Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты восприятия партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 7
1.1. Психолого – педагогические проблемы изучения интерактивного компонента общения в норме 7
1.2. Особенности восприятия партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 13
Глава 2. Практические аспекты восприятия партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
2.1. Программа констатирующего эксперимента 26
2.2. Организация и методы исследования 27
2.3. Результаты исследования 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Введение:
Общение является одним из важнейших факторов общего психиче-ского развития ребенка на этапах, которые характеризуются специфиче-ской социальной системой отношений ребенка с другими людьми, она раз-вивается с момента рождения. Под влиянием качества общения происходит перестройка сознания ребенка, в результате чего меняются его отношения с людьми и окружающей действительностью в целом. А. Р. Лурия [41] ука-зывал, что «функция, возникающая в общении и впервые разделенная между двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и превра-щается в сложную систему непрямых функций, характеризующую струк-туру его психических процессов».
В дошкольном периоде развития психики ребенка, когда общение выступает в качестве ведущего фактора, ответственного за накопление и усвоение новых знаний, навыков и способностей, все новообразования психики находятся в процессе ведущей деятельности, что является ее моти-вацией. Но семантические характеристики реализованы по схеме: ребенок — общение — взрослый. В нормальных условиях психического развития роль общения несколько скрыта, и, наоборот, в развитии компенсаторных про-цессов у слепых и особенно глухих детей она требует особой ясности и очевидности.
Особенности восприятие партнера по общению, общения, его роль и функции привлекают внимание многих исследователей. Психологи интере-суются вопросами общения как процесса взаимодействия людей, в кото-ром происходит обмен информацией, опытом и навыками.
Специалисты, работающие со слепыми и слабовидящими детьми и взрослыми, указывают на то, что одна из причин исключения слепого че-ловека в зрячем обществе — трудности в восприятии партнера по общению (В. З. Денискина [22], М. П. Залюбовскиий [28], А.Г. Литвак [39], В.А. Феоктистова [76] и др.).
Ряд авторов (Л. В. Егорова [25], М.Ю. Заорская [29], А. Г. Литвак [39], В. А. Феоктистова [76] и др.) обнаружили, что на момент поступле-ния в школу многие слепые и слабовидящие дети плохо владеют такими базовыми средствами общения, как вербальные и невербальные.
Научные исследования показали ведущую роль зрительного анали-затора в процессе восприятия человеком человека как основного канала получения информации, характеризующей партнера по общению. Нару-шения естественным образом влияют на процесс общения, хотя и не могут изменить общую структуру его построения (В.З. Денискина [22], М.П. Залюбовский [28], М. Заорская [29], И.Г. Корнилова [33], А.Г. Литвак [39], В.А. Феоктистова [76]). В исследованиях выше указанных авторов указы-вается, что то, как люди отражают и интерпретируют свою внешность, по-ведение и оценивают способности друг друга, во многом определяет ха-рактер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в сов-местной деятельности.
Нарушения зрения, сужающие область применения зрительного вос-приятия, не только усложняют, но даже делают невозможным восприятие коммуникационным партнером его выразительных средств, несущих ин-формацию о характеристиках взаимодействии и эмоциональном состоя-нии.
Невозможность дистанционного восприятия мимических и пантоми-мических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудно-сти в формировании речевой функции. В данной работе сделана попытка проанализировать генезис общения и его средства у дошкольников с нарушениями зрения (а именно, амблиопией и косоглазием), выявить осо-бенности восприятия партнера по общению ребенком с нарушением зре-ния.
В настоящее время в детской психологии имеется ряд работ, в кото-рых были изучены и проанализированы многие аспекты процесса воспри-ятия партнера по общению (Н.Л. Фигурин [77], М.П. Денисова [77], 1949, И.А. Зачесова [74], 1989, М.И. Лисина [38], 1978, Н.Д. Павлова [74], 1989, Т.А. Репина [65], 1987, Е.О. Смирнова [69], 1997, Т.Н. Ушакова [74], 1989, З.С. Целенко [80], 1986, А.М. Щетинина [83], 1984 и др.). Проблемы развития общения у детей с особыми нуждами представлены в работах О.К. Агавеляна [1], 1989, Е.К. Баенской [36], 1989, К.С. Лебединской [36], 1989, А.И. Мещерякова [46], 1974, О.С. Никольской [36], 1989 и др. В ти-флопсихологии вопросы развития и функционирования коммуникативной деятельности раскрыты недостаточно (Л.С.Волков [9], В.З. Денискина [22], 1997, Л.В.Егорова [25], 1981, П.М. Залюбовский [28], 1981, М.Ю. Заор-ская [29], 1991, И.Г.Корнилова [33], 1999, Л.И.Плаксина [60], 1998, Л.И. Солнцева [70], 2000 и др.).
Методологическая основа. Работа опирается на исследования общей и детской тифлопсихологии, теории — генезиса общения у детей дошколь-ного возраста М.И.Лисиной [38]и восприятия и познания человека челове-ком в процессе коммуникативной деятельности А.А. Бодалева [8], показы-вающие стадиальный характер становления общения, зависимость его от биосоциальных условий развития ребенка и коррекционно-воспитательной работы.
Заключение:
В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей степени, чем младшие, ориентированы на сверстников: значительную часть моего свободного времени проводят в совместных играх и беседах, они становятся значительными оценками и мнением своих сверстников, все больше и больше требований они предъявляют друг к другу и в их пове-дении стараются их учитывать.
Дети этого возраста повышают избирательность и стабильность их отношений. Постоянных партнеров можно поддерживать на протяжении всего периода общения.
Ребенок с нарушениями зрения плохо знаком с собственными выра-зительными возможностями и механизмом активности анализаторных си-стем, а потому не имеет выражения лица, практически не использует в об-щении выразительные движения.
Чтобы привлечь внимание партнера, ребенок вынужден обратиться к партнеру, чтобы обратиться к нему с устными заявлениями. Сценическое проявление встречного интереса предполагает использование паттернов поведения и интуиции.
Объясняя свои предпочтения, они не имеют в виду ситуативные, слу-чайные причины («сидеть», «он сказал мне сегодня, что с машинкой мож-но играть» и т.д.).
Следует отметить успехи ребенка в игре (с ним весело играть, он хо-роший, он не дерется и т.д.).
Значительное изменение начинает претерпевать взаимодействие и иг-ра детей: если раньше в ней доминировало ролевое взаимодействие (то есть сама игра), то в этом возрасте — разговор об игре, в которой значи-тельное место занимают совместные обсуждения ее правила.
Однако гармонизация их действий, распределение обязанностей у детей этого возраста, скорее всего, произойдут по ходу игры.
В ролевом взаимодействии детей дошкольного возраста усиливаются попытки контролировать действия друг друга — их часто критикуют, ука-зывают на то, как работает тот или иной персонаж.
Когда в игре возникают конфликты (и они происходят в основном из-за ролей и действий персонажа), дети склонны объяснять, почему они это сделали, или оправдывать незаконные действия другого.
Они часто объясняют свое поведение или критику других различных правил («Нужно делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.). Однако дети не всегда могут согласовать нашу точку зрения.
Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуа-тивным, дети стремятся поделиться своими ранее полученными впечатле-ниями. Они внимательно слушают друг друга, эмоционально связаны с ис-ториями друзей.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
1. Изучены психофизиологические особенности детей старшего до-школьного возраста с нарушениями зрения
2. Рассмотрены особенности восприятия партнера по общению деть-ми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
3. Проведено исследование и проведены результаты исследования
4. Предложены рекомендации коррекционной работы по восприятию партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста с наруше-ниями зрения.
Фрагмент текста работы:
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1. Психолого – педагогические проблемы изучения интерак-тивного компонента общения в норме
При изучении общения многие авторы определяют его как процесс установления и развития контактов между людьми, порожденных требо-ваниями совместной деятельности и в том числе обмена информацией, вы-работки общей стратегии взаимодействия, восприятия и понимания парт-нера. В его структуре есть три основных компонента: коммуникативная (обмен информацией); интерактивная (взаимодействие между общением, обменом не только знаниями, но и действиями); перцептивная (восприятие партнерами друг друга).
По мнению ряда исследователей, наиболее важной составляющей общения является взаимодействие. В этом процессе люди обмениваются взглядами, идеями, образами, налаживают отношения друг с другом. Коммуникация как взаимодействие предполагает, прежде всего, организа-цию совместных действий, которые позволяют партнерам осуществлять некоторые общие операции. Это положение подчеркивается в исследова-ниях Е. С. Кузьмина и Б. Е. Семеновой [51].
Авторы отмечают важность того факта, что ядром этого процесса являются межличностные или групповые взаимодействия, организованные с целью обмена между людьми, определяемыми результатами их умствен-ной деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оцен-ками, чувствами.
Продолжением этого исследования является разработка А. А. Леон-тьева [37], в которой основное внимание уделяется общению как процессу внешнего взаимодействия между изолированными индивидами. Понятие «взаимодействие» рассматривается в ряде психологических работ:
— взаимодействие в совместной деятельности (работа, учеба, игры);
— одностороннее воздействие (человека на человека, человека на группу, группа на человека) — внушение, заражение, убеждение;
— взаимное влияние людей друг на друга (фасилитация, ингибиция).
Таким образом, взаимодействие в процессе общения определяется его ведущими социальными функциями: организацией (управлением), ре-гулированием, оценкой, стабилизацией и воспитанием. В целом можно констатировать, что в процессе общения происходит взаимный обмен дей-ствиями, представлениями, идеями, взглядами, интересами и т.д., развива-ется и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».
Обращение к классическим исследованиям Б. Ф. Ломова [40] позво-ляет говорить об общении как об особой самостоятельной форме деятель-ности субъекта. Общение означает взаимодействие между двумя людьми, входящими в него как субъекты.
В результате получается не просто трансформированный объект (ма-териальный или идеальный), а отношения с другими людьми, речь идет не просто о влиянии одного субъекта на другого, а именно на взаимодей-ствие. Подтверждением этой позиции служат исследовательские материалы М. С. Кагана, согласно которым в общении происходит межсубъективное взаимодействие [47].
Подчеркивая субъективность этого процесса, Б. Ф. Ломов и М. С. Каган подчеркивают важность интерактивного структурного компонента в процессе общения. Особое внимание интерактивному аспекту общения уделяет Г. М. Андреева, фиксируя востребованность субъектов в органи-зации совместных действий, позволяющих реализовать некоторые общие виды деятельности [3].
Важность и уникальность интерактивного общения предусматрива-ют адаптацию человека к человеку в совместной деятельности, направлен-ной на реализацию общих для определенной группы целей. В этом случае в качестве приоритетной цели постановка поддерживает взаимное влияние друг на друга у контактирующих людей [21].
Интерактивный аспект общения относится к тем аспектам межлич-ностного общения, которые связаны с взаимодействием людей. В ходе бе-седы участники не только обмениваются информацией, но и организуют обмен действиями, планируют совместные действия, разрабатывают фор-мы и нормы для совместных действий [24].
Таким образом, можно сделать вывод, что описание взаимодействия подчеркивает поведенческий аспект общения. В частности, это интерактив-ный компонент общения, ориентированный на взаимодействие человека [7]. Необходимость рациональной организации взаимодействия ориенти-рует участников на достижение соответствующих результатов. Здесь ис-пользуются различные способы поведения, их утверждение, внесение ис-правлений и выработка оптимальной коммуникационной стратегии. По этой причине в некоторых работах социально-психологической направ-ленности взаимодействия, связанных с общением, направленным на повы-шение качества жизни человека, утверждается, что его содержанием явля-ется то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые влияют на их внут-ренний мир. В целом взаимодействие оценивается как часть взаимодей-ствия, средство или метод успешного общения [6].
Коммуникация предполагает не только обмен информацией, но и взаимное влияние и взаимопонимание, понимание его тем. Эту позицию разделяет А.Ю. Фомин, который рассматривает общение как обмен ин-формацией, а также процесс передачи эмоционального и интеллектуально-го содержания [79].
Социальное восприятие. Социальное восприятие, или «восприятие другого человека», конкретная область восприятия, а именно изучение и понимание социальных отношений с участием человека, малых и больших групп. Когнитивный аспект психических явлений относится к анализу ин-формации о внешних признаках воспринимается индивидом, их взаимо-связь с личностными характеристиками и интерпретация на основе его действий [79].