Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 5
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика восприятия у детей с УО (умственная отсталость) дошкольного возраста 14
Список использованной литературы 22
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема развития восприятия у дошкольников всегда была и остается актуальной. Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Нарушение психической деятельности проявляется в сниженной активности познавательных процессов. Не формируется и ведущая деятельность, соответствующая возрасту ребенка, которая должна была стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. В итоге её нельзя применить как средство коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятельности у нормального ребенка.
Проблема широко отражена в исследованиях таких авторов как: Балич Ф. Ш., Лобанова М. А., Лях В. И., Масловская С. Н., Резанцева И. Е., Трубина, Е. Н., Фаликман М. В.
По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм ценностей, субъективного отношения к ним, образцов поведения.
Цель исследования: изучить особенности восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: восприятие у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс формирования восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренного типа.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей дошкольного возраста
2. Проанализировать характеристику восприятия у детей с УО (умственная отсталость) дошкольного возраста.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников, синтез, классификация, обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы восприятия детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [6].
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Под предметностью понимается отнесенность всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое, системное целое, категориальность, определенной категории, группе объектов на основе каких-либо существенных признаков.
Константность — это относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы восприятия опосредует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память [5].
Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.