Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей свойств внимания у
лиц, относящихся к разным возрастным группам. 5

1.1. Понятие
«внимание» в психолого-педагогической литературе. 5

1.2. Свойства
внимания. 10

1.3. Возрастные особенности
развития внимания. 13

Глава 2. Диагностика свойств
внимания у лиц разных возрастных групп……19

2.1. Диагностика свойств внимания дошкольников…………………………19

2.2. Диагностика свойств внимания младших школьников…………………24

Выводы……………………………………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………45

  

Введение:

 

Все психические
процессы не протекают целенаправленно и продуктивно, если человек не
сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.

Внимание
рассматривают как функцию внутреннего контроля за соответствием умственных
действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает
результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция
позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие
внимания является одним из необходимых условий успешного обучения.
Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных
расстройств и нарушений, является необходимым условием рассмотрения
познавательных процессов, в которых проявляет себя внимание.

На сегодняшний
день проблема развития свойств внимания в отечественной и зарубежной психологии
изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию,
что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями
развития внимания представляется весьма проблематично. Значительный вклад в
изучение данной проблемы внесли ученые: Г.С. Абрамова, Д. Бредбента, Л.С.
Выготский, В. Вундт, Г. Гельмгольц, И. Гербарт, П.Я. Гальперин, У. Джеймс, Н.Ф.
Добрынин, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, К.
Черри, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, и другие.

Однако,
несмотря на имеющийся исследовательский вклад в изучение данной проблемы,
крайне мало работ по изучению развития внимания у лиц, относящихся к разным
возрастным группам.

Цель
исследования: теоретически обосновать и
экспериментально изучить особенности свойств внимания у лиц, относящихся к
разным возрастным группам.

Объект
исследования: процесс развитие внимания.

Предмет
исследования: формирование свойств внимания у
лиц, относящихся к разным возрастным группам.

Задачи
исследования:

1. Изучить
проблему исследования свойств внимания в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить
особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам.

3. Доказать,
что

Методы
исследования: анализ, синтез и обобщение
психолого-педагогической литературы, диагностический инструментарий, метод
количественной и качественной обработки результатов исследования.

Гипотеза
исследования: есть предположение, что у людей
разного возраста внимание имеет разный уровень развития и функционирования.

Курсовая работа
состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отличие от
дошкольников внимание у младших школьников развито лучше. Тем не менее
непроизвольное внимание в этом возрасте преобладает над произвольным.

Таким образом,
ребенок в этом возрасте легко сосредотачивается на красочных и подвижных
предметах (поэтому дети так любят мультфильмы), но при этом дети с трудом могут
освоить "неинтересный" без картинок текст. При этом успех учебной
деятельности зависит в большей степени от произвольного внимания.

Учитель должен
приучать школьников быть внимательными и к тому, что не является таким
занимательным.

Лучшим стимулом
развития произвольного внимания служит лепка, конструирование, рисование,
организация на уроке подвижных игр, а также специально -организованные учебные
игры на уроке английского языка.

Непроизвольное
воображение младших школьников чаще всего вызвано неудовлетворенными желаниями,
способствующими созданию тех ситуаций, реальных или нереальных, в которых эти
желания бы реализовались. Младшего школьника надо приучать контролировать свое
воображение, так как его непроизвольная форма продуцирует ситуации и образы,
связанные с сильными чувствами вины, страха, стыда и т.д., что, в свою очередь,
усиливает эмоциональный стресс, способствует закреплению негативных эмоций,
может способствовать развитию негативных черт характера и вызывает чувство
неполноценности.

Произвольное
воображение это разработка образа с заранее поставленной целью. Оно может
повысить эффективность деятельности, если школьник воспроизводит ситуацию, в
которой он должен действовать, тем самым отрабатывая программу поведения в
определенной ситуации. Поэтому необходимо включать детей в реальное общение,
чтобы предотвратить вредную работу воображения. На уроке иностранного языка
давать детям задания пофантазировать, разработать сказочные сюжеты или внести
изменения в уже готовые сюжеты.

 Память младших школьников достаточно развита,
однако дети легко и быстро запоминают то, что вызывает у них эмоциональный
отклик. Учителям следует учитывать эту особенность и организовывать
ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в
употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях,
которые связаны с их интересами, отвечают их потребностям и создают мотивы для
общения и взаимодействия учащихся между собой.

Также нужно
развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть
специально обращать их внимание на то, что надо запомнить.

Одним из
приемов такого осмысленного запоминания является смысловая группировка
материала, то есть распределение слов по правилам чтения, по тематике, а
грамматических структур по значению, формообразованию и т.д.

Мышление
младших школьников неразрывно связано с восприятием. В этом отношении наиболее
показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается
на наглядные образы и представления.

Как правило,
понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются с
помощью частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в
основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

 Поэтому младшие школьники с большим трудом
воспринимают и понимают грамматические правила, предъявленные им в виде
формулировок и определений.

Это происходит,
потому что элементы понятийного мышления ими только усваиваются. По мере овладения
учебной деятельностью школьник постепенно приобщается к системе научных понятий
и его умственные операции становятся менее связанные с наглядными опорами и
практической деятельностью.

Тем не менее,
умственные возможности детей данного возраста очень широки. У них развита
способность к анализу, рассуждению, выводам. Эту способность учителю необходимо
развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся,
на моделирование проблемных ситуаций и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы изучения особенностей свойств внимания у лиц,
относящихся к разным возрастным группам 1.1. Понятие «внимание» в
психолого-педагогической литературе

Внимание – это
особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и
сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения
действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными
процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.[1]

Первыми
работами, в которых было рассмотрено внимание, стали работы немецкого психолога
В. Вундта, появившиеся в конце XIX века. По мнению исследователя, внимание
представляет из себя фиксационную точку сознания или поле ясного видения.[2]

Э. Титченер был
приверженцем суждений В.Вундта о внимании. Первый предложил классификацию
внимания. Все внимание делил на два вида произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание является первичным, а произвольное — вторичным
(является активным и произвольным, включает в себя конфликт между волевым
усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием). Кроме того,
выделил особый вид внимания первичное произвольное или послепроизвольное, то
есть как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке развития.[3]

Согласно точке
зрения английского психолога Д. С. Милля внимание представляет собой результат
эмоций, В. Блок определил внимание как уровень бодрствования.[4]

Французский психолог Т.
Рибо, автор моторно-эмоциональной теории внимания, считает внимание как
«умственный моноидеизм», который может сопровождаться естественным или
искусственным приспособлением индивида в зависимости от вида внимания. [1] Маклаков А. Г. Общая
психология / А. Г. Маклаков. – М. : Издательство «Питер», 2016. – 582 с. [2] Вундт В. Память и внимание:
В кн. избр. псих. произв. / под ред. В. Вундта. М.: Просвещение, 2004. – 285 с. [3] Титченер Э. Б. Внимание:
психология внимания / под ред. Э.Б. Титченера. М.: ЧеРо, 2001. – 246 с. [4] Карпов А. В. Общая
психология / А. В. Карпов. – М. : Гардарики, 2015. – 106 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы