Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия в старости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности восприятия и характеристика восприятия
пожилых людей  5

1.1. Характеристика восприятия в психологии. 5

1.2. Характеристика сферы восприятия и когнитивных
способностей в пожилом возрасте. 9

Выводы по главе 1. 14

Глава 2. Прикладные аспекты восприятия пожилых людей. 15

2.1. Характеристика базы проведения исследования и методы
исследования, используемые в работе. 15

2.2. Результаты исследования и их анализ. 19

2.3. Методические рекомендации для пожилых людей по развитию
восприятия с учетом выявленных в ходе исследования особенностей. 24

Выводы по главе 2. 28

Заключение. 29

Список литературы. 31

Приложения. 34

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования.

Восприятие-это общее отражение
предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, во всей
совокупности их свойств и частей.

Процесс восприятия происходит в
тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что
лежит перед нами), речью (представленное словом предмет), памятью, вниманием,
волей (процесс организации восприятия), мотивацией к ориентированию.

Проблема исследования психологических
возможностей в пожилом и старческом возрасте продолжает оставаться одной из
наиболее актуальных проблем психологии, психофизиологии и всего комплекса наук
о человеке.

В связи с увеличением средней
продолжительности жизни и постепенным «постарением» населения можно ожидать,
что значимость проблемы в ближайшее время только возрастет.

В первую очередь, исследователей
интересуют способы компенсации неизбежного возрастного снижения способностей. К
сожалению, психология пожилого возраста разработана недостаточно.

В отличие от первых 20-30 лет жизни,
которые детально изучены и проанализированы в многочисленных публикациях,
разбиты на стадии и этапы, в рамках которых выделены соответствующие кризисы,
пожилой и старческий возраст до сих пор является периодом недифференцированным
с достаточно размытыми границами.

Заключительный этап человеческой
жизни традиционно воспринимается с точки зрения ущербности, распада, потери
возможностей, и хотя социальная геронтология и геронтопсихология изучают
старость как возраст развития со своими новообразованиями, тем не менее.

В первую очередь, старение
психических функций рассматривается с точки зрения грубых нарушений,
деприваций, которые приводят к превращению «открытой» системы организма в
систему «замкнутую» (согласно терминологии одного из основоположников
отечественной геронтологии

Цель: изучить особенности восприятия
людей пожилого возраста

Объект: люди пожилого возраста.

Предмет: особенности восприятия людей
пожилого возраста.

Задачи:

1. Охарактеризовать восприятие в психологии

2. Проанализировать сферу восприятия и когнитивных способностей в пожилом
возрасте

3. Охарактеризовать
базу проведения исследования и методы исследования, используемые в работе.

4. Проанализировать результаты
исследования

5. Предложить методические рекомендации
для пожилых людей по развитию восприятия с учетом выявленных в ходе
исследования особенностей.

Методологическую базу исследования
составили труды таких исследователей как: Ермолаева М.В., Дементьева Н.Ф.,
Иванова В.С., Олех Л.Г., Немчин Т.А., Шахматов Н.Ф., Чудновский В.Э.

Методы исследования: анализ
литературы, диагностика, методы математическая обработка данных.

Методики исследования: методика диагностики объема восприятия, узнавание фигур.

База исследования: пансионат, выборка
— 20 людей пожилого возраста.

Практическая значимость: работа может
быть использована в практике психолога.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе познавательной
деятельности человек редко имеет дело с индивидуальными свойствами предметов и
явлений. Обычно объекты действуют как комбинация различных свойств и частей.
Цвет, форма, размер, запах, звук и вес предметов одновременно вызывают
разнообразные ощущения, тесно связанные друг с другом. На основе взаимосвязи и
взаимозависимости различных органов чувств осуществляется процесс восприятия.
Рефлекторные формы, такие как ощущение и восприятие, являются звеньями единого
процесса чувственного познания.

Предпосылкой восприятия является
существование различных ощущений, причем, без ощущений оно невозможно, но и не
может быть сведено к их сумме, поскольку помимо ощущений оно включает в себя
прошлый опыт человека в виде высказываний и знаний. Процесс восприятия
происходит в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы
осознаем, что лежит перед нами), речью (представленное словом предмет),
памятью, вниманием, волей (процесс организации восприятия), мотивацией к
ориентированию.

Качество жизни пожилых людей во многом
зависит от социального взаимодействия, а также от выражения их мыслей и чувств,
умения управлять эмоциями и выработки поведенческих стратегий, достаточных для
адаптации к этим социальным условиям. Способность понимать психологическое
состояние старости вносит значительный вклад в социальную жизнь. Пожилые люди
могут испытывать трудности с пониманием различных психических состояний,
мотиваций и потребностей других людей. Пожилым людям труднее идентифицировать
ненадежные лица, и они склонны доверять незнакомым людям, поэтому они чаще
становятся жертвами мошенников.

Мы наблюдаем, что у большинства пожилых
людей преобладает средний уровень восприятия.

В процессе старения происходит
снижение чувствительности нервной системы человека, что обуславливает
замедление реакции организма на внешние раздражители и изменение
чувствительности разных органов чувств. В пожилом возрасте человек
обнаруживает, что ей требуется значительно больше времени для того, чтобы
получить ту или иную информацию. Распространенным проявлением результата
старения есть изменения слуховой чувствительности человека. Экспериментальные
данные подтверждают, что снижение слуха наблюдается у трети людей преклонного
возраста и, в первую очередь, у мужчин.

Для восстановления слуха пожилые люди
часто используют слуховые аппараты, которые иногда действительно помогают
справиться с возникающими проблемами. Однако, как правило, желаемый эффект не
достигается, поскольку аппарат усиливает звуки всего слухового диапазона
частот, то есть вместе со звуками речи усиливаются все шумы.

В период старости у человека могут
возникать различные нарушения зрения. Часто наблюдается снижение способности
фокусировать взгляд на предметах. Кроме того, изменение структуры хрусталика
глаза может приводить к его помутнению, а потом катаракты. Осложнения
фокусировка обуславливает трудности восприятия резких контрастов и мелких
предметов.

Другим проявлением изменений зрения у
пожилых людей является снижение остроты зрения. Оно связано с ухудшением
эластичности хрусталика глаза, а также отмиранием рецепторов сетчатки.

Таким образом, в процессе старения
большинство сенсорных функций человека ощутимо ухудшаются. Однако, несмотря на
то, что все виды снижения сенсорной чувствительности характерны для пожилых
людей, специфика их проявления обусловлена индивидуальными свойствами, а также
особенностями сферы деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Особенности восприятия и характеристика восприятия пожилых людей

1.1.
Характеристика восприятия в психологии

В процессе познавательной
деятельности человек редко имеет дело с индивидуальными свойствами предметов и
явлений. Обычно объекты действуют как комбинация различных свойств и частей.
Цвет, форма, размер, запах, звук и вес предметов одновременно вызывают разнообразные
ощущения, тесно связанные друг с другом. На основе взаимосвязи и
взаимозависимости различных органов чувств осуществляется процесс восприятия.
Рефлекторные формы, такие как ощущение и восприятие, являются звеньями единого
процесса чувственного познания. Однако если чувство отражает индивидуальные
свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает им
целостный образ; оно объективно по сравнению со сложностью чувства.
Предпосылкой восприятия является существование различных ощущений, причем, без
ощущений оно невозможно, но и не может быть сведено к их сумме, поскольку
помимо ощущений оно включает в себя прошлый опыт человека в виде высказываний и
знаний [5].

Восприятие-это общее отражение
предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, во всей
совокупности их свойств и частей.

Процесс восприятия происходит в
тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что
лежит перед нами), речью (представленное словом предмет), памятью, вниманием,
волей (процесс организации восприятия), мотивацией к ориентированию [1].

Восприятие — более сложный процесс, чем чувство.
Восприятие-это не пассивное воспроизведение мгновенных эффектов, а живой,
творческий познавательный процесс, сложная деятельность, в которой движение
является важным компонентом. Если глаз неподвижен, он уже не видит предмета,
произносит звук, надо напрячь мышцы горла, узнать свойства предмета, надо
проверить-соединить движения руки. При этом выделяются четыре уровня
перцептивного

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы