Курсовая с практикой на тему Особенности взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением: диагностический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Раздел 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 8
§ 1.1. Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста. 8
§ 1.2. Особенности
отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста 15
§ 1.3. Потенциал педагогических
средств взаимодействия родителей и детей с отклоняющимся поведением. 25
Выводы по
разделу 1. 31
Раздел 2.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 32
2.1. Организация и методики
исследования. 32
2.2. Анализ и
интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.. 37
2.3.
Методические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми
старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. 41
Выводы по
разделу 2. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 45
Введение:
Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности
теоретических оснований исследования особенностей взаимодействия родителей и
детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в поведении, на что и будет
направлено данное исследование. Проблема отклоняющегося поведения дошкольников
на сегодняшний день стоит достаточно остро. Чтобы понять трудного ребенка,
принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть
преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние признаки
трудных дошкольников, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости. Прежде, чем
осуждать родителей за неправильное воспитание, необходимо проанализировать,
способны ли родители устранить причины его породившие.
К проблематике детского неблагополучия и отклоняющимся формам
поведения в дошкольном возрасте обращались многие зарубежные и отечественные ученые:
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин. Ближе к
настоящему времени данный вопрос исследовался в трудах О.Г. Шабардиной, которая
выявила на основе анализа социальных факторов предпосылки, отрицательно
влияющие на отклоняющееся поведение детей старшего дошкольного возраста.
В пункте 2.6. федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования в качестве целевых приоритетов в рамках образовательной области социально-коммуникативное
развитие заявлено формирование у детей дошкольного возраста норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности
в быту, социуме, природе [2, с.7].
Возникновение отклонений в поведении может быть следствием многих
причин. Самой распространенной из них является нарушение либо деформация
процесса социализации личности.
Нарушенная социальная микросреда, нравственная незрелость личности, индивидуальные
психологические и биологические особенности укрепляют противоречивость ребенка по
отношению к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в становлении
его личности. Такие отклонения называются личностными недостатками и внешне выражаются
в нарушение поведения. Изначально они не имеют выраженного характера и не
тревожат родителей. Когда же отрицательные проявления в поведении ребенка
становятся заметными для родителей, то они не придают им значения, считая, что
ребенок еще мал и ничего не понимает. При таком отношении к воспитанию
создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка,
повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые
привычки, которые проявляются в виде различных отклонений в поведении.
Переменам в ребенке родители начинают придавать значение, когда он уже
стал «глух» к педагогическим воздействиям, как в семейной среде, так и за ее
пределами, то есть стал трудновоспитуемым.
Чем раньше у ребенка будет обнаружено отрицательное поведение, чем
своевременнее будут преодолены у него отрицательные привычки, тем вероятнее
конструктивное исправление недостатков в поведении.
Проведенный анализ исследований и образовательной практики позволил
выявить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в
личности обучающегося, способной действовать конструктивно в аспекте
общепринятых социально-нравственных установок и недостаточной сформированностью
данной способности у обучающихся с отклоняющимся поведением. Выделенное
противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в
выявлении особенностей взаимодействия родителей и детей с отклоняющимся
поведением.
Объект исследования − отклоняющееся поведение детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования − особенности взаимодействия родителей и детей
старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Цель исследования: выявление сущностных особенностей взаимодействия
родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в
качестве особенностей взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного
возраста с отклоняющимся поведением определены: ведущими типами взаимоотношений
являются авторитарные и попустительские отношения.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Определить
психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть
особенности отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста.
3.
Раскрыть потенциал педагогических средств,
способствующих конструктивному взаимодействию родителей
и детей старшего дошкольного возраста
с отклоняющимся
поведением. 4. Выявить
особенности взаимодействия родителей и детей старшего дошкольного возраста с
отклоняющимся поведением.
5. Разработать
методические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми
старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили:
−
теории гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и
др.);
−
теории развития личности ребенка-дошкольника (И.Е. Емельянова, С.А. Козлова,
Л.В. Коломийченко, Л.И. Пономарева, Л.И. Савва,
Л.В. Трубайчук и др.);
−
теории педагогической поддержки (А.Т. Анохина, О.С. Газман,
И.Б. Котова, H.H. Михайлова, Л.А. Петровская, Т.А. Строкова, С.М. Юсфин и др.);
− теории отклоняющегося поведения (X.
Беккер, У. Гоув, В.И. Долгова, H.A. Дробышевская, Э. Дюркгейм, Л. Коэн, Э.
Лемерт, Р.В. Овчарова,
В.А. Титов, Г. Тард и др.).
Методы исследования:
Теоретические
− анализ научных психолого-педагогических источников, анализ
официальных документов, сравнение и обобщение.
Эмпирические
− опрос;
− констатирующий эксперимент;
− количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
− опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М.
Марковская) [];
− «Опросник родительского
отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина) [].
Практическая значимость
исследования состоит в следующем: полученные результаты могут быть использованы
для разработки спецкурсов и семинаров, включенных в образовательный процесс
факультетов дошкольного образования педагогических университетов и колледжей,
при подготовке научно-методических пособий для воспитателей, на курсах
повышения квалификации руководящих и педагогических работников; в сопровождении
взаимодействия родителей и детей с отклоняющимся поведением.
Базой исследования
выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № XX г. Красноярска. Выборку составили
родители в количестве 17 человек (? Матерей и ? отцов) и 17 детей старшего дошкольного
возраста с отклоняющимся поведением.
Структура курсовой работы состоит из Введения, двух разделов, Заключения
и списка использованных источников.
Заключение:
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования было установлено, что стиль семейного воспитания – это прием
взаимодействия родителей и детей, который характеризуется применением
определенных средств и способов воспитательного действия, выражается в
специальной манере вербального и невербального общения. Присутствует ряд
всевозможных классификаций стилей семейного воспитания. Популярным в
психолого-педагогической литературе считается разделение стилей семейного
воспитания на демократический (авторитетный), авторитарный, либеральный
(снисходительный) и индифферентный (равнодушный). Под преодолением процесса девиации рассматривается процесс сложного
взаимодействия двух взаимоадаптирующихся систем – личности и социальной среды,
являющихся субъектом и объектом общественных отношений и обусловленный
возникновением позитивных либо негативных результатов. Это непрерывный коммуникативный
процесс выработки качественно новых способов взаимодействия с социальной
действительностью.
Проблемой изучения девиации детей занимались различные ученые: В.Н.
Белкина, Н.Д. Вавилова, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое
исследование. Констатирующий этап был направлен на выявление взаимосвязи между
стилем семейного воспитания и девиантным поведением детей. Проведенное
исследование позволило сделать следующие выводы:
– у испытуемых детей выявлены проблемы с взаимодействием с родителями,
– при диагностическом обследовании было выявлено, что среди родителей
преобладает «Симбиоз» в стиле воспитания;
– стиль семейного воспитания влияет на девиантность детей.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Психологические особенности детей
старшего дошкольного возраста Задачей настоящего параграфа является выделение психологических
особенностей детей, характерных для старшего дошкольного возраста в контексте
предмета исследования.
Старшим дошкольным возрастом принято считать период от 5 до 7 лет. Он
является очень важным этапом в становлении личности. В этом возрасте очень
бурно развиваются психические процессы. Именно в таком возрасте происходят
большие изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психических и
физиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новых
образований.
Закономерности психического развития дошкольников изучали многие
отечественные и иностранные ученые, труды которых являются методологической
основой данной работы. Среди выдающихся исследователей можно выделить Л.С.
Выготского.
Отечественный психолог Л.С. Выготский, отмечает, что «старший
дошкольный возраст характеризуется очень бурным развитием и перестройкой в
работе, как физиологических систем организма ребенка, так и в психическом
развитии: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения» [10, c.78].
По мнению А.Н. Леонтьева дошкольный возраст является периодом
начального склада личности. Он обращает внимание на то, что в это время
происходит становление основных личностных механизмов и образований,
развиваются тесно связанные, друг с другом, эмоции и мотивы сферы, формируется
самосознание.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в «старшем дошкольном возрасте
закладываются основы будущей личности: формируется стойкая структура мотивов;
зарождаются новые социальные потребности; возникает новый тип мотивации −
основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему
социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе» [36, c. 91].
Время дошкольного детства, является завершающим этапом в общем
развитии ребенка. На данном возрастном этапе закладываются основы для
дальнейшего познавательного, эмоционально-волевого развития детей, происходит
активное формирование функции сознания, развитие сенсорных и умственных
способностей. К концу этого периода ребенок начинает ставить себя на место
другого человека, смотреть на ситуацию с другой стороны и понимать сущность их
действий, а также самостоятельно выстраивать цепочку действий и конечный
результат.
Интересам детей старшего дошкольного возраста присуще сильно
выраженное эмоциональное отношение к тому, что особенно ярко и эффективно
раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим событиям общественной
жизни, фактам, истории, к описанию природных явлений, наблюдения рождают
интерес к языковым формам. Одновременно с этим практические действия в еще
большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждающие
всматриваться в причины явлений окружающего мира.
По мнению большинства авторов, которые подходили к изучению
психологических особенностей детей 5-7 лет наблюдается:
· стремление
к расширению своего кругозора;
· желание
выявить и понять существующие в нашем мире связи и отношения;
· потребность
утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Уровень умственных умений детей старшего дошкольного возраста (анализ,
сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогает им
более осознанно и глубоко воспринять, постигнуть и разобраться в имеющихся и
поступающих сведениях о нашем мире.