Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 5
1.2 Роль художественного произведения в развитии ребенка 7
1.3 Методы работы с художественной литературой 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 18
2.1 Описание методик и организации исследования 18
2.2 Анализ и обработка результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………36

  

Введение:

 

Художественная литература прочно вошла в жизнь каждого человека, а особенно важное значение она занимает в жизни ребенка. Дети познают мир по сказкам, учатся сочувствовать, переживать, узнают, что такое добро и что такое зло. Более того, сказка способствует формированию положительных черт характера.
Дети дошкольного возраста по-своему воспринимаю мир, видят его не так как взрослые. Тоже самое касается и художественной литературы. И если произведение окажется для него слишком трудным, то в результате может вообще перестать читать.
На восприятие художественной литературы также имеют влияние взрослые, которые его окружают, а именно родители. Они являются образцом для подражания для каждого дошкольника. Поэтому восприятие детской художественной литературы взрослыми также отражается на восприятии детьми. Выявление особенностей восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста позволить сформировать высокоразвитую личность. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – детская художественная литература.
Предмет – восприятие детской художественной литературы детьми дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику дошкольников;
2) выявить роль художественной литературы в жизни ребенка;
3) проанализировать основные методы работы с художественной литературой;
4) подобрать методики и организовать эмпирическое исследование;
5) проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление информации.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности воспитателей при работе с детьми в дошкольных учреждениях, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию важности художественной литературы для детей дошкольного возраста, а во второй приводится эмпирическое исследование выявления особенностей восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе исследования нам удалось выяснить, что дети дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления.
Художественная литература прочно вошла в жизнь каждого человека, а особенно ребенка. Она способствует всестороннему развитию ребенка, помогает формировать положительные черты характера, стимулирует к творчеству. Кроме этого, пересказывая и сочиняя сказки у детей развивается воображение и речь. Но дети дошкольного возраста имеют особенности восприятия художественной литературы. Для того, чтобы их выявить мы провели эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе детского сада № 1 «Лисичка» г. Мытищи. В нем приняли участие дети старшей группы в количестве 18 человек возрастом 5-6 лет. Для того, чтобы оценить особенности восприятия художественной литературы мы выбрали методики: диагностику уровня литературного развития, творческого развития детей Торренса, анкетирование родителей «Ребенок и книга», метод математической статистки – коэффициент корреляции Пирсона.
В результате эмпирического исследования мы выявили, что у большинства детей уровень литературного развития является средним, который отразился и на их творческом развитии (у большинства испытуемых он низкий). Это связано с тем, что родители не уделяют должного внимания чтению детям, не прививают любовь к художественной литературе.
Среди особенностей восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста можно выделить следующие: улавливание связей в тексте только лишь при динамичном сюжете; сложные произведения, такие как басня, познавательный текст, остаются непонятыми; обращение на поступки героев с целью выявления положительных и отрицательных; слабое эмоциональное восприятие переживаний героев произведений.
Для того, чтобы улучшить восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста рекомендуется ежедневно читать с детьми книги, которые соответствуют возрастной категории, обсуждать с ними прочитанное, разговаривать об эмоциях героев, о их чувствах, рассматривать иллюстрации в книге и также их обсуждать.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников

Период дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [13, с. 10].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления [12, с. 94].
Но уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов.
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [7].
В период от 3 до 7 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций — насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть [3, с. 93].
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить маленького ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы.
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы [1, с. 20].
Таким образом, дети дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас. Учитывая данную психологическую особенность перед воспитателем стоит задача помочь ребенку увеличить лексический запас, и перевести его из пассивного словаря в активный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы