Курсовая с практикой на тему Особенности выбора копинг-стратегий работающими и неработающими студентами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Выбор копинг-стратегии как проявление интраиндивидной подсистемы личности 6
1.1. Становление субъектности как основное направление развития личности по А.В. Петровскому 6
1.2 Копинг-стратегия (по Ричарду Лазарус) как проявление интраиндивидной подсистемы 9
Глава 2. Исследовательская часть 14
2. 1. План исследования и характеристики экспериментальной 14
2.2. Описание хода и результатов эмпирического исследования 16
2.3. Статистический и содержательный Анализ полученных эмпирических данных 26
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 40
Введение:
В настоящее время в психологии проблема изучения копинг-стратегий является одной из самых актуальных и обсуждаемых. С момента рождения человек сталкивается не только с глобальными природными и социальными катастрофами, но и постоянно переживает индивидуальные жизненные события, которые требуют от него адаптивных и гибких спосо-бов совладания. Проблема совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX века.
Впервые термин «копинг-поведение» появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэфи применил его, изучая каким образом де-ти преодолевают кризисы развития. А в 1966 году Р. Лазарус в своей кни-ге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к ко-пингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с дру-гими порождающими тревогу событиями [2]. Понятие «coping» происхо-дит от англ. «cope» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewaltigung» (преодоле-ние) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок).
В российской психологии его переводят как адаптивное, совладаю-щее поведение, или психологическое преодоление [2]. Совладение (анг. сoping) — психические процессы и поведение, направленные на преодоле-ние и переживание стрессовых ситуаций, особенно психосоциального ха-рактера. По мнению И. М. Никольской и Р. М. Грановской, под копинг-стратегиями подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справится со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ним справиться. Сирота А. Н. отмечает, что копинг-поведение — это форма поведения, отражаю-щая готовность человека решать жизненные проблемы, умение использо-вать определенные средства для преодоления психоэмоционального стрес-са. Таким образом, совладение представляет собой индивидуальный спо-соб взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [5]. Современные исследования указывают на то, что психологическая за-щита нужна личности, чтобы сохранить удобную для себя картину мира и образ самого себя.
Объект исследования- копинг-стратегии как проявление интраинди-видной подсистемы
Предмет исследования- выбор копинг-стратегии студентом в зависи-мости от социальной ситуации
Цель исследования — выявить особенности выбора копинг-стратегий работающими и не работающими студентами
Гипотеза: Работающие студенты будут выбирать более конструктив-ные копинг-стратегии в отличие от неработающих. У работающих студен-тов — поиск решения за счёт взаимных уступок; выработка промежуточно-го решения, устраивающего обе стороны, неработающие студенты склон-ны к стратегии поиска социальной поддержки.
Методология исследования
1. Теория развития личности Петровский(кратко выделить что имен-но)
2. Копинг – кто в основе Вашего исследования
3. Какой вид эксперимента? Констатирующий? Поисковый?
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы (теория персонализация А.В. Петровского, копинг-стратегии Р. Лазаруса, проблема периодизации раз-вития личности в психологии В.Ф. Моргун и Н.Ю. Ткачев)
2) Тестирование на выбор копинг-стратегии
Задачи:
1) Дать характеристику молодежи как возрастной группы.
2) Рассмотреть в контексте молодежи теорию персонализации А. В. Петровского.
3) Раскрыть понятие копинг-стратегии в контексте интраиндивидной подсистемы.
4) Описать какие факторы влияют на выбор копинг-стратегии.
5) Провести тестирование на выбор копинг-стратегии для двух групп студентов.
Заключение:
Молодежь-это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости. В этот период у человека высокий уровень стресса, так как он только начинает «входить» во взрослую жизнь, брать на себя ответственность.
Поведенческая сфера копинга представлена следующими стереоти-пами: отвлечение, альтруизм, компенсация, конструктивная активность, направленная на удовлетворение потребности, уединение, активное со-трудничество в изменении ситуации, поиск поддержки.
По результатам исследования мы получили следующие выводы:
1) выявлена значимая взаимосвязь между поленезависимым стилем мышления и позитивного переформулирования и личностного роста у ра-ботающих респондентов. Особенностями их стратегии поведения являют-ся: поиск решения за счёт взаимных уступок; выработка промежуточного решения, устраивающего обе стороны;
2) выявлена значимая взаимосвязь у неработающих студентов между полезависимым стилем мышления и повышенный уровень поиска социаль-ной поддержки инструментального характера — стремления получить со-вет, помощь или информацию склонны к стратегии поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и под-держкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим. Вы-явленные особенности заключаются в их активной борьбе за свои интере-сы, с применением всех доступных средств для достижения поставленных целей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Выбор копинг-стратегии как проявление интраинди-видной подсистемы личности
1.1. Становление субъектности как основное направление разви-тия личности по А.В. Петровскому
Для начала нам нужно дать определение и характеристику выбран-ной нами социальной группы — молодежь.
Молодежь-это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адап-тации к исполнению социальных ролей взрослых, возрастные границы от 15 до 30 лет [9].
Характеристика молодежи: Высокий уровень мобильности, так как проходится постоянно осваивать новые социальные роли (студент, работ-ник и т.д.). Желание объединиться в неформальные социальные группы, такие группы в основном выступают протестом сложившихся стереотипов в обществе, из чего вытекает следующая характеристика-радикальность мышления. Целеустремленность, в этот период для человека практически нет ничего невозможного, он ставит себе множество задач и стремится их выполнить. Также можно отметить, что в этот период у человека высокий уровень стресса, так как он только начинает «входить» во взрослую жизнь, брать на себя ответственность [18].
Теория персонализации А.В. Петровского [15]:
Развитие личности определяется взаимоотношением человека с ре-ферентной группой, так как она наиболее значима для него по отношению к остальным. А.В. Петровский в своей концепции выделял 3 основных процесса:
1) Адаптация- этот процесс характеризуется присвоением социаль-ных норм и ценностей новой социальной группы, утрату своей индивиду-альности.
2) Индивидуализация- выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, эта фаза наступает, когда у человека появляется желание выразить свою индивидуальность в группе.
3) Интеграция- человек сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собствен-ной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития чер-ты личности.
Также А.В. Петровский выделил 3 подсистемы личности [15]:
1) интраиндивидная подсистема. В нее входят такие понятия, как темперамент, характер, то, что человек может лучше всего делать и другие личностные факторы, которые отвечают за внутреннее ее содержание.
2) интериндивидная. Она отвечает за общение с другими людьми. То есть, функция интериндивидной подсистемы – это то, как человек себя проявляет в социуме. Люди это могут делать абсолютно по-разному. Не-которые избегают социума вообще, а кто-то наоборот, стремится его под-чинить.
3)Третья подсистема личности – это метаиндивидная подсистема. Это та часть личности человека, которая находится в других людях. Если че-ловек посеял зерно в другого, то это как раз метаиндивидная подсистема. Причем это как доброе, так и злое, что человек сеет в других людях. Все, что человек делает, не пропадает бесследно в других людях. Таким обра-зом, человек обретает другую жизнь в иных личностях.
Cубъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими [13]
В настоящее время одной из актуальных проблем в отечественной психологии является проблема субъектности личности [1–5]. Имеющаяся на данный момент информация в отношении проработки рассматриваемой проблемы свидетельствует о том, что она носит проблемный характер и требует фундаментальных исследований.
В психологии имеются два альтернативных подхода к пониманию личности: ролевой и субъектный. Согласно ролевым концепциям (область социально-психологических исследований) личности, общественное пре-обладает над индивидуальным. Исходя из концепций субъектности лично-сти (область индивидуально-психологических исследований), доминиру-ющей является индивидуальная составляющая. Таким образом, человек выступает, с одной стороны, как носитель роли, а с другой стороны, как субъект.
Известно немало концепций, в которых прослеживается идея един-ства субъектного и ролевого в личности. Так, В. А. Петровский рассмат-ривает личность как динамическую форму субъектно-ролевого единства: становление субъектности – ролью, и снятие роли – субъектностью [6].
В качестве расшифровки понятия «субъектность» В. А. Петровский использует термин «самопричинность» – фундаментальное свойство и спо-собность субъекта быть причиной себя, быть способным проявлять одно-временно спонтанность и ответственность. По его мнению, субъектность представлена такими чертами человека, которые присущи ему внутренне – не отчуждаемы и не сводимы к заданности [6].
Занимаясь вопросами субъектности личности, В. А. Петровский вво-дит понятие отраженной субъектности. По определению В. А. Петровско-го, отраженная субъектность – это идеальная представленность одного че-ловека в другом [15].
Выделяют три основные, генетически преемственные формы прояв-ления отраженной субъектности. В первом случае отраженная субъект-ность выступает как запечатленность субъекта в эффектах межиндивиду-альных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем – как претворенный субъект [3].
Возникновение отраженной субъектности возможно только на основе реальной деятельности, при условии осуществления людьми поступков, которые выступают в качестве действительного источника преобразования жизненного мира другого человека. Индивид в аспекте отраженной субъ-екности может выступать не только как субъект позитивных смысловых преобразований индивида – носителя индивида. Эффект включенности первого в жизненные проявления второго может быть негативным, объек-тивно способствующим не развитию, а регрессу жизненных отношений по-следнего [13].
Таким образом, молодежь-это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости. В этот период у человека высокий уровень стресса, так как он только начинает «входить» во взрослую жизнь, брать на себя ответствен-ность.