Курсовая с практикой на тему Особенности вопросительных предложений в американском политическом дискурсе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения вопросительных предложений в американском политическом
дискурсе. 5
1.1 Типы вопросительных
предложений в языке. 5
1.2 Особенности американского
политического дискурса. 9
Глава 2. Особенности
вопросительных предложений в американском политическом дискурсе (на материале
речей политиков) 17
2.1 Риторические вопросы.. 17
2.2 Вопросы,
требующие ответа 20
2.3 Вопросы, в
которых ожидается подтверждение сообщаемой информации 21
2.4 Предположительные
вопросы 24
Заключение. 26
Список литературы.. 29
Приложение………………………………………………………………………………………………32
Введение:
Актуальность
темы определяется тем, что в современном американском
обществе высока роль политики и политической коммуникации. Это связано с
особенностями избирательной системы. США – это представительная демократия. Политика
США направлена на избирателей. Граждане избирают представителей в национальные,
государственные и местные органы власти; эти представители создают законы. В
политической системе США доминируют политические партии. За редким исключением,
выборы решаются между двумя основными партиями: демократами и республиканцами.
Поэтому большая часть политики США сводится к партийной политике. Средства
массовой информации также играют важную роль в политике, влияя на общественные
настроения и выступая в качестве информационного фильтра.
Политик в США должен суметь оказать влияние на
тех людей, которые могут его избрать или помочь избранию кандидата от его
партии. Для лингвистики любые выступления или интервью политиков представляют
интерес, так как у каждого современного американского политика есть своя форма
общения с людьми. Интерес представляет такая лингвистическая категория, как
вопросительное предложение, так как вопросы – это важная часть любой
коммуникации, в том числе политической коммуникации. Все сказанное определяет
актуальность темы «Особенности вопросительных предложений в американском
политическом дискурсе».
Объект
работы: американский политический
дискурс.
Предмет
работы: особенности
вопросительных предложений в американском политическом дискурсе.
Цель состоит в том, чтобы выявить особенности вопросительных
предложений в американском политическом дискурсе.
Задачи состоят в том, чтобы:
1) рассмотреть типы вопросительных предложений в
языке;
2) изучить особенности американского
политического дискурса;
3) выявить особенности вопросительных предложений
в американском политическом дискурсе (на материале речей политиков).
Материалом
являются речи американского политика Д. Трампа.
Научная
новизна работы состоит в том, что
исследование проводится на материале, который ранее не изучался в аспекте
особенностей вопросительных предложений.
Теоретическая
значимость исследования в том, что
в нем систематизируются классификации вопросительных предложений.
Практическая
значимость исследования в том, что
полученные результаты можно использовать при дальнейшем изучении вопросительных
предложений в американском политическом дискурсе. Теоретической
базой работы выступают
классификации вопросительных предложений таких ученых, как А.А. Стрельцова,
Т.Н. Голицыной, О.В. Львовой, Б.И. Федорова, И.В. Бондаренко, Е.В.
Падучевой. Кроме них использовались работы таких ученых, как А.А. Алимджанов,
Н.Д. Арутюнова,
Е.И. Шейгал и др.
Методы
исследования включают
лингвистический анализ, систематизация, сравнение. Структура
работы: введение, две главы,
заключение, список литературы и приложение. Список литературы включает в себя 30 источников.
Заключение:
Вопросительное
предложение можно отнести к способам реализации косвенного побуждения людей к
какой-либо деятельности, в частности речевой. Наличие формальных критериев,
таких как порядок слов и вопросительных знак в конце, не являются единственными
критериями вопроса. К «вопросу» можно отнести любой тип высказывания, если
он побуждает человека к реакции. Однако
при узком понимании к вопросительным предложениям относятся те, в которых
запрашивается информация. Это собственно вопросительные предложения, требующие
развернутого конкретного ответа, вопросительные предложения, в которых ожидается
подтверждение сообщенной информации, и предположительно-вопросительные
предложения (ответ да / нет). Для политической коммуникации важны также
риторические вопросы как прием воздействия на аудиторию.
Политический
дискурс США имеет ряд особенностей. Прежде всего, для него важна личность президента
США. Он представляет не себя, а стоящую за ним партию, а каждая партия
представляет различные группы интересов. Для американского политика важно уметь
говорить. В том числе важно умение пользоваться возможностями вопросительных
предложений.
Проведенное
исследование показало, что в американском политическом выступлении
вопросно-ответный подход к информации очень распространен. В четырех
выступлениях Дональда Трампа за 2020-2021 годы нами обнаружено 177
вопросительных предложений.
Распространенность
этой грамматической конструкции объясняется разнообразием вопросов, их
наполнения и структуры в английском языке. Кроме этого, вопросы можно
использовать в самых различных прагматических целях, что тоже ведет к
увеличению количества вопросительных предложений в речах политиков США.
Самая
значительная часть вопросительных предложений (49 %) относится к риторическим
вопросам, не требующим ответа. Эти вопросы насыщены с точки зрения прагматики:
с их помощью можно обозначить тему выступления, привлечь внимание слушателей,
выразить свою точку зрения. Для Дональда Трампа риторические вопросы часто
становятся средством интенсифицировать высказывание. Риторический вопрос
позволяет убедить слушателей, воздействовать на настроение аудитории.
Вопросы,
требующие развернутого ответа, встречаются в речах Дональда Трампа реже всего
(11 %). Это объяснимо тем, что политическая речь – монолог, а в монологе
политик не может останавливаться и выслушивать кого-то из аудитории. Тем не
менее, часть вопросов требует развернутого ответа. Как правило, политики
использует такие вопросы, если он цитирует кого-то, или если он сам дает
развернутый ответ в следующем высказывании.
Заметная
часть вопросительных предложений (24 %) относится к вопросам, в которых
требуется подтверждение полученной информации. Эти вопросы полезны тем, что
сразу создают эффект согласия с оратором. С их помощью можно обозначить тему
выступления, и создать у аудитории ощущение, что они соглашаются с политиком.
Такой вопрос позволяет ненавязчиво убедить слушателей в том, что политик
предоставляет правдивую информацию.
Большое
число вопросительных предложений можно отнести к категории «предположительных
вопросов», такой тип вопросительных предложений требует только ответа «да» или
«нет». Слушатели могут легко давать подобные ответы, в том числе и вслух. Такие
предположительные вопросительные предложения создают эффект диалога и
поддерживают контакт с аудиторией. В выступлениях Дональда Трампа их 16 %.
Таким образом, активное
использование вопросительных
предложений в американском политическом дискурсе связано с вопросно-ответным
подходом подачи информации. Вопросительные предложения превращают монолог в
диалог, формируют у аудитории ощущение, что они приходят к какой-то мысли
вместе с политиком. При этом часто политик сам и дает ответ на поставленный вопрос,
что связывает текст выступления в единое целое. Все типы вопросительных
предложений позволяют политику вовлечь аудиторию в обсуждение проблемы,
заинтересовать их предлагаемой информацией, подсказать аудитории нужный
политику ответ, убедить в своей точке зрения и достоверности своей информации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вопросительных
предложений в американском политическом дискурсе
1.1 Типы вопросительных предложений в языке
Вопросительные
предложения не являются новым направлением для лингвистического исследования. Как
отметил один из современных исследователей, «изучение вопросительного
предложения на протяжении многих десятилетий является предметом особого
внимания лингвистов. Один только перечень научной литературы составил бы
многостраничный труд» [20, с. 74]. Вопросительные предложения изучены с точки
зрения структуры, семантики, стилистики и т.д.
О
сложности вопроса говорит то, что до сих пор не разработана общая классификация
вопросительных предложений. По содержанию и дргим основаниям можно выделить
прямые и косвенные вопросы, открытые и закрытые вопросы, парафразы и
суггестивные вопросы.
Прямые
вопросы (direct questions) – это синтаксически самостоятельно сформулированные
вопросительные предложения, в конце которых всегда стоит вопросительный знак [23,
с. 112]. Например: «When will you come tomorrow?».
Косвенные
вопросы (indirect questions) входят в состав сложного предложения и не имеют
формы вопроса. Вопрос содержится в придаточном предложении, стоящем обычно
после следующих глаголов главного предложении. Например:
«I would like to know when you will come».
Открытые
вопросы – это вопросы с вопросительным словом, требующие конкретного сообщения:
в английском языке они начинаются со слов when, why, who, what, where.
Закрытые
– это вопросы без вопросительного слова, требующие утверждения или отрицания.
На них дается ответ «да», «нет», «не знаю» [20, с. 77].
Также
выделяют оценочный, он же общий вопрос, как вариант – модальный вопрос и альтернативный вопрос;
определительный, он же специальный; подтвердительный вопрос, который близок к
английскому разделительному и «удостоверительному» вопросам, представляет собой
повествовательное предложение, произнесенное с вопросительной интонацией и
оформленное знаком препинания; риторический вопрос [21, с. 18].
Относительно
цели постановки вопросов можно выделить: заключительный, альтернативный,
вопрос-наступление, вопрос-ответ, вопрос-приказ, встречный вопрос, начальный
вопрос, контрольный вопрос, вопрос, имеющий целью выяснить мнение, вопрос,
имеющий целью выяснить мотив поведения, мотивационный вопрос, вопрос о
практической ценности, риторический вопрос, суггестивный вопрос,
замаскированный вопрос [20, с. 78-79].
Также
есть классификация в соответствии с видом научного знания, содержащегося в
ответах: описательные, объяснительные, прогностические научные вопросы, и
каждый тип может быть открытым, выборочно-альтернативным и просто
альтернативным [24, с. 100-102].
В
зависимости от осведомленности говорящего о том, что спрашивается можно
выделить собственно вопросительные предложения (полная неосведомленность
спрашивающего); неопределенно-вопросительные предложения (догадка,
предположение, неуверенность, сомнение в форме вопроса); констатирующие
предложения (почти полная уверенность) [19, с. 102].
Близка
к ней классификация в зависимости от информационной степени «знания/незнания».
Это собственно вопросительные, требующие развернутого конкретного ответа:
идентифицирующие (кто? / что?), временной ориентации и т.д.; вопросительные
(правда ли / верно ли), в которых ожидается подтверждение сообщенной
информации, и предположительно-вопросительные предложения (ответ да / нет) [11,
с. 29-31].
Возможна
коммуникативная классификация: экспликативные вопросы – спрашивающему известно,
что имела место некая ситуация, и нужно уточнение; экзистенциальные – нужно
подтверждение ситуации; диктально-модальные – имеет место проблемная ситуация,
требующая действий (полные – если известно, что делать, представление о
ситуации полное, частичные – нет, неполное представление) [22, с. 15].
Можно
относить вопросительные предложения к определенным функциональным классам:
например, наводящие вопросы. Они могут употребляться в разных ситуациях, например,
в обучении. Их можно разделять на подсказывающие и т.д. [9, с. 133].
Давно
замечено, что запрос неизвестной информации или ее уточнение не являются
единственной функцией вопросительного предложения. В вопросительном по форме
сообщении может содержаться информация («ты разве не знал, что …»).
Функционально-семантическое
поле вопросительности обладает самым широким спектром функциональных
характеристик. Оно изменяется от собственно запроса информации до выражения
приказания, мольбы, констатации, возражения, эмоциональной реакции,
иронического замечания и т.д. В функционально-семантическом поле вопросительности
можно выделить кроме микрополя «вопроса» еще микрополе «побуждения» и микрополе
«утверждения» или «повествования» [20, с.77].
В
научной литературе существует ряд классификаций «вопросительных предложений с
нестандартной семантикой, или косвенных речевых актов», например, классификация
Е.В. Падучевой:
—
риторические вопросы («Какое дело поэту мирному до вас!»);
—
вопросы-просьбы («Вы не могли бы открыть форточку?»);
—
вопросы-предложения («Ты не хочешь пойти прогуляться?»);
—
вопросы-осуждения («Зачем красить крышу в зеленый цвет?»);
—
переспросы («Знаю ли я Петю?..»);
—
рефлексивные вопросы, т.е. вопросы к самому себе («Куда же я дел очки?»);
—
вопросы-удивления («Неужели это ты придумал?») и др. [23, с. 119].
Любые
предложения современного английского языка могут заключать в себе идею вопроса.
Формальные критерии (порядок подлежащего / сказуемого, наличие вопросительного
слова, знака вопроса) недостаточны для классификации вопросительных предложений.
Разделительный вопрос в английском языке имеет прямой порядок слов. Общий
вопрос не имеет вопросительного слова. Косвенный вопрос имеет в конце точку.
Вопрос
– это высказывание, имеющее целью побудить собеседника сообщить нечто,
требующее выяснения [20, с. 75]. «Выяснять» можно не только информацию, но,
например, отношение собеседника к ситуации, его настрой и т.д.
Если
придерживаться мнения, что сказать значит сделать, то любой вопрос является
особым видом побуждения. Например, высказывание «Скажи мне, идет ли снег» и
высказывание «Закрой окно» функционируют согласно абсолютно одинаковой модели,
которую можно представить как "Сделай действие Х".
Вопросительное
предложение можно отнести к способам реализации косвенного побуждения людей к
какой-либо деятельности, в частности речевой. А поскольку целью вопросительного
предложения является побуждение к реакции, то можно сократить количество типов
предложений до двух: повествовательные (включая косвенные вопросы) и
побудительные (включая прямые вопросы); и те, и другие могут быть
вопросительными или восклицательными, утвердительными или отрицательными [23,
с. 121].
Таким
образом, в английском языке можно построить вопросы по различным моделям.
Наличие формальных критериев, таких как порядок слов и вопросительных знак в
конце, не являются единственными критериями вопроса. К «вопросу» можно отнести
все, что побуждает человека к реакции.