Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическое изучение особенностей психолого-педагогического развития детей младшего школьного возраста 6
1.1. Творческое мышление в младшем школьном возрасте 6
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 13
1.3. Связь эмоций и мышления в трудах исследователей 17
Выводы по главе 1 21
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоций и творческого мышления детей младшего школьного возраста 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Литература 40

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Начальное образование можно назвать фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на успешность обучения в начальной школе, а потом во много определяют будущую жизни человека.
Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательной организацией становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Современное общество требует таких индивидов, которые способны к самосовершенствованию и саморазвитию, умеют эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы. Все это способствует тому, что на первый план воспитания выходит развитие творческой активности обучающихся.
Отметим, что проблема развития творческой личности представляется нами в контексте развития реальных способностей растущего человека, формирующихся и воплощающихся в разных видах познавательной и созидательной деятельности. При этом результат такой деятельности не всегда имеет очевидную общественную ценность, однако ее участие в процессе воспитания личности, имеет важное значение для детей, так как они учатся проявлять самостоятельность, инициативу, раскрывать свой творческий потенциал.
Исследования множества ученых доказывает, что начало обучения в школе способствует существенным изменениям в эмоциональной жизни ребенка. Так, у младших школьников постепенно начинает развиваться умение владеть своими эмоциями, хотя они еще не умеют сдерживать их проявление. При этом необходимо учитывать, что такие эмоциональные проявления как одиночество и тревожность становятся важными проблемами психолого-педагогической науки, требуя коррекции и преодоления с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
В связи со всем вышесказанным, проблема изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста достаточно актуальна.
Степень разработанности темы исследования. Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др.
Вопросами развития творческой активности занимались такие исследователи как А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева раскрывают сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают способы и методы развития творческой активности в любых видах деятельности.
Общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей как С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С. Платонов и др.
Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Цель исследования заключается в определении взаимосвязи эмоций и творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать категорию творческого мышления у детей младшего школьного возраста
2. Изучить особенности формирования эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
3. Организовать исследование определения взаимосвязи эмоций и творческого мышления младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования взаимосвязи эмоций и творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс психолого-педагогического развития детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является взаимосвязь эмоций и творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель и выбранные задачи исследования определили методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретический метод (анализ литературы по теме исследования).
2. Эмпирический метод (проведение и анализ экспериментальной работы).
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Исследование проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №32 города Ставрополя. В исследовании приняли участие младшие школьники 1-А класса в количестве 20 человек.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе исследования было определено, что эмоция — это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение. Так, эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются главной причиной эмоций тогда, когда субъект не может легко найти решение. Эмоции способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
Исследования множества ученых доказывает, что начало обучения в школе способствует существенным изменениям в эмоциональной жизни ребенка. Так, у младших школьников постепенно начинает развиваться умение владеть своими эмоциями, хотя они еще не умеют сдерживать их проявление.
Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Творчество имеет место там, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций.
В ходе эмпирического исследования, направленного на определение уровня детской тревожности среди младших школьников было определено, что общий уровень школьной тревожности у выбранной группы учащихся характеризуется наличием высокого и среднего уровня тревожности по всем диагностическим методикам. А творческое мышление не имеет прямой связи с эмоциональным состоянием младших школьников.
Тем самым цель работы достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическое изучение особенностей психолого-педагогического развития детей младшего школьного возраста

1.1. Творческое мышление в младшем школьном возрасте

С внедрением ФГОС проблема творческого начала и одаренности детей становится более актуальной. В первую очередь это связано с возникновением потребности общества в неординарной творческой личности. При этом существующей в настоящее время рост объема информации требует изменениях подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся.
Период младшего школьного возраста считается наиболее благоприятным для развития способностей к творчеству, так как в это время происходит закладывание психологической основы для творческой деятельности. Дети этого возраста способны к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые будут иметь оригинальность, вариативность, гибкость и подвижность [25].
Для младшего школьника характерна активная деятельностная позиция, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результату собственной деятельности, достаточно развитое воображение, настойчивость и стойкая мотивация.
Инициативность детей младшего школьного возраста связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности [5].
Структура творческой активности детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный и эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой активности в начальной школе выступают следующие предпосылки мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности:
• понимание важности подготовки к творческой деятельности;
• наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности;
• желание активно включаться в творческий процесс;
• способность к фантазированию и воображению;
• умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
• появление настойчивости, старательности, добросовестности;
• проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [13].
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [25].
Среди множества явлений мышления различаются следующие:
• Мыслительная деятельность, которая представляет собой систему мыслительных действий и операций, направляемых на решение конкретной задачи;
• Мыслительные операции, в частности – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
• Формы мышления, которые представляют собой понятие, суждение и умозаключение;
• Виды мышления, которые разделяются на практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.
Рассмотрим подробнее указанные явления процессы мышления.
Так, мыслительную деятельность принято разделять по признаку содержания на практическую, научную и художественную. А по признаку операционной структуры она разделяется на алгоритмическую, которая осуществляется по заранее известным правилам, и эвристическую, заключающуюся в творческом решении нестандартных задач [5].
По степени абстрагированности можно выделять эмпирическое и теоретическое мышление. При этом каждый мыслительный акт происходит, основываясь на взаимодействии анализа и синтеза, выступающих как две взаимосвязанные между собой стороны мыслительного процесса.
Любая мыслительная деятельность может осуществляться в виде переходящих друг в друга мыслительных операций, среди которых сравнение, обобщение, абстракция, классификация и конкретизация. Таким образом, мыслительные операции представляют собой мыслительные действия, которые охватывают действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания – понятием, суждением и умозаключением.
Рассмотрим подробнее виды мыслительных операций человека.
Сравнение представляет собой такую операцию, которая раскрывает тождество и различие явлений, а также их свойств, при этом позволяет производить классификацию явлений или их обобщение. Отмечается, что сравнение является элементарной первичной формой познания, так как изначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения, а после синтеза сравнения с обобщением, открываются более глубокие связи и отношения, которые связаны с существенными признаками явлений одного и того же класса. При этом, сравнение является основой стабильности сознания человека, на основе которого происходит такая мыслительная операция как обобщение [18].
Обобщение представляет центральную мыслительную операцию, которое может происходить на двух уровнях. Первым уровнем является соединение сходных предметов по их внешним признакам, а второй уровень представляет выделение существенных общих признаков в группе предметов или явлений.
Известно, что мышление человека движется от факта к обобщению, т.е. от явления к его сущности. Посредством обобщения человек может предвидеть будущее, ориентироваться в конкретном. Любое обобщение возникает при образовании представлений человека, однако в своей полной форме оно воплощается в понятии. Так, при овладении понятиями человек отходит от случайных свойств объектов, выделяя только их существенные свойства.
Отмечается, что элементарные обобщения происходят, основываясь на сравнения, а более высшая форма обобщения совершается на основе вычленения существенно-общего и раскрытия закономерных связей объекта, тем самым производя абстракцию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы