Курсовая с практикой на тему Особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРИЯ……………………………………………………………………… 7
1.1 Типология современных средств массовой информации………………….. 7
1.2 Сравнительная характеристика печатных и электронных СМИ (на примерах)………………………………………………………………………… 10
1.3 Понятие и специфика аудитории средств массовой информации……….. 13
ГЛАВА 2. СМИ И ИХ АУДИТОРИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ…….. 16
2.1 Особенности взаимоотношений аудитории и СМИ (на примерах): аудитория печатных изданий, телерадиоканалов, Интернет-СМИ…………… 16
2.2 СМИ и аудитория: проблемы взаимодействия……………………………. 21
2.3 Взаимодействие СМИ «Горящая изба» с аудиторией: проект…………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………… 31
Приложение 1. Материалы к проекту………………………………………….. 38
Введение:
Тема настоящей работы сформулирована как «Особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией». В ней исследуется, существует ли связь между языком публикаций в конкретных изданиях, можно ли его программировать в зависимости от аудитории, существует ли аудитория СМИ как данность изначально или, выбирая стиль общения, команда издания невольно «подстраивает» под себя часть публики.
Вопрос о способах и стилях письма и, соответственно, общения с аудиторией, читателями, пожалуй, актуален во все времена, когда существовали средства массовой информации. Можно говорить, что различные типы обращения к аудитории появились вместе с зарождением средств массовой информации и непрерывно эволюционирует на протяжении всей мировой истории существования публичных распространяемых информационных изданий. Специалисты по прессе разных веков могут указать, как в зависимости сначала от литературного канона, до XX века главенствующей сферы печатных текстов, изменялся язык изданий, как они перенимали способы говорить у литературы. В XX веке СМИ стали более востребованы в среднем, чем литературная продукция, и во многом начали уже влиять на нее. Также стоит отметить, что долгое время художественная литература с ее особенностями стиля и авторскими произведениями была частью периодической печати: стоит вспомнить хотя бы «толстые» литературные журналы в XIX веке в России (например, «Современник»), в которых либо размещались части литературных произведений, либо авторы, которые позже вошли в литературный «канон», писали для них рядовые материалы.
В настоящей работы будет рассмотрено, как различные СМИ общаются с аудиторией сегодня. Объект исследования — инструменты письма, применяемые современными русскоязычными СМИ для обращения к аудитории. Предмет исследования — языки, которые формируются при помощи этих инструментов, их особенности и зависимость от различных факторов. Цель работы — выявить, как сегодня русскоязычные СМИ коммуницируют со своей аудиторией, проанализировать, что возникает в первую очередь — запрос аудитории на определенный тип языка и стиль коммуникации или же предложение СМИ, которые придумывают способ «говорить» с публикой и таким образом формулируют для нее предпочитаемый способ коммуникации.
Актуальность исследования связана с многочисленными изменениями в стилистике русскоязычных СМИ и увеличения коммуникационных типов в постсоветское время. В последние тридцать лет возникли яркие явления, которым удалось создать уникальный, узнаваемый стиль общения, который стал нарицательным и в некотором смысле превратился в стандарт. В настоящее время, когда с момента начала этого движения прошло достаточно времени, часть изданий прекратили существовать или изменились, можно говорить о полноценном исследовании этого феномена.
Научная новизна работы состоит в рассмотрении стиля публикаций в качестве основного инструмента коммуникации с аудиторией и ее программирования. Автор предполагает, что редакционную политику, модель аудитории и язык статей можно рассматривать как сложный целостный объект, цель которого — с одной стороны, «сформулировать» лицо издания, с другой стороны, «сформулировать» свою аудиторию.
Можно говорить об относительно невысокой степени разработанности избранного ракурса темы. В настоящее время история журналистики рассматривает либо язык публикаций как самостоятельное средство, либо отдельные СМИ как феномены. Например, газете «Коммерсантъ» посвящены многочисленные статьи и интервью , ее модель работы изучают на факультетах журналистики, а про журнал «Афиша», когда выходила его бумажная версия, писали, как об отражателе современности . В данной работе мы цитируем статьи, посвященные в целом вопросу коммуникации СМИ и аудитории, это научные статьи. В то же время полноценные научные работы, посвященные именно взаимодействую СМИ с аудиторией и его особенностям, отсутствуют или малочисленны. Таким образом, можно говорить, что представленность темы язык СМИ как способ описать аудиторию конкретного издания относительно невысока и требует более подробной разработки.
Задачи работы:
● Выявить, какие есть типы коммуникации СМИ и аудитории;
● Установить, есть ли связь между формой СМИ (традиционное, бумажное или интернет-ресурс) и его типом коммуникации с аудиторией;
● Выявить, что первично, — идея редакции о своей аудитории и разработка оригинального подхода или существующие требования и запросы читателей.
Положения, выносимые на защиту:
● Постсоветские СМИ стремятся найти собственную «нишу» и в связи с этим активно трансформируют способы представления себя в публичном пространстве;
● Выбранный СМИ язык способен помочь части населения сформировать свою уникальную идентичность при помощи ежедневно потребляемого контента и его языка и стилистики;
● Развитие сети Интернет как средства массовой коммуникации способствовало умножению типов СМИ и их способов презентовать себя аудитории.
Методы исследования
В работе использован исторический метод, то есть исследуются материалы, связанные с историей СМИ, и на их основании делаются выводы об изменениях в языке коммуникации СМИ с аудиторией. Из общенаучных методов исследования автор применял анализ, то есть рассматривал отдельные части коммуникационных процессов СМИ и аудитории, интерпретацию явлений, то есть давал свою оценку отдельным элементам языка СМИ и их влиянию на аудиторию.
Эмпирическая база исследования состоит из непосредственно текстов и продуктов русскоязычных СМИ различных типов, а также критических комментариев к ним (в случае наличия).
Практическая ценность исследования состоит том, что представители редакций СМИ могут использовать собранные сведения как для корректировки текущей работы, так и для выработки стратегии на основании существующего опыта других изданий.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка источников. Глава 1 раскрывает такие темы, как типология современных СМИ и понятие и специфика аудиторий различных изданий. Глава 2 раскрывает особенности взаимодействия СМИ и аудитории на различных примерах и исследование конкретного СМИ и его способа коммуницировать с аудиторией.
Заключение:
Тема данной работы — «Особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией». В рамках ее изучения в главе 1 мы рассмотрели, какие сегодня есть основные виды русскоязычных СМИ, чем они отличаются друг от друга, изучили разницу между двумя основными группами СМИ по способу выпуска и существования материалов — печатных и электронных. Выявлено, что печатные СМИ можно считать более долговечны в силу метода распространения и в них чаще издаются аналитические материалы. Электронные СМИ более мобильны, их легче издавать и они больше подходят для быстрого распространения информации, например, новостей. Также электронные СМИ в силу разнообразия форматов и наличия большой доли изданий с аудио- и видео-компонентами более инклюзивны: их можно потреблять с низким уровнем грамотности и имея нарушения здоровья, не позволяющие читать. Также мы ввели понятие аудитория и привели основные его определения.
В главе 2 были рассмотрены практические аспекты коммуникации СМИ и аудитории. Мы выявили, в чем состоят особенности коммуникации с аудиторией в теле- и радиовещании, в печатных СМИ и в цифровых изданиях. Первые более традиционны, но в силу формата могут включать прямую речь аудитории и так с ней взаимодействовать. Вторые могут имитировать диалог, выбирать различный метод подачи материалов, но из-за формы выпуска не могу оперативно контролировать, как аудитория реагирует на их сообщения. Третьи находятся с аудиторией в одной среде, часто общаются с ней напрямую и выступают скорее не как издания, которые сообщают информацию, а как аккумуляторы знания. В работе рассмотрены проблемы взаимодействия СМИ и аудитории. Доказано, что одной из основных проблем является взгляд на степень влияния СМИ на общество: чем оно выше, тем выше ответственность журналистских коллективов за публикуемую информацию. В проекте рассмотрено СМИ «Горящая изба», которое при помощи тематического подбора статей, структуры издания и выбранного языка отчасти формирует свою аудиторию, разделяя с ней ценности редакции или же прививая их.
На защиту выносились следующие положения:
● Постсоветские СМИ стремились и стремятся найти собственную «нишу» и в связи с этим активно трансформируют способы представления себя в публичном пространстве;
● Выбранный СМИ язык способен помочь части населения сформировать свою уникальную идентичность при помощи ежедневно потребляемого контента и его языка и стилистики;
● Появление и развитие сети Интернет как средства массовой коммуникации способствовало умножению типов СМИ и их способов презентовать себя аудитории.
В работе доказано, что СМИ с 1991 года значительно трансформировали язык и иногда таким образом формировали новые группы читателей. На примере проекта, где рассмотрено электронное нестандартное СМИ для женщин, выявлено, что даже внутри определенного формата можно соответствовать всем трем заявленным пунктам. Выбранное издание отражает формат, который пришел в Россию в постсоветские годы, женский журнал, отражает его эволюцию как феминистское женское медиа, то есть выбирает работу с аудиторией, которая только появляется в нашей стране и не существовала до распада СССР. Язык, который использует выбранное медиа, например, с применением феминитивов, помогает аудитории сформулировать запрос или свое отношение к подобному явлению, и частично меняет публицистическую норму. Возникновение небольшого нишевого СМИ, пишущего для небольшого сегмента населения, было бы невозможно и нерентабельно вне сети Интернет. Таким образом, проект по анализу СМИ отвечает на все пункты, вынесенные на защиту.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И АУДИТОРИЯ
В главе 1 приводится типология современных средств массовой информации, рассматриваются наиболее крупные виды и их ключевые характеристики, проводится сравнение двух основных групп средств массовой информации на основании такого параметра, как место размещения информации. Также вводится основное для работы понятие аудитории средств массовой информации и рассматриваются параметры, на основании которых можно говорить о специфике различных аудиторий.
1.1 Типология современных средств массовой информации
В настоящей работе мы преимущественно обращаемся к русскоязычным средствами массовой информации, возникшим или функционирующим в новое, то есть постсоветское время.
Генеральные изменения в типологии российских СМИ детерминированы двумя факторами: изменениями в социальной структуре общества, которые СМИ отражают, и возникновениями технологических новшеств и вызовов, которые значительно влияют даже на СМИ, которые продолжают выходить в «традиционных» форматах, например, в виде печатных изданий или передач на ТВ. Подобные процессы свойственны прессе во всем мире; однако в нашей стране перемены могут быть более заметными и более быстрыми в силу того, что в советское время местные СМИ не могли с достаточной скоростью воспринимать происходящие метаморфозы, и в постсоветское время началось, с одной стороны, «догоняющее движение», с другой, развитие согласно вызовам сегодняшнего дня. Также важно помнить о том, как быстро менялось в последние тридцать лет российское общество, как много новых явлений и классов в нем возникло, — и что СМИ удовлетворяли их потребности или даже в чем-то предвосхищали.
Вопросы типологии и классификации СМИ в настоящее время актуализировались как в связи с описанными выше переменами, так и в связи с интересом исследователей. Например, активное внедрение в научную среду инструментов маркетинга, необходимость изучать аудиторию для того, чтобы более эффективно продавать ей услуги, в том числе как сами тексты в СМИ, так и размещаемую в них платную рекламу, породило интерес к упорядочению сведений и выявлению различных типологий. В таком случае конкретные единицы, в нашей работе это издания или СМИ, соединяются в большие группы на основании типических признаков и функций. Основаниями для классификации могут быть такие признаки, как характер аудитории, цель выпуска материалов, время выхода материалов (актуально для печатных СМИ и ТВ), периодичность выхода (также актуально для печатных СМИ и ТВ) . Также отдельно можно выделить две генеральные категории: это СМИ, формат которых существует давно, то есть печатные газеты, журналы, различные их модификации, классическое эфирное и кабельное телевидение, и относительно новые цифровые формы, то есть СМИ в сети Интернет, начиная от сайтов «классических» изданий до форм существования, свойственных только сети Интернет, например, социальные сети, паблики, подкасты. Эти группы мы рассмотрим отдельно в пункте 1.2 настоящей работы.
По различным признакам СМИ можно делить на такие подгруппы:
Характер аудитории:
общероссийские или федеральные — издания, которые выходят чаще всего в традиционных форматах (печатные издания), и доступны на всей территории РФ, а также освещают повестку по всей стране. Примеры: Российская газета, газета «Комсомольская правда», Первый канал, телеканал «Россия 1 — Культура»;
межрегиональные — охватывают несколько регионов, где-то могут быть недоступны, интересны не всем группам населения. Примеры: телеканалы СТС, ТНТ;
международные издания — выпускаются для схожих групп населения в разных странах. Примеры: телеканал MTV, Euronews, журнал Harper’s Bazaar;
издания этнических народностей, часто связанные с конкретным регионом или диаспорой ;
территориальные СМИ, то есть краевые, городские областные, районные издания, освещающие жизнь конкретной территориальной общности ;
профессиональные издания;
издания, созданные для конкретной социальной группы;
издания для конкретной возрастной группы, например, детские журналы;
издания, которые делятся по гендерному признаку. Пример: журналы «Лиза» и Men’s Health;
издания для небольших групп, например, для семей или клубов по интересам;
издания для представителей конкретных религиозных конфессий. Пример: журнал «Фома» для православных христиан.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности взаимодействия современных сми с аудиторией 5
1.1. СМИ как социально-политический институт 5
1.2. Интернет-журналистика как элемент взаимодействия с аудиторией 13
ГЛАВА 2. Основные элементы и их особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией 16
2.1. Роль и основные элементы взаимодействия с аудиторией 16
2.2. Газетный политический дискурс как элемент интерпретации взаимодействия с аудиторией 19
2.3. Основные аспекты взаимодействия с аудиторией на современном телевидении 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
СМИ, так или иначе, способствуют выполнению функций идеологического и политического влияния, а они необходимые для поддержания общности, информирования населения, а также образования и развлечений.
Телевидение, радио, пресса, Internet могут задавать тон в этом процессе и достаточно мощно влиять на массовое сознание.
Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся совместно с глобальным проектом информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств.
В частности, в медиапространстве постепенно утвердилась и расширяется зона Интернет-журналистики, которая обладает свойствами гипертекстовости и интерактивности. Наблюдается также усиление влияния Интернет-журналистики на печать, телевидение и радио.
Данные процессы происходят на фоне формирования новой информационной парадигмы, которая характеризуется усилением коммуникативного аспекта журналистской деятельности. Это приводит к расширению медийного пространства за счет процессов, которые используются нежурналистскими носителями информации и технологий.
Следствием этих процессов являются:
1) структурные изменения в системе отечественных СМИ и в системе массовых коммуникаций (СМК) в целом;
2) изменения параметров профессионализации журналистов;
3) перераспределение роли и значения региональных и центральных изданий;
4) появление новых стандартов стилистики публикаций.
Императив интерактивности продиктован не только тем, что современные информационно-коммуникативные технологии (Интернет в частности) ориентированы на диалоговость и гипертекстовость, но и тем, что поле журналистики все в большей степени становится областью согласований, как в отношении собственных бизнес-процессов, так и в отношении смыслового взаимодействия СМИ со своими аудиториями.
Иными словами, в журналистских проектах усиливается значение использования обратной связи, осуществляемой, в том числе и в единомоментном (симультанном) режиме .
Современные реалии мира таковы, что с помощью открытого доступа в Интернет (по данным проекта Internet.org) 37.9% населения Земли имеет возможность высказывать свое мнение во всемирной паутине.
Цель исследования: основные элементы взаимодействия современных СМИ с аудиторией.
Объект исследования – теоретические особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией.
Предмет исследования – основные элементы и их особенности взаимодействия современных СМИ с аудиторией.
Задачи исследования:
— изучить и описать СМИ как социально-политический институт ;
— рассмотреть основные элементы Интернет-журналистики как элемента взаимодействия с аудиторией;
— проанализировать роль и основные элементы взаимодействия с аудиторией ;
— проанализировать газетный политический дискурс как элемент интерпретации взаимодействия с аудиторией;
— охарактеризовать основные аспекты взаимодействия с аудиторией на современном телевидении.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Коммуникация – это системный процесс взаимодействия, в котором возможно проследить различные способы создания, передачи и декодирования информации (сообщения) с целью влияния на действия, поведение, состояние объекта.
Конечно, это касается и телевидения как составляющей системы массовой коммуникации. Особенность ТВ заключается в том, что в телевизионной коммуникации используются сообщения, которые выглядят, как аудиовизуальные тексты и построены на знаковом языке.
Новые возможности для зрителя, слушателя, читателя появились не случайно, развитие монологической модели коммуникации и притяжения к диалогу, технические условия для внедрения технологий взаимодействия и естественная коммуникация, присуща межличностному общению, постепенно меняли восприятие телевизионного сообщения.
Взаимодействие со зрителем становится особой приметой телевидения. В случае отсутствия непосредственной связи, что преодолевается благодаря технике, создается ситуация определенной коммуникационной свободы с множеством коммуникационных возможностей.
Информационное взаимодействие является коммуникацией двухвекторной:
— с одной стороны, выполняется передача информации аудитории;
— с другой – осуществляется обратная связь, в которой аудитория влияет на канал коммуникации, дает оценку качества информации, поддерживает, продолжает ее или наоборот, своим равнодушием практически уничтожает.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СМИ С АУДИТОРИЕЙ
1.1. СМИ как социально-политический институт
Средства массовой информации имеют дело с информацией, и именно контроль над информацией позволяет управлять массовым сознанием, создавать в ней модель выгодной субъекту влияния действительности и решать, какие проблемы сегодня наиболее актуальны.
Искусственно продуцируется такое явление, как медиа-сознание (то есть сознание, основанная на ложных ценностях, манипулятивных интерпретациях, двойной морали), когда реальность, предлагаемая средствами массовой информации, отличается от действительной. Общественное мнение через медиа – очень часто значительно искажается .
С помощью средств массовой информации информацию можно:
— исказить с помощью неполной, односторонней подачи, так называемый фрагментарный способ распространения информации;
— огромное количество информации измельчают на меньшие массивы и, когда информация подается единственным необработанным потоком, не позволяют рядовому индивиду сформировать целостную картину событий;
— отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии – интерпретировать в выгодном свете;
— просто скрыть, вместе с тем, акцентируя внимание на отдельных сторонах события, замалчивая другие, создает возможность манипулировать аудиторией;
— создать «информационный шум», то есть снижение восприятия фактов за счет подачи такого количества новостей, при которой становится невозможным их сортировка;
— оперативно подать даже непроверенную информацию, является определенным манипулятивным, приемом и в соответствии с «законом на опережение»;
— распространять определенный взгляд на информацию как ее единственно верный вариант .
Отметим, что СМИ, так или иначе, способствуют выполнению функций идеологического и политического влияния, а они необходимые для поддержания общности, информирования населения, а также образования и развлечений.
Трудности оговариваются разнообразием жизни в стране, сложностью внутригосударственных и межгосударственных отношений.
Телевидение, радио, пресса, Internet могут задавать тон в этом процессе и достаточно мощно влиять на массовое сознание .