Курсовая с практикой на тему Особенности влияния занятий спортом на психические характеристики подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния занятий спортом на психические характеристики подростков 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 5
1.2. Анатомо-физиологическое развитие детей подросткового возраста 11
1.3. Влияние занятий спортом на личностное развитие подростков 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния занятий спортом на личность подростков 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 29
2.3. Методические рекомендации по формированию личности детей подросткового возраста 35
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 55
Введение:
Актуальность исследования. Подростковый возраст — период от 11 — 12 до 14 — 15 лет — зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.
Период ускорения физического развития и полового созревания называют пубертатом, или пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, кардинальные изменения происходят во всех органах и системах организма. В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Как правило, у мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет, у девочек — на 11 лет 8 месяцев. Необходимо помнить, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости физического развития и полового созревания подростков.
Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. Поэтому актуальной проблемой для современных психологов, становится изучение влияния занятий спортом на личность подростка. Ее решению и посвящена эта работа.
Объект исследования: психологические особенности личности подростков.
Предмет исследования: влияние спортивных занятий на личность подростков.
Цель работы: выявить специфику влияния занятий спортом на психические характеристики подростков.
Задачи исследования:
1. Описать особенности кризиса подросткового возраста;
2. Провести анализ влияния занятий спортом на личность подростка;
3. Посредством проведения эмпирического исследования выявить особенности влияния занятий спортом на подростков.
Гипотезы исследования: Занятие спортом оказывает влияние на личность подростков, а именно на мотивацию к успеху и избеганию неудач.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, посвященной стрессоустойчивости и особенностям занятий спортом подростков. Статистическая обработка полученных данных в виде сравнительного анализа с применением t-критерия Стьюдента для не связанных выборок.
Выборка исследования: в исследовании принимали добровольное участие 75 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет, являющиеся учащимися 11-х классов ГБОУ СОШ №1247 г. Москвы.
Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых в области спортивной психологии, как: Родионов В.А., Родионов А.В., В.Г. Сивицкий, Зациорский В.М., Ильин Е.П., Киселев Ю.Я., Сафонов В.К., Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М., Шаболтас А.В.
Методологическую основу исследования составили принципы природообусловленности и природосообразности, системности и развития.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как спортивными психологами ДЮСШ, спортивных центров, фитнес-клубов, так и психологами-консультантами, работающими с клиентами разных групп здоровья.
Структура работы представлена введением, основной частью из двух глав, заключением, списком литературы, приложениями.
Заключение:
Данная работа посвящена изучению влияния занятий спортом на личность подростков.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой темы позволил прийти к следующим выводам:
1. Подростковый возраст представляет особый период в жизни человека. Доминирующим видом деятельности становится интимно-личностное общение, близкие подруги и друзья, с которыми можно обсудить все, начиная от одежды и заканчивая межличностными отношения, приобретают большую значимость, чем родители, от которых появляются секреты. Становится важна принадлежность референтной группе, ее атрибутика. Учебная деятельность также имеет огромное значение, поскольку впереди сдача единого государственного экзамена и профессиональное самоопределение. Огромное значение имеет кризис подросткового возраста, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы — это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.
2. Обобщая анализ влияния занятий спортом на личность подростка можно констатировать, что оно является весьма значительным: во-первых, улучшаются внутренняя дисциплина и сопротивляемость внешним факторам, подросток становится более самостоятельным, автономным, менее внушаемым; во-вторых, улучшаются физические показатели, что положительным образом сказывается на деятельности нервной системы, обеспечивая эффективный эмоциональный контроль.
3. Юные спортсмены отличаются от сверстников, не занимающихся спортом, реалистичностью самооценки, меньшей боязнью неудач, более низкой тревожностью. Сходной особенностью самоотношения подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, является, завышенность притязаний.
У юных спортсменов завышенность притязаний при достаточной реалистичности самооценки проявляется и при оценке личностных свойств, и при оценке профессионально важных качеств. Для юных спортсменов оказалось характерным повышение величины расхождения уровня притязаний и самооценки, что является фактором риска неустойчивости к соревновательному стрессу.
Следовательно, в процессе работы со спортсменами подростками необходимо уделить внимание развитию у них умения реалистично и избирательно ставить цели, соотносить цели и собственные возможности. Это можно сделать за счет включения в тренировки психологических тренингов личностного роста, один из вариантов которых предложен автором данной работы. Тренинговые программы могут сочетаться с обучением навыкам постановки целей. Навыкам правильной оценки юными спортсменами своих возможностей во время тренировок.
4. Разработанный тренинг личностного роста обнаружил высокую эффективность в плане повышения готовности юных спортсменов к преодолению стрессов за счет повышения реалистичности притязаний, снижения боязни неудач и уровня тревожности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, а гипотезы исследования полностью подтверждены. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как спортивными психологами ДЮСШ, спортивных центров, фитнес-клубов, так и психологами-консультантами, работающими с клиентами разных групп здоровья.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы влияния занятий спортом на психические характеристики подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста
Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов [10].
Подростковый возраст – это очень тяжелый и трудный из всех представленных возрастов, который представляет собой определенный этап развития индивидуальной личности. Вместе с тем это достаточно важный и ответственный период, в связи с тем, что здесь формируются основы нравственного воспитания, складываются и развиваются социальные правила, отношения к себе, к индивидуумам, ко всей окружающей среде. Несмотря на это, в отмеченном ранее нами возрастном периоде устанавливаются определенные особенности характера и важные формы межличностного поведения. Важные линии, которые имеют особенную важность этого возрастного периода, которые имеют связь с серьезным напором к своему индивидуальному развитию и идиализированию, – это саморазвитие и изучение себя, выражение самого себя и утверждение своих личных способностей и возможностей. Достаточно важная новая линия характера, которая появляется в психологической части подростка если сравнивать с ребенком школьного возраста, – это наиболее высокий уровень своего сознания [12].
Необходимыми и важными вопросами в области психологии у подросткового возраста заключаются в процессе целеустремленности к взаимоотношениям со своими сверстниками, целеустремленности к индивидуальной самостоятельности и являются независимыми, отделению от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Но, несмотря на это, младший подростковый возраст имеет характерную черту как важное стремительное половое становление. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения характеризуют данный возрастной период лишь трудным для подростка и близкого круга людей. И для здоровых подростков отличительны нестабильность настроения, физической характеристики и самочувствия, характер противоречивого настроения, исключительная ранимость, депрессивные переживания [20].