями действительности. Таким
образом, смысловая система, которая есть у личности, «загоняет» человека в
синдром выгорания, потому что данная смысловая система неадекватна реалиям
действительности. Согласно определению Д. А. Леонтьева, «смысловая сфера
личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований
(структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую организацию целостной
жизнедеятельности субъекта во всех ее сферах».[5]
Основная часть исследователей сходится в представлениях о «выгорании»,
как процессе динамическом, развитие которого проходит в несколько этапов, для
каждого из которых характерны определенные симптомы. В настоящее время принято
выделять три фазы развития синдрома: «напряжения», «резистенции» и «истощения».[6] [1] Ермакова Е. В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой
сферы личности (теоретический аспект) [Текст] / Е.В. Ермакова
//Культурно-историческая психология. – № 1. – 2010. – С. 31-35. [2] Маслач К.
Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач //
Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 78. [3] Степанов В.А.
Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): учебное пособие.
[Текст] / В.А. Степанов. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. [4] Водопьянова Н.Е.
Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С.
Старченкова. – 3 изд. – М.: Юрайт, 2017. С.243 [5] Личностный
потенциал: структура и диагностика [Текст] /под ред. Д.А.Леонтьева. – М.:
Смысл, 2011. С.405. [6] Водопьянова Н.Е.
Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С.
Старченкова. – 3 изд. – М.: Юрайт, 2017.