Курсовая с практикой на тему Особенности восприятия будущей семьи у студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Характеристика студенческой молодежи как социальной группы 5
1.2. Семейное воспитание и его особенности в современных социально-культурных условиях 10
1.3. Восприятие и представление будущей семьи у студентов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Результаты эмпирического исследования восприятия о будущей семье у студентов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что создание семьи — это очень ответственный и важный этап в жизни каждого человека, где необходимо соответствовать новым обретенным ролям. Современная экономическая ситуация предполагает, что молодые люди уже в процессе обучения в вузе должны задумываться не только о карьере, будущем месте работы, определенном уровне стабильности, собственных доходах и т.п., а также представлять образ будущей семьи, которую им предстоит создать.
Динамичное развитие современного общества влекут за собою и изменения тенденций развития современной семьи. С течением времени изменяются взгляды на семейные ценности. Это обусловлено многими факторами, например, изменением образа жизни, периодическими войнами, развитием технологий, сменой общественного, экономического строя и многими другими.
Образ семьи, создаваемый на основе семейных ценностей, получаемых знаниях о функционировании семьи и ее задачах, может трансформироваться с возрастом, с получением нового опыта. Создание молодой семьи (в период студенческих лет или сразу после окончания обучения в вузе) представляет особый интерес для исследования, особенно в фокусе выбора приоритетов жизненных стратегий и осознания социальной ответственности.
Объект исследования – процесс восприятия будущей семьи у студентов.
Предмет исследования – студенческая молодежь.
Цель исследования – изучить особенности восприятия будущей семьи у студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать характеристику студенческой молодежи как социальной группы;
2. определить сущность семейного воспитания и его особенности в современных социально-культурных условиях;
3. изучить особенности восприятия и представления будущей семьи у студентов
4. провести эмпирическое исследование восприятия о будущей семье у студентов
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, СД Ч. Осгуда, модифицированный О. В. Алмазовой, Метод свободных ассоциаций, Проективная Методика «Рисунок семьи», Пострисуночное интервью, предложенное Н. Н. Васильевым − U-критерий Манна-Уитни.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, в психологии семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Молодая семья является одной из самых незащищенных социальных групп населения в стране. Вместе с тем, среди современной молодежи присутствует слегка искаженное представление о семье, о браке, о семейных ценностях. Непосредственно это отрицательно сказывается на выполнении молодыми семьями своих социальных функций и заметно осложняет проблемы рождаемости. Семья меняется согласно современным тенденциям развития социума в целом, поэтому все современные проблемы будут касаться и ее. Такие изменения могут отразиться в преобразовании функций семьи, которые в настоящее время характеризуются нарастанием противоречий и разнообразия. П.В. Разов в своей работе отмечает, что нестабильность ситуации и процесс адаптация становится для молодой семьи проблемой. Молодая семья выступает той формой жизнедеятельности, в которой рождаются новые воззрения на специфику распределения гендерных ролей и функций, которые выполняет каждый из супругов, соответственно. Исходя из этого, у каждого из членов молодой семьи формируются новые представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, происходит трансформация дифференциации полов и полоролевых идентичностей.
Молодые семьи должны пройти через определенные ступени социализации, связанные с получением образования, трудоустройством. Молодой семье требуется психологическая адаптация к семейной жизни. Одним из важных аспектов, предшествующих созданию молодой семьи, является формирование готовности молодежи к семейной жизни, понимания роли семьи и брака в современном обществе, а эта готовность будет определяться особенностями формирования у молодежи ценностных установок
Семья выступает первичным институтом воспитания и становления человека, она передает подрастающему ребенку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы, став взрослым, человек чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей, умел жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.
Безусловно, основополагающими семейными ценностями современного общества остаются: любовь, взаимопомощь, доверие, уважение, понимание и доброта. Однако, они постепенно теряют свою актуальность, уступая первенство образованию, карьере, поиску способов повышения дохода. Связано это с серьезным давлением, оказываемым со стороны разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами общества. Ряд исследователей отмечают необходимость налаживания взаимодействия молодой семьи, государства и общества. В современной России необходима материальная поддержка молодой семьи и ее социально-педагогическое сопровождение.
Молодежь всегда влияла на будущее общества и определяла его, от нее зависели тенденции и перспективы развития будущих семей. Важным являются представления об образе семьи и отношение молодого поколения к браку и семейным отношениям, воспитание семейных ценностей и их преобразование. Ценности лежат в основе нравственного профиля каждого из нас и в течение всей жизни выступают порой почти неосознаваемыми, но мощными ориентирами при любых жизненных выборах и решениях.
Таким образом, семья играет большую роль для социума и общества. Именно из нее выходят новые члены нашего общества и от того, как человека воспитала семья, зависит его дальнейшее будущее. Ведь в идеале именно в семье начинается развитие индивида как личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Характеристика студенческой молодежи как социальной группы
Молодежь как социальная группа – самая активная и динамичная часть общества. Она не подвержена предрассудкам прошлого, она наиболее обучаема и мобильна, она – будущее страны. Отсюда возникает необходимость знать систему ценностей, особенностей социального положения, возрастные характеристики и социально – психологические особенности молодежи [20].
Студенты – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется [20].
Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Студенты имеют ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности.
Социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения [20].
Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификацией ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях [20].
Молодежь – социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных и социально-статусных характеристик, роли в общественном воспроизводстве, особенностей жизнедеятельности, культуры и ментальности [14].
Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением.
Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.
У студентов практически нет собственного прошлого, их сознание более конфликтно, открыто переменам.
Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе [16].
Лисовский В. Т. дает следующее определение молодежи – поколение людей, усваивающих или уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и др. социальные функции, находящихся в возрасте от 16 до 30 лет.
Кон И. С., значительно расширивший определение молодежи, говорит, что – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Данные критерии зависят от общественного строя, культуры, а также социализации [21].