Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности внимания в старости

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Старость как проблема проявления аутодеструктивного поведения в пожилом возрасте………………………………………………………………5
1.2 Особенности понятия внимание 10
1.3 Проблема свойств внимания в современной психологии 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Особенности внимания пожилых людей 26
2.2 Диагностика внимания пожилого человека 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Внимание играет значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Внимание всегда включено в деятельность, является главным условием её продуктивности и выступает в совокупности с психическими процессами – познавательными, волевыми, эмоциональными. Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги. В советской психологии проблемы внимания исследовали в пределах теоретических подходов: Л.С. Выготский [6 с. 10], П.Я. Гальперин [8 с. 52], М.Ф. Добрынин [11 с. 101], С.Л. Рубинштейн [31 с. 703], А.Н. Леонтьев [20 с. 250] и др.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема изучения различных аспектов феномена внимания остается одной из важных проблем в области психологических наук, в целом, и педагогической психологии, в частности, несмотря на наличие массива исследований в данной области. Психолог С.Л. Рубинштейн дает следующее определение понятия: «Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, которая выражает связь психологической деятельности с определенным объектом, на котором человек сосредотачивается [32 с. 703].
В своих исследованиях психолог Л.С. Выготский придавал существенное значение речи для развития внимания, так как посредством слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Ученый проследил историю развития внимания.
Л.С. Выготский считал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [7 с. 10]. С возрастом меняются качественные и количественные характеристики психических процессов. Особенно заметны изменения памяти и внимания: снижается устойчивость, сосредоточенность, переключаемость внимания, что связано с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов. Ослабление внимания приводит е общему снижению интеллектуальных функций.
Целью данной работы является изучение свойств внимания у людей пожилого возраста.
Задачи: определение сущности, свойств и значения феномена внимания; изучение диагностики свойств внимания; проведение работы по исследованию свойств внимания у людей пожилого возраста.
Объект курсовой работы – феномен внимания в пожилом возрасте. Предмет курсовой работы – исследование свойств внимания в пожилом возрасте.
Методы исследования: описание и анализ различных теоретических и практических подходов по рассматриваемой проблеме, сравнительный метод, комплекс методов психологической диагностики, методы обработки данных. Методологической основой послужили исследования таких современных ученых, как Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Кaбыльницкaя С.Л. и ряд других. Методика исследования: метод формирующего эксперимента, тестирование, наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы для дальнейшей работы в области изучения свойств внимания лиц пожилого возраста. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. База исследования представлена теоретической и практической частями работы. В первой главе рассматривались такие вопросы, как понятие внимания, его свойства и характеристика. Во второй главе рассматривался данный вопрос с практической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Целью данной работы являлось изучение свойств внимания у людей пожилого возраста.
В работе освещаются проблемы проявления аутодеструктивного поведения в пожилом и старческом возрасте. Обозначены основные симптомы возрастного кризиса старости и его специфические особенности. Показаны различные проявления возрастно-ситуационной депрессии и типы приспособления к старости. Уделено внимание новообразованиям пожилого возраста, которые могут быть заложены в основу психотерапии аутодеструктивного поведения.
Также в ходе проведенного исследования рассматривался феномен внимания с теоретической и практической точки зрения, проявление внимания в пожилом возрасте. Стоит отметить, что понятие «внимание» отождествляют с особым свойством человеческой психики, которое не может существовать самостоятельно вне мышления, восприятия, работы памяти, движения.
По мнению многих ученых — невозможно просто быть внимательным, это можно делать, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности работы органов чувств на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Но только произвольное внимание связывают с волевым усилием, с сознательно поставленной целью, поскольку именно оно, выполняя основную функцию активно регулирует протекания психических процессов.
Внимание играет значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания, так как оно является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса.
С возрастом многие функции организма, в том числе внимание пожилого человека, снижаются. Вот почему пожилые люди часто отвлекаются на второстепенные объекты, не замечая главного. При возникновении подобной проблемы необходимо начать принимать соответствующие меры.
Снижение уровня интеллекта в пожилом возрасте, полученное в ряде работ известных ученых в данной области, связывают с нарушением миелинизации нервных волокон и соответствующим этому процессу замедлением времени передачи информации в центральной нервной системе.
Старение и отмирание клеток мозга приводит к изменениям психических процессов. Первыми под ударом оказываются функции, связанные с памятью и вниманием: начинается снижение их устойчивости, становится сложнее сосредоточиться на определенном предмете или действии, переключиться с одного объекта на другой и т. д. Вследствие необратимых структурных изменений в головном мозге, сопровождающих процесс старения клеток, после 60 лет ухудшение памяти и функциональности восприятия считаются нормальным явлением.
Внимание пожилых людей постепенно теряет остроту. Человеку становится все сложнее своевременно реагировать на поступающий извне поток информации, что является одним из главных аспектов внимательности.
Чтобы избежать серьезных расстройств функций мозга, спада активности мыслительной деятельности, а также исключить зарождение сосудистых и дегенеративных заболеваний, людям старшего поколения необходимо тщательно следить за своим организмом, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Старость как проблема проявления аутодеструктивного поведения в пожилом возрасте
Естественное старение населения представляет собой одну из современных глобальных проблем. Так, по статистическим данным, только за последние 10 лет численность населения РФ старше трудоспособного возраста выросла на 3 млн человек и, по прогнозом, к 2030–2035 гг. количество нетрудоспособного населения в России составит 18–19 % [28].
Поэтому изучению психологических аспектов старения, возможностей сохранения психического здоровья, формирования конструктивной жизненной позиции и профилактике аутодеструктивных проявлений, свойственных пожилому возрасту, уделяется существенное внимание в клинической психологии и геронтопсихологии.
На сегодняшний день специалисты пользуются классификацией, выделяющей хронологические периоды в позднем онтогенезе человека: пожилой возраст (60–74 года), старческий возраст (75 лет и старше). К отдельной категории были отнесены так называемые долгожители (90 лет и старше) [12 с. 534].
Важнейшая задача рассматриваемого возрастного периода, писал Э. Эриксон – принять ценность прожитой жизни. Человеку необходимо обратиться назад и проанализировать жизненные достижения и неуспехи; постараться принять собственную жизнь, отказавшись от порицания жизни других; ощутить нераздельность с индивидами – представителями разных культур и эпох. Лишь тогда формой принятия человеком конечности собственной жизни выступит мудрость со всем диапазоном ее цветов и оттенков.
О. В. Краснова, изучая феномен старости (рис. 1) выделяет следующие виды старости: психическая, хронологическая, биологическая и социальная [13 с. 416].

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы