Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности воспитания одарённых детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОДАРЕННОСТИ.. 5

1.1. Понятие одаренности. 5

1.2. Одаренные дети и их отличительные особенности. 10

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕМ
ЗВЕНЕ  16

2.1. Диагностическая методика работы с одаренными детьми. 16

2.2.Организация педагогического процесса с одарёнными  учащимися в среднем звене  20

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. 33

  

Введение:

 

Проблема
одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде
всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую
активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление,
обучение и воспитание одаренных и талантливых учеников составляет одну их
главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что
одаренные ученики не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие ученики наиболее
чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более
восприимчивы.

Проблемой
одарённости занимались учёные: Г. М. Коджаспирова, М. В. Межиева, В. М.
Загвязинский, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие. В силу своих
повышенных способностей в различных учебных предметах, ученику трудно
определить направление своего профессионального развития и взрослому,
сопровождающему его жизненный опыт, нужно помочь сформировать целенаправленную
мотивацию для самореализации в конкретной научной области.

Специфические
особенности одарённых учеников описаны в специальной литературе таких авторов,
как Ю.З. Гильбух, А. Карне, Ф. Монкс, А.М. Матюшкин. Среди современных
концепций одарённости самой популярной является концепция, разработанная одним
из известных специалистов в области обучения одарённых учеников Дж. Рензулли.
Согласно его теории, одарённость есть сочетание трёх характеристик:
интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости.

В юности все
процессы развития концентрируются в проблеме выбора профессии, сферы
жизнедеятельности. Этот период осложняется осознанием того, что такой выбор
предопределяет результат и успех всей жизни.

Поэтому молодой
человек одновременно готов к восприятию опыта взрослых и стремится к
самоопределению.

Тьюторская задача
сопровождения поддержки таланта ученика состоит не столько в развитии
когнитивной стороны, сколько в создании ситуаций для самооценки и выбора
жизненных ориентиров.

Вместе с тем, ученики
с высокой познавательной потребностью часто четко дифференцируют все действия и
входящую информацию с позиции познавательной ценности, не придавая значения
социальным отношениям, правилам коммуникаций, поэтому их вхождение в
исследовательскую деятельность в общем потоке учеников затруднено.

Предмет
исследования –  анализ организации педагогического процесса.

Объект
исследования – анализ черт одаренных учеников.

Цель исследования
– анализ организации педагогического процесса
с одарёнными учащимися в среднем звене.

Задачи:

1.  Проанализировать понятие одаренности.

2. Выделить
основные характеристики одаренных детей и их отличительные особенности.

3.
Проанализировать диагностическую методику работы с одаренными детьми.

4. Выделить
особенности организации педагогического процесса с одарёнными  учащимися в среднем звене.

Гипотеза: мы
предполагаем, что в зависимости от образовательных потребностей и
познавательных запросов учеников, индивидуальнее образовательные маршруты
способствуют развитию одаренности учеников.

Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его
реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного
Стандарта общего образования является обеспечение специальных условий для
индивидуального развития одарённых детей. В основе стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие
организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Способный, одарённый ученик- это высокий уровень каких-либо способностей
человека. Одарённость бывает художественной, психо-моторной, академической,
интеллектуальной, творческой.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в среднем звене. Все дети
наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они
развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие
невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами
резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то 14 годам
30-40%, к 17-15-20%.

Вот почему задача  школы – создать
развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию
природных возможностей каждого ребёнка.

Также педагог опирается на исследования школьного психолога,
использующего методики для определения уровня интеллектуального развития,
творческих наклонностей учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОДАРЕННОСТИ 1.1. Понятие одаренности

Острота проблемы обучения и развития
одаренных детей в школе, вновь осознанная в нашей стране в последнее
десятилетие XX столетия, породила широкий интерес к ней как со стороны
исследователей, так и педагогов-практиков. Появилось значительное число исследований,
позволяющих нам продвинуться в понимании феномена одаренности, закономерностей
и условий ее развития.

Обучение и воспитание, поддержка и
социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач
совершенствования системы образования. Несколько лет назад самым важным в
воспитании и обучении считалось, чтобы ребенок соответствовал установленным
нормам. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии.

В последние годы положение
изменилось: единая государственная программа воспитания и обучения перестала
быть обязательной для всех детских учреждений. Равные исходные возможности —
это «аксиома» прошлого — уступает место всеобщему признанию того, что эти дети
исходно разные и потенциал у них тоже различен. В настоящее время создаются
педагогические программы для одаренных детей, обладающих высоким уровнем
умственного и творческого развития. Но несмотря на попытки выработать единые
теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее
практическому решению, среди специалистов как зарубежной, так и отечественной
науки наблюдаются различные мнения по вопросу определения подходов и принципов,
разработке механизмов критериального и понятийного аппарата к системе развития
и воспитания одаренных детей в условиях общего образования.

Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с
тем, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без
учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается

 

Содержание:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 5
1.1.Понимание сущности и причин возникновения детской одаренности в отечественной и зарубежной науке 5
1.2.Особенности развития одаренных детей, проблемы их социализации 8
1.3.Основные цели, задачи и принципы организации работы с одаренными детьми 13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 17
2.1.Особенности обучения одаренных детей 17
2.2.Воспитание одаренных детей в семье и в школе 21
2.3.Основные пути реализации методы развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей. Из опыта работы с одаренными детьми учителя 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность. Среди многих направлений совершенствования системы российского образования, пожалуй, наиболее важным является раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети — потенциал общества, они обеспечивают интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследования и практика показывают, что развитие талантов может быть отсрочено, а иногда и разрушено на любой стадии развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных и талантливых детей (сегодня выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий для их образования, воспитания и развития. В Национальной образовательной доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных. Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
Сегодня складываются наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о характере развития одаренности, развития психологических средства стимулирования и помощи одаренных и талантливых.
Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов обучения и технологий обучения.
Объект исследования: Процесс воспитания.
Предмет: Организация процесса воспитания одаренных детей.
Цель: Изучить особенности воспитания одарённых детей
Задачи:
1.Рассмотреть понимание сущности и причины возникновения одаренности в научной литературе;
2.Проанализировать особенности развития одаренных детей;
3.Изучить основные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей
Теоретико – методологические основы: исследования в области гуманистической психологии и педагогики; общий подход к анализу процессов; обобщенные результаты исследований проблем одаренности ( Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Д. Шадриков, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Д.Н. Завалишина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.); концепции взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания (В.Н. Гуров, И.А. Малашихина и др.).
Структура работа: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I«Теоретические аспекты организации воспитательной работы с одаренными детьми» посвящена изучению причин и особенностей развития одаренных детей. Глава II«Особенности воспитания одаренных детей» посвящена анализу основных путей реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.В заключении приводятся основные выводы по основным аспектам, изученным в данной курсовой работе, приводятся рекомендации по воспитанию одаренных детей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Существующие проблемы социализации одаренных детей имеют разнообразную природу и интенсивность, которые можно отнести внешним (средовым) условиям. Для компенсации последствий негативного влияния таких условий необходимо наладить конструктивное взаимодействие между двумя основными механизмами социализации: традиционным (семьи и ближайшего окружения ребенка) и институциональным (школы, внешкольные учреждения).
Развитие одаренности детей является особенно проблематичным, возникающим в результате влияния различных социальных факторов на одаренного ребенка, а именно: семьи, школы и группы сверстников.
Среди существующих проблем в этом направлении следует отметить наиболее острые:
1. Проблема несоответствия индивидуальных психологических характеристик одаренного ребенка и требований, правил и стандартов, которые ему предъявляет система среднего образования.
2. Проблема взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками.
3. Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих одаренных детей.
Для решения этих проблем необходимо создать условия для развития одаренных детей, а именно:
-индивидуализация процесса обучения, основой которого является учет когнитивных стилей учащихся;
-вариабельность системы профилактики усталости с учетом психофизиологических особенностей студентов;
-активация позиции учащихся по отношению к их учебной деятельности через формирование у них навыков самоорганизации и индивидуального стиля обучения;
-организация образовательных воздействий, способствующих оптимизации «Я-концепции» учащихся, формированию зрелой, творческой личности;
— включение в педагогический процесс компонента психологической поддержки деятельности всех его субъектов.
Реализация этих условий позволяет правильно организовать учебный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между уровнями образования, способствуя адаптации одаренных детей

 

Фрагмент текста работы:

 

Рассматривая проблему одаренности, А.И. Савенков отмечал, что «выдающиеся философы древности и их современники, менее осведомленные в науке, хорошо понимали, насколько значительна разница между выдающимся творцом, гением и простым человеком. Уже давно отмечается, что эти различия часто проявляются уже в детстве и их диапазон очень широк — от тяжелой психической патологии до высокой одаренности ». [7]
E.П. Ильин считает, что с древних времен термин «гений» прочно утвердился в научных трактатах и в повседневном сознании. Термин произошел от латинского — гений — дух». В древней культуре гений рассматривался как некое иррациональное вдохновение, проницательность сверху. Древние греки считали это неземной способностью, источником которой является божественный дух, связанный с человеком, благодаря которому человек приобретает качественно иные возможности, недоступные большинству. Философы того времени считают гения явлением, превосходящими известные законы природы. Эта идея является основой учения о гениальности не только в древней, но и в значительной степени в европейской философии до конца 19 века.
Правда, попытки поставить под сомнение эту точку зрения неоднократно предпринимались уже в трудах древних философов. Одним из таких примеров является понимание гения, предложенное Аристотелем. Он подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью и вводит свой термин — «созерцательная деятельность ума», который охватывает концепции научного и художественного творчества.
По мнению А.И. Савенкова: термин «гений» приобрел звучание, близкое к современному, в эпоху Возрождения. Его представители считали гений даром божественным, врожденным, присущим настоящим художникам. В понимании людей того времени художник должен был быть осведомлен как в науке, так и в искусстве».
Доктрина одаренности в исследованиях врачей и биологов давнего времени развивалась относительно автономно по отношению к философским учениям. В формировании и развитии современных научных представлений о гениальности и одаренности трудно переоценить роль немецкой классической философии. По словам А. И. Савенкова, гений понимается как согласованное действие, естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. Гений в понимании И. Канта — это особый талант, естественная способность создавать образцовые произведения искусства».
Термин «одаренность» появился в психологии в начале 20-го века, благодаря американцу Г. Уипплу. Поскольку раньше слово «талант» использовалось чаще, возникла необходимость уточнить идентичность или разницу между этими двумя терминами. Б. М. Теплов рассматривает одаренность как набор способностей. При этом Б. М. Теплов считал, что «они не только сосуществуют, но и приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма n-го числа способностей ».
E.Н. Ильин отмечает, что одаренность, во-первых, является очень сложным умственным образованием, в котором когнитивная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики неразрывно переплетены. Во-вторых, его признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут быть и временными по своей природе. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей».
Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка. Как отмечает Дж. Рензулли, «у него должен быть одновременно интеллект выше среднего уровня, сильная любовь к задачам и высокий творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребенка одаренным. Эта модель в дополненной или модифицированной форме используется во многих странах для диагностики одаренных детей».
Со времен И. Канта гений считался высшей степенью творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения неоднократно предпринимались, но до сих пор эта сущность не была полностью раскрыта. Причина в том, что, как писал С. Риш, невозможно установить абсолютную границу между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, черты гениев выделялись, и первый из них был назван оригинальностью. [3]
Очень часто глубокая мысль появляется внезапно, не вызывая ни малейших усилий со стороны ее автора. Следовательно, гений создает неосознанно, а талант — рационально, на основе продуманного плана. В дополнение к бессознательности творчества гения С. Рише указывает на впечатлительность и силу чувств, тайну вдохновения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы