Курсовая с практикой на тему Особенности воспитания и обучение детей с синдромом Дауна в ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детей с синдромом Дауна 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна 7
1.2. Ранняя помощь детям с синдромом Дауна 9
Глава 2. Организация обучения и воспитания детей с синдромом Дауна 12
2.1. Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна 12
2.2. Современные формы работы с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ 16
2.3. Рекомендации педагогу ДОУ 20
Заключение 26
Список используемой литературы 30
Введение:
Актуальность работы. Хромосомные заболевания – врожденные патологические состояния, обусловленные нарушением числа или структуры хромосом. Они проявляются нарушениями психического и соматического развития (интеллектуальная недостаточность, нарушения поведения, речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром).
Причины возникновения хромосомных аберраций пока еще недостаточно изучены. К факторам, способствующим их возникновению, относят ионизирующую радиацию, инфекции и интоксикации, эндокринные нарушения, психические травмы, воздействие химиопрепаратов и некоторых физиотерапевтических методов лечения.
Важную роль в возникновении хромосомных аномалий играет факт скрытого носительства хромосомных нарушений у родителей (сбалансированные транслокации, мозаициз).
Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная трисомией по 21 паре хромосом. По статистике, примерно 1 ребенок из 700 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях.
Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как более молодые матери рожают чаще, то среди родителей детей с синдромом Дауна в равной степени представлены все возрастные категории.
Синдром Дауна является врожденным заболеванием, которое изучается на уровне генетических исследований будущих матерей и отцов, и на сегодня есть возможность определения вероятности рождения детей с синдромом Дауна.
Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер и др.
Семья является основной, естественной средой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с детьми, имеющими нарушения развития, специалисты все более должны опираться на семейно-ориентированную модель помощи, выстраивать продуктивные партнерские отношения с семьей, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих с ребенком изменений, способствовать разрешению возникающих проблем.
Именно в этом случае коррекционная работа с ребенком будет эффективна, ее результаты будут наиболее значительны и устойчивы.
Успешность социальной адаптации «особенных детей» напрямую зависит от благоприятных социальных условий и среды обитания, а также способов взаимодействия с окружающим миром.
Эффективность технологий, которые направлены на социально-психологическую адаптацию «особенных детей» и формирование навыков в повседневной жизни у детей, окажется намного выше, если в сопровождение социально-психологической адаптации детей данной категории будет включен процесс реализации индивидуальных программ с использованием методик, направленных на развитие и коррекцию.
Объект исследования – дети с синдромом Дауна.
Предмет исследования – воспитание и обучение детей с синдромом Дауна.
Цель исследования – изучить особенности воспитания и обучения детей с синдромом Дауна в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность психолого-педагогической характеристики детей с синдромом Дауна;
2. изучить особенности ранней помощи детям с синдромом Дауна
3. проанализировать особенности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна;
4. проанализировать современные формы работы с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
5. определить рекомендации педагогу ДОУ.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, в настоящее время исследователи понимают необходимость оказания и коррекции ранней помощи и поддержки семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна.
Социальная помощь, коррекция развития «особенного ребенка» — это целый комплекс мероприятий, которые связаны не только с тем, чтобы этот ребенок выжил, но и с его лечением, образованием, социальной интеграцией в общество.
В Российской Федерации за последние несколько лет социальных и экономических реформ были приняты законы и нормативные акты со стороны правительства для защиты «детей с синдромом Дауна».
Все правовые документы в своей сущности рассматривают лиц, которые имеют проблемы в психологическом развитии как объект социальной помощи и заботы. Отношение общества к детям с синдромом Дауна сегодня стало оценкой уровня цивилизованности и развития общества.
Интерес, который проявляется различными специалистами к «особенным детям», объясняется, прежде всего, тем, что сегодня не только в Европе, но и в России часто стали рождаться дети с синдромом Дауна.
Большинство разработок основ психологических исследований, которые предпринимались в последние годы по проблеме ранней коррекции «особенных детей» сделали научные изыскания для более тщательного анализа состояния проблемы, которая даст возможность успешной их адаптации и интеграции «особенных детей» в социум.
Анализ научной литературы и результаты исследований показывают, что синдром Дауна изучался в русле и в форме «олигофрении», Л. Даун говорил о синдроме Дауна как о идиотии монголоидного происхождения.
В начале XX века многие ученые согласились с генетическим происхождением детей-даунов.
Развитие детей с синдромом Дауна имеет несколько отличительных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования российских дефектологов, что отражено непосредственно в трудах Л.С. Выготского.
Л.С. Выготским была заложена идея о структуре аномального развития ребенка, согласно которой идея о наличие дефекта интеллектуального может вызвать выпадение одной из функций, а это в свою очередь приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает аномальное развитие ребенка.
Сложность структуры аномального развития «особенного ребенка» связана с тем, что в наличии первичного дефекта, который был вызван биологическим фактором и вторичным нарушением, возникло неправильное развитие «особенного ребенка».
В качестве последствий неправильного развития детей отмечается феномен «социального аутизма» — отстраненность от внешнего мира. Если исключить «детей-даунов» из жизни общества, то это обязательно отразится на качестве жизни детей данной категории, и их семьи; тем самым происходит нарушение связи между семьей и обществом.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями вследствие психических болезней, обусловленных генетическими и хромосомными нарушениями, по-прежнему, является нерешенной и носит острый государственный характер.
Психолого-медико-педагогические комиссии не рекомендуют детям с синдромом Дауна обучение по коррекционной программе VIII вида.
В итоге большинство матерей вынуждены оставить работу, воспитывать и обучать своих детей самостоятельно в домашних условиях. Оплачивать индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом на дому может далеко не каждая семья.
Необходимо отметить, что по отношению к «особенным детям» исследователи занимают самые разные точки воззрения.
Одни ученые до сих пор придерживаются точки зрения, что «особенные дети» не способны ни к какому обучению и воспитанию. Они считают, что «солнечным детям» недоступны чтение и письмо, потому, что уровень их интеллекта характерен для развития «имбицилл».
Другие исследователи придерживаются позиции в сторону оптимизма, аргументируя ее тем, что, несмотря на то, что «особенным детям», как правило, недоступны счетные операции, а также абстракция, для многих из «особенных детей» характерна хорошо развитая память и наблюдательность.
У «особенных детей» наблюдаются экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что детей с синдромом Дауна можно обучать и развивать, придав тем самым им направленность в жизни.
Изучение опыта исследователей данного синдрома, а также опыт родителей, которые воспитывают «особенных детей», убеждает в том, что уровень возможностей каждого ребенка с синдромом Дауна должен оцениваться только индивидуально.
Поэтому любые обобщения с такими детьми являются ошибкой, поскольку физическое или психическое состояние ребенка с синдромом Дауна нельзя рассматривать отдельно от понимания его индивидуальных особенностей.
Несмотря на генетические нарушения у детей с синдромом Дауна, а также отсутствие эффективной формы обучения особенных детей, на сегодняшний день существует возможность социальной интеграции детей данной категории в социум.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми.
«Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.
В психокоррекционной работе с детьми-даунами нами были определены следующие формы работы:
1. В работе с детьми-даунами благоприятное влияние на их развитие оказывают подвижные игры, так как улучшают двигательный аппарат.
2. Крупотерапия – это нетрадиционный вид работы с разными видами круп, целью которой является нормализация жизнедеятельности детей с синдромом Дауна. Крупотерапия корректирует мелкую моторику пальцев рук, тем самым дает возможность стимулировать его психическое развитие, улучшает общее развитие.
3. Развитие полноценного ребенка с синдромом Дауна возможно с применением комплексных занятий крупотерапией.
Когда ребенок с синдромом Дауна дошкольного возраста начинает работать с различными формами круп, он тем самым концентрирует свое внимание на пальцах и кистях рук. В результате ребенок становиться более внимательным и сконцентрированным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детей с синдромом Дауна
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это генетическое заболевание, обусловленное наличием лишней пары хромосом. Этот диагноз выявляется с помощью анализа крови ребенка или матери во время беременности. Английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1866 году впервые описал признаки людей с синдромом Дауна. В честь него и назвали этот синдром. Но причина этого синдрома обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом.
У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: монголоидный разрез глаз, небольшой нос, яркий румянец на щеках. Рот часто полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук короткие [6].
В медицинской литературе синдром Дауна описан как дифференцированная форма олигофрении. Поэтому также подразделяется на степени умственной отсталости:
— глубокая степень умственной отсталости;
— тяжелая степень умственной отсталости;
— средняя или умеренная степень умственной отсталости;
— слабая или легкая степень умственной отсталости.
Многие из этих детей страдают нарушением слуха и зрения. Эти особенности стоит учитывать при организации учебного процесса и выборе методов обучения.
У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов.
Обнаружены значительные задержки развития основных статических функций. У таких детей резко выражены дефекты в сохранении навыков равновесия.
Почти все дети с синдромом Дауна значительно отстают в воспроизведении и понимании речи. Основная физическая сложность произношения кроется в соотношении размеров ротовой полости и языка. У многих детей с синдромом Дауна маленький рот, и язык оказывается слишком большим для него. Вместе со слабым мышечным тонусом рта и языка это вызывает затруднения при произнесении звуков, необходимом для членораздельной речи.
Другие проблемы с речью и языком связаны с задержкой в понимании речи и трудностями в восприятии обращенной речи. Для детей с синдромом Дауна характерны проблемы с кратковременной слуховой памятью.
У детей с синдромом Дауна пассивный словарь значительно превосходит активный.
При пересказе несложных текстов дети чаще употребляют имена существительные и глаголы [5].
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать – и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена.
Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными.
Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелое заболевание ребенка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.