Курсовая с практикой на тему Особенности взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей межличностного взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 6
1.1 Психология общения детей младшего школьного возраста: критерии, виды, уровни, функции 6
1.2 Особенности гендерного межличностного взаимодействия младших школьников 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 18
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей межличностного взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 25
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность темы исследования. Важным компонентом любых межличностных отношений является общение. Оно характеризируется многоплановостью процесса развития контактов между людьми и порождается потребностями людей в совместной деятельности. Этой точки зрения придерживался ученый Петровский А.В.
Еще два известных психолога Бессонова Л.О, Доценко О.Л. отмечали, что в нашем повседневном сознании слово «общение» имеет не одно значение. В первую очередь это объединение, создание целостности, единства. Вторым назначением общения является передача сообщений, обмен информацией. Но самым важным в общении есть:
— взаимопроникновение;
— движение на встречу друг другу;
— глубокое понимание между людьми.
Коломенский Я.И. выделял два виды общения по количеству участников:
— межличностное общение первого круга (1-4 человек);
— межличностное общение второго круга (6-8 людей).
Функции межличностного общения разнообразны, в основном отражают возможность влияния на эмоциональное состояние, деятельность участников общения, а также указывают на обмен информацией и установления контактов в процессе общения и обучения в школе.
Как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте изменения в собственном организме, перестройка взаимоотношений с родителями и сверстниками, расширение круга интересов и общения стимулируют, как мальчиков, так и девочек бурный рост:
— самосознания;
— интереса к собственному «Я».
Это пробуждает потребность в эмоциональной поддержке и доверительном общении. Особенности этого общения в зависимости от пола разные, что определяет актуальность и тему исследования: «Особенности взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения».
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения.
Объект – младшие школьники школы Частное общеобразовательное учреждение «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа» города Нижний Новгород.
Предмет исследования – особенности общения в младшем школьном возрасте.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть особенности гендерного межличностного взаимодействия младших школьников;
3. Провести сравнительный анализ особенностей общения мальчиков и девочек младшего школьного возраста с помощью:
— теста тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;
— методики одномоментных срезов для определения особенностей половой дифференциации;
— теста – игра «Секрет»;
— теста «Идентификация».
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования. На разных уровнях детского развития половое восприятие в процессе общения в пределах школы имеет различное содержание, поэтому важно понимать гендерные особенности общения у младших школьников.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические:
а) анализ;
б) синтез;
в) систематизация литературы;
2) эмпирические:
— беседы;
— тестирование;
— эксперимент.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 37 страниц.
Заключение:
На основе проведенного исследования нужно сделать соответствующие выводы:
1. Исследованная половая консолидация у детей, то есть предпочтения сверстников своего пола в общении, на разных возрастных этапах дает возможность нам говорить о том, что в группе младших школьников находятся и истоки половой социализации, и начало формирования некоторых психических различий мальчиков и девочек. Поэтому специфика малой группы – это источник многих социально-психологических явлений,
Все это свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален в свете реформ школы. Он требует разработки и реализации на практике. Преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, чтобы не нарушить процесс половой социализации можно с помощью сюжетно-ролевых игр, где учтено интересы детей обоего пола.
2. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выступает в роли важнейшей социальной потребности, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Обобщая полученные результаты практического исследования, можно говорить о том, что с возрастом половые предпочтения младших дошкольников изменяют свою динамику. Если во 1-2 классе детям еще детям практически без разницы с кем коммуницировать, то, уже, начиная с 3 класса, появляются половые предпочтения и это обязательно должен учитывать учитель при организации работы:
— в парах;
— в группах.
Не соблюдение таких особенностей может приводить до разного типа расстройства и самым тяжело исправляемым может быть замыкание в себе в разных проявлениях. Такое соблюдение – это важный принцип в условиях гендерного обучения.
Еще стоит отметить и то, что начиная с 1-го к концу 3-го класса дети кроме общих качеств при общении со сверстниками начинают выделять уже конкретно половые.
Мальчики 3 класса важными выделяют дополнительно качества девочек, а это:
— красоту;
— нежность;
— ласковость.
Для девочек 3-го класса в мальчиках важна:
— сила;
— способность заступиться.
В процессе идентификации младших школьников важным оказался тоже возраст. Поскольку с каждым годом дети начинают осознавать свои биологические, а потом и социальные половые различия. Изначально они начинают формироваться на основе семьи, дальше – в социуме (школе и т.д.).
Таким образом, можно утверждать на основе полученных результатов, что достигнута гипотеза, цели и задачи, поставленные в данной работе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей межличностного взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения
1.1 Психология общения детей младшего школьного возраста: критерии, виды, уровни, функции
Для исследования любого психического явления или процесса необходимо, прежде всего, очертить определение объекта исследования. Поскольку мы исследуем межличностное общение, то стоит дать определение понятия общения вообще.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности. Так считал ученый Петровский А.В. [2].
Бессонова Л.О, Доценко О.Л. отмечают, что в повседневном сознании слово «общение» имеет три значения [1]:
1) объединение, создание целостности, единства («компания, друзья»);
2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, вести беседу»);
3) взаимопроникновение, движение на встречу друг другу, глубокое понимание между людьми [3].
Поскольку мы ставим цель исследовать особенности межличностного общения младших школьников в условиях гендерного обучения, то необходимо перечислить критерии, которые позволяют выяснить различие межличностного общения от межгруппового общения и массового общения.
Межличностное общение – взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств вербального и невербального воздействия, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками общения [5].
Взаимодействие между людьми может называться межличностным при условии удовлетворения таких критериев [4]:
— в общении участвует небольшое число людей (чаще всего – группа из 2-3 человек);
— это непосредственное взаимодействие: участники находятся в пространственной близости;
— личностно-ориентированный характер общения, каждый участник общения учитывает эмоциональное состояние, личностные характеристики, уникальность личности партнера [6].
Леонтьев О.М. классифицировал межличностное общение ввиду мотивов и целей его участников:
— модальное межличностное общение. Цель процесса общения: психологический контакт, отношения участников. Мотивы общения находятся в пределах самого общения;
— диктальное общение. Цель: передача информации, желание повлиять на действия или взгляды партнера, желание оказать эмоциональную поддержку и тому подобное. Мотивы общения выходят за пределы самого процесса общения [9].
Коломенский Я.И. предложил выделять такие виды общения:
— межличностное общение первого круга – общения с близкими людьми, включает 1-4 человек;
— межличностное общение второго круга – общения в пределах 6-8 людей, которое характеризуется меньшей интимностью отношений [8].
Были проведены исследования [7]. Они позволили сравнить насколько круг людей, в которых чувствуется симпатия, совпадает с кругом людей, с которыми приходится общаться. Оказалось, что у взрослых совпадения обоих кругов составляет 40 %, а у детей – лишь 19 – 24 % [7]. То есть, в процессе взросления человек приобретает способность сознательно выбирать круг общения, средства и овладевает механизмы его расширение, сужение, качественных изменений.