Курсовая с практикой на тему Особенности воображения младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников
1.1. Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития воображения у младших школьников ………………9
ГЛАВА 2. Исследование развития воображения у младших школьников 13
2.1 Диагностика воображения младших школьников ……………………………13
2.2 Комплекс занятий по развитию воображения у младших школьников в школьной образовательной организации …………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
Воображение для своего развития, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений, то есть существует социальный заказ на достаточный уровень развития воображения детей младшего школьного возраста.
Развитие воображения у младших школьников изучено в науке многими учеными. Так изучены условия развития воображения (Л.С.Выготский, А.Н.Веракса, Е.Е.Кравцова, Д.Б.Эльконин), охарактеризованы этапы развития воображения (О.М.Дьяченко, Д.Б.Эльконин), раскрыты методы и приёмы развития воображения (О.М. Дьяченко, И.Ю.Глебова, В.И.Долгова, Н.В.Крыжановская).
Противоречие исследования: между необходимостью развития воображения у младших школьников, с одной стороны, и недостаточной изученностью этого процесса в современной образовательной организации, с другой.
Объект исследования: процесс развития воображения у младших школьников.
Предмет исследования: особенности воображения младших школьников.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию воображения у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что комплекс мероприятий на развития воображения младших школьников значительно повысит уровень вооброжения учащихся и в дальнейшем станет способствовать повышению общего уровня обучаемости младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе.
2. Описать методы, приёмы и средства развития воображения у младших школьников в образовательной организации.
3. Провести диагностику воображения младших школьников
4. Апробировать комплекс мероприятий по развитию воображения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, диагностические методики «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко), «Вербальная фантазия» (Субботина Л.Ю), «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич), методика “Рисунок” (Вачков И.В), методика «Выведение следствий» (Битянова М.И).
Структура: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
Воображение выступает как особая форма познавательной деятельности ребёнка. Развитие воображения ребёнка требует особого внимания, так как в детском творчестве проявляются эмоции, чувства, взаимодействие с окружающим миром. Именно по личному опыту ребёнок создаёт свои первые произведения: рисунки, поделки, выдумывает истории.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии. В рассказах, разговорах детей данного возраста реальность и фантазия часто смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение функции воображения в психическом развитии велико. Тем не менее, фантазия, как и любая форма умственного отражения, должна иметь положительное направление развития. Это должно способствовать лучшему знанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не превращаться в пассивные мечтания, заменяя реальную жизнь мечтами. Для выполнения этой задачи необходимо помочь ребенку использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, активизировать познавательную деятельность школьников, в частности развитие теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и творчества в целом.
Диагностика развития воображения показала, что по методике «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) высокий уровень развития воображения показали 29% детей (6 человек), средний уровень – 52% (11 человек) и низкий уровень 19% (4 человека). По методике «Вербальная фантазия» высокий уровень развития воображения показали 48% детей (10 человек), средний уровень – 43% (9 человек), низкий уровень – 10% (2 человека). Методика «Рисунок несуществующего животного» показала следующие результаты: высокий – 57% (12 человек), средний – 29% (6 человек) и низкий – 14% (3 человека). Поскольку при проведении первичной диагностики дети показывали разные результаты по предложенным методикам, обобщив их, мы получили следующие результаты уровня развития 61 воображения старших дошкольников в группе: низкий уровень – 14,29% (3 человека), средний уровень – 67% (14 человек) и высокий уровень – 19% (4 человека). Диагностика воображения школьников в группе показала, что низкий уровень развития воображения имеют четверо старших дошкольников из двадцати одного. У остальных воображение достаточно развито, однако у 5 испытуемых отметились различные показатели гибкости и разработанности. Для этих детей необходимо разработать комплекс занятий по развитию воображения.
В ходе проведения исследования гипотеза нашла своё подтверждение. Таким образом, задачи исследования решены в полном объёме, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников
1.1. Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе
На органы чувств человека воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых остаются в памяти человека. По мнению В.С. Мухиной, одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений окружающего мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее [18].
Основное назначение воображения Л.С. Выготский усматривал, в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека. Воображение также связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о предмете деятельности и ее результатах. Более того, чем дальше деятельность отходит от механического труда и приближается к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение воображения [9].
Сегодня в научной литературе можно выделить несколько определений понятия воображения — отсутствие единой точки зрения еще раз подчеркивает актуальность изучения данной проблемы. Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображение [10].
А. Н. Лук считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные [14] А. Бэн, Т. Рибо объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек) [17]
«Воображение, — пишет С. Я. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». «Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». [18]
«Основной признак процесса воображения, — пишет А. А. Катаева, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [23]
Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [14].
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека — специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения [19].
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли [13]
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала. [8].
Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. По степени намеренности и сознательности выделяют пассивное и активное воображение. Пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы [12].