Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности взаимодействия учителя начальных классов с семьей обучающегося

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1.Воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста 5
1.2. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников 8
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12
2.1. Констатирующий этап исследования 12
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся 15
2.3.Результаты исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителей начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает взаимодействие родителя с учителем в статье 44 п. 3 и 4, говоря, что родители имеют право:
1) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
2) знакомиться с содержанием обучения, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценкой успеваемости своих детей. Необходимость взаимодействия между родителями и учителями отражена в ФГОС НОО.
Одним из важных условий реализации образовательной программы является:
• участие родителей (законных представителей) учащихся в разработке образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
• актуализация содержания образовательной программы, методов и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и др.
Вопрос взаимодействия учителя и родителя как основы развития гармоничной личности изучался В.Р.Кисловской, А.М. Прихожан Ю.Л. Ханин И.А. Мусиной; В.М. Астаповым. Противоречие заключается в важности взаимодействия учителя с родителями учащихся как субъектов образовательных отношений и недостаточного внимания к этому в деятельности образовательных учреждений.
Цели: Изучить особенности взаимодействия учителя начальных классов с семьей обучающегося.
Задачи:
1.Рассмотреть воспитательный потенциал семьи и школы;
2.Проанализировать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников;
3.Провести экспериментальную работу по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Предмет: взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающегося.
Объект: особенности процесса взаимодействия начальных классов с семьей обучающихся.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение;
-эмпирические методы (практические) – анализ документов, беседа, опрос.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) — установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями.
Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. Сегодня взаимодействие семьи и школы – это принцип, который становится обязательным требованием для осуществления образования – это основное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающий успешное обучение и воспитание детей. Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта и обозначенность в нормативных документах, практика показывает, что учителя испытывают значительные проблемы во взаимодействии с родителями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1.Воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста
Согласно общепринятому определению, воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности с использованием педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом (Б. Б. Айсмонтас). Воспитательные возможности семьи стали предметом изучения классиков русской педагогики (Л. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). Позже этот вопрос изучался А.М. Низовой, И.В. Гребенниковым, С.Е. Карклиной, Е.В. Бондаревской.
Семья — это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и в которой он постоянно находится. Образовательный процесс в семье внешне лишен организации и ясности, которыми обладают другие социальные институты со своими образовательными функциями, однако он осуществляется как часть повседневной и систематической жизни. Семья переплетает естественные биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как они определяют особенности развития психики и первичной социализации детей на самой ранней стадии их развития. [6]
Под образовательным потенциалом семьи понимаются различные условия и средства, определяющие педагогические возможности семьи:
1. материальные и бытовые условия,
2. размер и состав семьи,
3. развитие семейного коллектива и характер взаимоотношений между его членами.
Образовательный потенциал семьи зависит от ее идеологического, морального, эмоционального, психологического и трудового настроения, жизненного опыта, воспитания и профессиональных качеств родителей.
Е. В. Бондаревская называет в числе важных составляющих воспитательного потенциала семьи: личный пример родителей, их авторитет, основанный на активной гражданственности; семейный образ жизни, его образ жизни, традиции, семейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумная организация свободного времени и семейного отдыха. [8]
Несмотря на огромное влияние семьи на ребенка, следует отметить, что образовательные возможности семьи ограничены, поскольку они обычно не выходят за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной готовности, и условия жизни. Чтобы компенсировать эти недостатки, помогают другие учебные заведения, к которым относится школа. Обучение в школе предстает как целенаправленное формирование и развитие сознания и самосознания ребенка. [10]
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учрежде¬ние, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире [8].
В школе процесс воспитания неразрывно связан с обучением. Можно выделить как минимум четыре типа отношений между обучением и образованием:
1) воспитание неотделимо от обучения, в процессе которого оно проводится (через содержание, формы, методы, учебные пособия);
2) образование вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями и ценностями (семейные, общественные и религиозные организации);
3) обучение вне образовательного процесса и любых учреждений (в неформальных компаниях, клубах), сопровождаемое спонтанным обучением.
Есть и слабые места в школьном образовании. Прежде всего, это анонимность и низкие возможности для индивидуального подхода. Для учителей, в отличие от членов семьи, все дети находятся в одинаковом положении, примерно одинаковое внимание уделяется (или не уделяется) каждому из них. Этот недостаток исправлен продуманным сочетанием и взаимодополняемостью семейного и школьного образования. [2]
В.П. Сергеева отмечает, что образовательный процесс в начальной школе характеризуется рядом обстоятельств, обусловленных особенностями детей этой возрастной группы:
Во-первых, младший школьный возраст — это чрезвычайно ответственный и важный период в жизни ребенка. Из домашнего окружения он переносится в новую среду, где образовательная деятельность становится ведущей. Поэтому одной из важнейших задач учебной деятельности учителя начальной школы является создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе как условия для развития личности каждого ребенка. [5]
Во-вторых, в младших классах учитель сталкивается со сложными кризисами возрастного развития (кризис 7 лет и начало подросткового кризиса). Критические возрастные периоды отличаются тем, что в течение относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения личности ребенка. Основные черты таких периодов: нечеткость начала и конца кризиса; возникновение трудностей при воспитании детей.
Исходя из этого, перед преподавателем стоит задача постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Это позволяет прогнозировать следующий этап развития личности младшего школьника и корректировать содержание и формы учебной деятельности.
В-третьих, успех учителя начальных классов в выполнении его функций во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка с целью установления, исправления и поддержки первого социального статуса ребенка — статуса ученика.
В-четвертых, учитель начальной школы не только обеспечивает интеграцию преподавательских и воспитательных функций, выступая в качестве учителя, но и координирует деятельность других учителей. [9]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы