Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 4

1.1. Восприятие и его развитие в старшем дошкольном
возрасте. 4

1.2. Специфика восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением слуха. 10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 15

2.1 Организация исследования. 15

2.2. Результаты исследования. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 24

  

Введение:

 

Восприятие
– важнейшая система обработки чувственных данных, с помощью которой человек
получает информацию об окружающем мире, обучается. Старший дошкольный возраст –
это время интенсивного развития ребенка. Поэтому особенностям восприятия
следует уделить особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного
возраста, имеющими нарушения слуха.

Психическое
развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха проходит в
особых условиях восприятия окружающего мира. Особые условия развития приводят к
трудностям в получении, переработке и хранении информации.

Проблема восприятия долгое время была одной из
ключевых проблем психологической науки. По мысли А.В. Запорожца, проблема
восприятия является до сих пор малоизученной и имеет ряд трудностей на пути к
исследованию.

Проблема особенностей восприятия у детей c нарушением слуха
дошкольного возраста достаточно актуальна на сегодняшний день, так как
исследования в этой области показывают, что количество детей данной категории
растет и требует правильного подхода в обучении и воспитании. В дошкольный
период важно уделять таким детям большое внимание и развивать их способности. Исследованием данной проблемы
занимались Р.М. Боксис, [1, c.304]
Е.А. Зоткина, [7, c.212]
Г.А. Карпова, [11, c.48]Т.И.
Обухова [12, c.54]и
другие.

Цель
работы – теоретически обосновать и
экспериментально исследовать особенности восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением слуха.

Объект: восприятие и его развитие у детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет: специфика восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха.

 Гипотеза: мы
предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
особенностями восприятия будут являться следующие: слуховое
восприятие неречевых звучаний преобладает над слуховым восприятием речевых
звучаний.

Задачи:

1. проанализировать теоретические подходы к изучению
восприятия детей старшего дошкольного возраста в научной литературе;

2. рассмотреть специфику восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха;

3.
организовать эмпирическое исследование;

4.
проанализировать результаты исследования.

Теоретическая
и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы
исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении данной темы, а также
в качестве пособия для воспитателей в работе с детьми с нарушениями слуха.

Курсовая
работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью
работы было теоретически обосновать и
экспериментально исследовать особенности восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха.

Объектом исследования стало восприятие и его развитие
у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: специфика восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

 Гипотезой стало
предположение, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
особенностями восприятия будут являться следующие: слуховое
восприятие неречевых звучаний преобладает над слуховым восприятием речевых
звучаний.

В
первой части курсовой работы нами были проанализировать
теоретические подходы к изучению восприятия детей старшего дошкольного возраста
в научной литературе, а также рассмотрена специфика восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха.

Между
восприятием нормативных дошкольников и дошкольников с нарушением слуха есть
явные различия. В развитии ребенка с нарушением слуха отмечаются те же
тенденции в появлении новообразований, что и у слышащих. Но это развитие идет
чрезвычайно медленно и своеобразно в качественном отношении, так как дефект
создает одни затруднения для органического развития, а другие — для
культурного. И если, по определению Л. С. Выготского, ребенок с нарушением
слуха достигает высокого уровня развития, то это происходит в условиях
специального обучения.

Во второй главе нами было проведено эмпирическое
исследование по определению уровня слухового восприятия у детей с нарушением
слуха в старшей группе. В исследовании приняло участие 7 детей с нарушениями
слуха.

С высоким уровнем
слухового восприятия неречевых звуков не выявлено. Детей со средним уровнем
выявлено 40% (3 ребенка) и с низким уровнем – 60 % (4 ребенка)

С высоким и средним
уровнем слухового восприятия речевых звуков не выявлено. Детей со низким
уровнем выявлено 100% (7 детей).

Следовательно, наша
гипотеза о том, что у детей с нарушением слуха восприятие неречевых звучаний
преобладает над восприятием речевых звучаний, подтвердилась.

Таким
образом, можно утверждать, что были выполнены все поставленные в курсовой
работе задачи. А именно:

1. проанализированы теоретические подходы к изучению
восприятия детей старшего дошкольного возраста в научной литературе;

2. рассмотрена специфика восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха;

3.
организовано эмпирическое исследование;

4.
проанализированы результаты исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1.1. Восприятие и его развитие в старшем дошкольном возрасте Восприятие – сложный
психический процесс, который позволяет получить информацию о явлениях и
предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ.
Восприятие завершается узнаванием. [5]

Проблемами восприятия как
психического процесса занимались такие известные психологи как Р.С. Немов, [18,
c.265]
Л.С. Выготский, [6, c.20-32]Д.Б.
Эльконин [29]и другие.

Р.С. Немов в словаре
основных психологических понятий дал определение термину восприятие. Восприятие
– это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей
в мозг через органы чувств, завершается формированием образа. [18, c.265] Р.С. Немов, анализируя
восприятие как психический процесс, уделял особое внимание различиям восприятия
и ощущений. Он утверждал, что восприятие характерно только для человека и
высших животных. При этом способность ощущать характерна для всех живых
существ. Он полагал, что «восприятие всегда выступает как субъективно
соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью,
причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или, когда
воспринимаем свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы
локализованы в пространстве.» [18, c.181]
Итогом восприятия является образ, в то время как итогом ощущения является
«некоторое чувство». [18, c.181]
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный и означенный синтез
разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных,
воспринимаемых как целое явлений. [18, c.182]

В своем труде А.В. Запорожец писал: «психологический
анализ процесса восприятия связан со специфическими трудностями. При обычных
условиях образ восприятия возникает в сознании воспринимающего как будто
мгновенно, и любое наивное самонаблюдение ставит под сомнение самоё возможность
психологического исследования процесса восприятия». [9, c.135]

А.В. Запорожец отмечал, что начальный психологический
факт, на котором основывается восприятие, есть ощущение. Условия его
возникновения специально исследовал В. И. Аснин (1940).

Основными свойствами
образа, полученного в результате восприятия Р.С. Немов называл:

1. Предметность.

2. Целостность.

3. Константность.

4. Категориальность.

Под предметностью Р.С.
Немов понимал «способность человека воспринимать мир не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов,
обладающих свойствми, вызывающими данные ощущения». [18, c.182]

Под целостностью восприятия
Р.С. Немов понимал то, «что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью
готовом виде, со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается
до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.» [18, c. 182]

Константность в
воззрениях Р.С. Немова определялась как способность воспринимать предметы
относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров
независимо от меняющихся физических условий восприятия. [18, c.182] Что касается категориальности,
то это свойство восприятия Р.С. Немов объяснял так: «категориальность
человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер,
и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к
определенному классу». [18, c.182]

А.В. Запорожец разработал
теорию перцептивных действий. Он полагал, что восприятие – это своеобразное
действие. Перцептивные действия — это действия, направленные на выделение и
регистрацию внешних свойств предметов, позволяющие сформировать его адекватный
образ: определить «на глаз» далеко ли объект, каковы его размеры, его форма и
другие его перцептивные признаки. Соответственно, восприятие на уровне действий
— это «…сокращенное ориентировочное действие, которое первоначально
складывается на основе развернутой практической деятельности с предметом в
тесной связи с ее исполнительской частью и лишь постепенно приобретает свою
относительную самостоятельность и свою идеальную форму». [9, c.135]

А.Г. Маклаков давал
следующее определение восприятию: «это целостное отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов чувств». [13]

Т.И. Обухова определ ила
восприятие как отражение предметов и явлений действительности в момент их
воздействия на наши органы чувств. Автор выделяла следующие виды восприятия в
зависимости от анализатора (органа чувств): [20, c.34]

1. зрительное

2. слуховое

3. осязательное

4.обонятельное

5. вкусовое.

Т.И. Обухова выделяла, в
отличие от Р.С. Немова, 3 свойства восприятия: предметность, осмысленность и
константность.

Под предметностью Т.И.
Обухова понимала «отнесение получаемых впечатлений к тем или иным предметам и
явлениям». Под осмысленностью — соотнесение полученных сведений с предыдущим
опытом, соединение чувственного образа с его названием. Константность – это
относительная независимость восприятия свойств предметов от условий, в которых
это восприятие происходит. [20, c.34]

И.В. Дубровина под
восприятием понимала «отражение предметов и явлений, целостных ситуаций
объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном
воздействии их на органы чувств.» [14, c.115] Она обращала внимание на основу
восприятия – ощущения. При этом восприятие – это не сумма ощущений. Восприятие
сводится к созданию целостного образа, который получается в результате
ощущений. Стоит отметить, что хоть ощущения и являются основой восприятия,
восприятие невозможно без знаний и представлений, накопленного ранее опыта.
Таким образом, восприятие неразрывно связано с мышлением и памятью.

Восприятие подразделяется
на виды в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии
преобладающую роль. Различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные
и вкусовые восприятия. [14, c.95]
Сложные виды восприятия представляют собой комбинации, сочетание различных
видов восприятия. Таким образом, выделяют:

1. Восприятие
пространства.

2. Восприятие
времени (представление времени).

Р.С. Немов относил к важнейшим
видам восприятия восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и
пространства. [11]

Дошкольный возраст
определяется границами с 3 до 7 лет. Восприятие у детей дошкольного возраста
обусловлено рядом факторов возраста и уровня развития психики. В этот период
активно развиваются ощущения, а также само восприятие. В этот период под
влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные
виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять
воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих
частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. [13]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы