Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты восприятия дошкольников 5
1.1 Восприятие как познавательный процесс. Понятие и история восприятия 5
1.2 Развитие перцептивных процессов детей старшего дошкольного возраста 11
Вывод по главе 1 14
Глава 2. Прикладные аспекты восприятия дошкольников 15
2.1 Организация и методики исследования 15
2.2 Результаты исследования и их анализ 23
2.3. Рекомендации по развитию восприятия у дошкольников 28
Вывод по главе 2 32
Заключение 34
Список источников 37
Приложения 39

  

Введение:

 

Актуальность. Ощущения отражают определенную совокупность различных (отдельных) свойств и качеств, предметов и явлений. С помощью ощущений мы выделяем единичные свойства предметов и явлений действительности, а восприятие дает нам целостный образ предмета или явления.
Собственное восприятие происходит на основе чувственных данных ощущений. При восприятии все чувства синтезируются, создавая целостные образы предметов и явлений. Но восприятие при этом не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и осмысление воспринятого, и — в известном смысле — также чувства и эмоции по этому поводу.
Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, а не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретного человека, который воспринимает. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие — это форма познания действительности. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. в разных культурах, казалось бы, подтверждает это. Современные ученные придерживаются мнения [3, c.208], что этот подход в корне изменит наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.
Таким образом, наше восприятие окружающего — результат понимания сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны — наши рецепторы, глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы также чувствительны к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Объектом исследования является процесс развития восприятия старших дошкольников.
Предмет исследования – методика развития восприятия у старших дошкольников посредством досуговой деятельности.
Цель работы: проанализировать научно-психологическую литературу и определить феномен восприятия.
Определенная цель составляет перед нами следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по истории изучения восприятия.
2. Провести психологический анализ детей дошкольного возраста
3. Подобрать диагностические методики.
4. Провести диагностическое исследование.
5. Обработать результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по развитию восприятия дошкольников.
Методологическая база исследования. Теории развития личности (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Д. Максименко) положения специальной психологии о общих и специфических закономерностях развития ребенка, учение Л. С. Выготского о социальной ситуации развития человека, как соотношения внешних и внутренних условий развития психики и отечественные исследования роли специальной методической работы в личностном становлении дошкольников.
Методами исследования явились:
— методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по проблеме;
— эмпирические методы – методы эксперимента и тестирования.
Методики исследования. Для выявления уровня сформированности восприятия мы пользовались методиками и тестами Л.А. Венгер, Н.А. Вершининой, Л.С. Выготского и остановились на заданиях: «Последовательные картинки», «Лишний предмет», «Разрезные картинки», «Что может быть одновременно», «Времена года» на определение уровня развития связной речи и развития логического мышления.
База исследования. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6» Раменского муниципального района Московской области.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе выполнения курсовой работы нами была достигнута цель работы: проанализирована научно-психологическая литература и определен феномен восприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Проведен теоретический анализ литературы по истории изучения восприятия. Информация, полученная на основе восприятия, служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности. Она обеспечивает регулирование разносторонней ориентированной, познавательной и практической деятельности. Это касается и поиска решения задачи, и локализаций, и актов социальной коммуникации и операций труда и тому подобное. Психический процесс, в результате которого порождается чувственный образ, структурированный по соответствующим принципам, и который одним из обязательных элементов имеет самого наблюдателя, называется восприятие.
Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, разработанная в 50-60-е годы ХХ веке в СССР, основывается на диалектико-материалистическом понимании психики и объединяет четыре основные линии исследований:
1) изучение рефлекторной природы психических процессов;
2) установление структуры деятельности;
3) раскрытие интериоризации внешних форм деятельности во внутренние;
4) разработка концепции психического развития ребенка как присвоение определенных форм общественного опыта.
Генеральной идеей этой теории является положение о том, что развитие восприятия ребенка представляет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий, с помощью которых осуществляется обследование предметов и явлений действительности, построение образов, которое ориентируют и регулируют поведение личности.
Проведен психологический анализ детей дошкольного возраста. Наиболее общей характеристикой и развивающим механизмом творчества в дошкольном возрасте является ярко выраженные познавательные потребности, которые у ребенка выступают в форме исследовательской поисковой активности. В результате исследовательского поиска активно развивается воображение, с помощью которого ребенок «находит» выход из проблемной ситуации, «достраивает» картину окружающего мира, «заполняет» пробелы в своих знаниях и опыте.
Выборка исследования была сформирована из 15 старших дошкольников в возрасте от 5,5 до 6,5 лет, посещающих МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6» Раменского муниципального района Московской области. В исследовании принимала участие старшая/подготовительная группа детского сада.
Для выявления уровня сформированности познавательного развития мы пользовались методиками и тестами Л.А. Венгер, Н.А. Вершининой, Л.С. Выготского и остановились на заданиях: «Последовательные картинки», «Лишний предмет», «Разрезные картинки», «Что может быть одновременно», «Времена года» на определение уровня развития связной речи и развития логического мышления.
Экспериментальное исследование показало, что на этапе констатирующего эксперимента дети в основном характеризовались средним общим уровнем развития познавательного интереса детей.
Были разработаны рекомендации по развитию восприятия дошкольников. В свою очередь в рамках формирующего эксперимента методика развития познавательного интереса была составлена и реализовывалась в виде методической программы. Методическая программа развития познавательного интереса детей состоит из 4 досугов. Каждый досуг проводится в групповой форме. Максимальное количество детей в группе – 15 человек. Длительность одного досуга – 30 минут. Программа проводилась в течение месяца по 1 досугу в неделю.
— веселые старты (игры-эстафеты);
— праздник «Осенний калейдоскоп»;
— мероприятие «Экскурсия в школу»;
— творческая площадка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Любой акт такого взаимодействия опирается на чувственную представленность его ближайшей (а иногда и несуществующей) среды, включая общее ориентирование, оценку местоположения релевантных объектов, их физических свойств и ситуативной значимости, поведенческого, символического или эстетического содержания.
Такая первичная информация служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности, выходящих за пределы непосредственной данности и обеспечивают регуляцию разнообразной ориентированной, познавательной и практической деятельности (локомоции, поиск решения задачи, акт социальной коммуникации или трудовые операции и т.д.).
В жизнедеятельности человека восприятие выполняет следующие функции:
— общей ориентировки (в познании, поведении, эстетике);
— оценка (оценка местоположения релевантных объектов, их форм, величины, физических свойств расположения друг относительно друга, ситуативного значения, поведенческого, символического или эстетического содержания);
— познавательная (отображение новых предметов и явлений, их сущности, связей между ними и т.п.);
— контроля практической деятельности (при создании новых объектов);
— регулятивная (регулирование поведения и деятельности в процессе взаимодействия с предметами и явлениями).
Информация, полученная на основе восприятия, служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности. Она обеспечивает регулирование разносторонней ориентированной, познавательной и практической деятельности. Это касается и поиска решения задачи, и локализаций, и актов социальной коммуникации и операций труда и тому подобное. Психический процесс, в результате которого порождается чувственный образ, структурированный по соответствующим принципам, и который одним из обязательных элементов имеет самого наблюдателя, называется восприятие. Отражательные природа образа восприятия предполагает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физического мира. Хотя иногда восприятие бывает и «отделенным» [1, c.289].
Исходя из того, что чувственный образ является объектом изучения многих наук — философии, эстетики, физиологии, биологии, физики и другим, то специфический предмет психологии восприятия состоит в изучении механизмов порождения и функционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмов перцептивного управления и контроля деятельности.
Главные характеристики образа восприятия:
— Непосредственность восприятия;
— Адекватность восприятия;
— Реальность (достоверность) восприятие;
— Пространственность восприятия (направление, удаленность, локализация, протяженность);
— Интенсивность восприятия (яркость, громкость, тяжесть, сила запаха и т.п.);
— Динамика восприятия (изменение, движение, мерцание);
— Чувственный тон (освещенность, цвет, теплота, тональность, гладкость, удовольствие);
— Структурные отношения (размер, ориентация, форма, контраст, созвучность, вкусовое сочетание, композиция запаха);
— Последовательность (или амодальность) чувственного образа (конечный образ не раздробляется на несколько модальных копий одного и того же объекта);
— Константность восприятия (то есть относительная независимость образа объекта от изменения внешних условий его наблюдения);
— Определенность содержания, которая воспринимается (воспринимаются объекты или события, которые имеют свое название и значение (научное, жизненное или функциональное);
— Предметность образа восприятия;
— Модальность восприятия (например, явления — то есть явление воспринимается как определенная модель, например поведения, отношений и тому подобное.
Так же восприятие объекта иногда отличается от его физического описания) [3, c.98]. Непосредственность восприятия добавляет содержание, которое воспринимается, как ощущение реальности, или вероятности. Мы видим объект именно там, где он расположен, то есть можем быстро приблизиться к нему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильно воспринятый размер и форма позволяют заранее подготовить кисть руки к его увлечению. Любую ошибку — промах, недооценку, неправильную идентификацию и т.д. — приписывают скорее исполнителю, чем внешнему источнику.
Более того, «наивный реалист», не обремененный гносеологическими вопросами, легко дифференцирует сенсорные артефакты типа «искры из глаз» (фосфен, вызванные механической или электрической стимуляцией органа зрения), «головокружение» (вращение всей сцены, которая воспринимается, в результате непрерывного раздражение вестибулярной системы), «звона в ушах» и др. от реальных событий, и закреплено в их словесном описании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы